Страдание антипы пергамского

Жизнь и труды апостолов – Св. священномученик Антипа Пергамский

Краткое житие священномученика Антипы, епископа Пергамского

Священномученик Антипа – ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября), был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54–68).

В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос в Эгейском море святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

"И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа" (Откр.2:12-13).

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.

Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.

Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув († ок. 68).

Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.

Полное житие священномученика Антипы, епископа Пергамского

Священномученик Антипа (I в. по Р.Х.) был одним из учеников святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ближайшего ученика и наперсника Господа, и возглавлял епископскую кафедру в городе Пергам в Малой Азии. Господь поставил его на это служение, видя величие его духа, и сообщил ему благодатные дары, имеющие силу противостоять самому начальнику духов злобы поднебесной в одном из его земных уделов.

Ко времени появления святого Антипы в Пергаме, этот город являлся третьим по величине после таких городов античного мира, как Рим и Александрия. Пергам славился своей великолепной архитектурой, библиотекой, которая соперничала с александрийской, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства.

Пергамский алтарь – алтарь Зевса – одно из грандиозных сооружений Древнего мира. В библиотеке Пергама во множестве хранились рукописи по медицине, ведь город считался центром медицинской науки и врачевания. Горожане возвели за стенами города лечебницу и украсили ее многозначительной надписью: «Во имя богов смерти вход запрещен». Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам. В здравнице можно было отдохнуть в тени галерей, сидя на каменных скамьях или прислонившись к колонне. Под сводами здесь были скрыты особые рупоры, и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа.

Дворцы и храмы Пергама были построены с изяществом и роскошью. Здесь был огромный театр, размерами и архитектурой напоминающий стадион, где в духе времени проводились жестокие игрища – бои гладиаторов.

В центре города стоял языческий храм Артемиды – богини охоты, известной своим коварством, которую более других богов почитали местные жители.

С приходом в Пергаму епископа Антипы бесы не смогли выдержать его духовной силы и бежали вон из града. Молитва старца жгла их словно огонь и гнала прочь, а его пламенное слово и святость жизни обращали ко Христу множество язычников. Жители Пергама перестали приносить жертвы в языческие храмы. Не имея ни силы, ни власти искусить святого, бесы стали являться своим земным слугам – волхвам и жрецам, жалуясь, что уже не обоняют жертвенного курения, не слышат восхвалений, так как их прогоняет начальник христиан.

Разгневанные язычники схватили святого и привели на капище. «Не ты ли тот Антипа, который ни одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из-за тебя боги оставили наш город и не хотят более охранять его! Подчинись нашим законам, или подвергнешься достойному наказанию», – потребовал правитель. «Если ваши боги не могут сами наказать за причиненное им оскорбление и, признав себя побежденными от одного старика, сами ищут вашей помощи, то как могут охранять город?» – ответил Антипа.

В ярости языческие жрецы повлекли святого мужа в храм Артемиды и бросили в раскаленного медного вола, в котором приносили жертвы. Святой Антипа долго молился в раскаленном воле, а затем мирно предал дух в руце Божии, как бы уснув. Христиане взяли святые мощи его и с честью погребли их в Пергаме, и от них истекло миро, исцелявшее все болезни. С тех пор верующие, прибегая к священномученику Антипе как скорому помощнику в скорбях и болезнях, неизменно получают утешение и исцеление. Имеет он и особую благодать быть скорым помощником страждущим от зубных болезней.

Молитвенный покров священномученика Антипы особенно необходим в наше апостасийное время. В предсмертной молитве святой просил Господа, «дабы те, кто будет жить после меня, соделались причастниками Милости Его». Сегодня он предстательствует за христиан, обнажая сокровенные козни лукавого и наставляя на путь спасения. Будучи тайнозрителем судеб Божиих и победителем бесов еще при жизни, святой Антипа имеет особую благодать охранять от заблуждений и покрывать от бесовских искушений последних времен.

См. также: "Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского " в изложении свт. Димитрия Ростовского.


Тропарь священномученика Антипы

Идольския лести упразднил еси, Антипо,/ и, диавольскую поправ силу,/ пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси./ Темже со Ангельскими чины в Вышних водворяяся,/ Владыце всех славословие принося,/ и о нас молебное благодарение предлагаеши,/ благодать цельбы даруя./ Сего ради тя чтим,/ священномучениче Антипо,/ моли Христа Бога,// да спасет души наша.

Кондак священномученика Антипы

Апостолов сопрестольник и святителей украшение/ был еси, блаженне,/ мученически прославився,/ возсиял еси, якоже солнце, всех просвещая,/ Антипо священне,/ разрушил еси безбожия нощь глубокую./ Сего ради тя почитаем,/ яко Божественнаго суща священомученика// и целеб подателя.

Молитва священномученику Антипе

О, преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз, немощный, прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да, тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Священномученик Антипа жил в век апостольский, когда Римской империей управлял Домициан. Этот император, отличавшийся насилиями и расточительностью, был заклятым врагом христианства. Тотчас по вступлении на престол, в 81 году, он поднял гонение на христиан и своей жестокостью удивлял даже современников. В это время сослан был на остров Патмос Иоанн Богослов . В откровении, бывшем ему в заточении, возлюбленный ученик Господа услышал об Антипе, епископе малоазийского города Пергама, такие слова: «И ангелу Пергамской церкви, напиши: знаю твои дела и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Апок. 2:12-13).

Вот как рассказывает предание об этой мученической смерти. Бесы, поселившиеся в пергамских идолах, не могли оставаться в Пергаме, этом жилище сатаны, по выражению праведных слов Откровения, потому что там ярко горел светильник Христов - Антипа. Они стали являться во время сна к жрецам языческим и, как бы от лица идолов, говорили: «Мы не вкушаем ваших жертв, не обоняем запаха и дыма жертвенного, потому что изгнаны из города защитником христиан Антипою».

Когда жрецы передали о бывшем им видении народу, все возгорелись яростью на святителя Христова. Его схватили и повлекли на место, где, обыкновенно, приносимы были жертвы идолам. «Ты ли тот дерзкий Антипа, - обратился к нему военачальник Пергама, - который не только сам не слушаешь приказаний императора, но и других научаешь не слушаться? Зачем ты отвергаешь жертвы богам? Мы боимся, чтобы не постигло нас какое-нибудь несчастье, потому что боги оставили город и перестали охранять его. Тебе же советую перестать упражняться в волшебстве христианском. Если не согласишься, знай, что, по римскому закону, будешь подвергнут страшным мучениям».

Антипа кротко отвечал: «Я - христианин, и приказаниям императора, безумным и нечестивым, подчиняться не желаю. Если боги, которых вы называете владыками вселенной, боятся смертного человека и бегут от него, оставляя целый город на произвол случая, почему вы считаете их защитниками? И если сами они признаются, что побеждаются одним человеком, то как могут избавлять от бедствий весь род человеческий? Оставьте пагубное неверие - уверуйте в Иисуса Христа, Сына Божия. Он воистину Спаситель и в конце веков придет судить всех».

Эти слова Антипы, сказанные с силою убеждения, не подействовали на военачальника, не смягчили его души. Он снова стал хулить христианское учение. На это святой горячо отвечал: «Я не отступлю от веры в Господа ради окаянной и безчестной жизни. Ведь у вас нет ни одного бога, который бы существовал от вечности. Какая польза от них - сами будучи гнусными и мерзкими, они сделались виновниками худой жизни многих людей... Вечным огнем будете казнены и неусыпающий червь будет терзать вас, если не покаетесь...» Так Антипа изобличал язычников и наставлял их в учении христианском.

Жители Пергама, придя в ярость, схватили святого и повлекли к храму богини Артемиды. Около него находился медный вол, пустой внутри и с отверстием в спине, - этого вола раскалили и бросили в него Антипу. Пожираемый пламенем, священномученик, возводя очи к небу, молился: «Боже, явивший нам сокровенную от веков тайну Господа Иисуса Христа, благодарю Тебя! Ты спасаешь уповающих на Тя и меня в этот час сподобил быть мучеником за имя Твое святое. Приими же дух мой!» Так воспевал хвалу Богу святой мученик; молился он еще и о всем мире. В своих страданиях святой Антипа просил у Бога даровать ему особую благодать врачевать страдающих зубною болезнью. Наконец праведник предал Богу свою чистую душу. Благочестивые христиане, взяв святые мощи епископа, с честью погребли их в городе Пергаме.


Свя-щен-но-му-че-ник Ан-ти-па - уче-ник свя-то-го апо-сто-ла Иоан-на Бо-го-сло-ва , был епи-ско-пом Пер-гам-ской Церк-ви в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ра Неро-на (54-68).

В то вре-мя по по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра всех, кто не при-но-сил жерт-вы идо-лам, под-вер-га-ли каз-ни или из-гна-нию. То-гда был за-то-чен на ост-ров Пат-мос в Эгей-ском мо-ре свя-той апо-стол Иоанн Бо-го-слов, ко-то-ро-му Гос-подь от-крыл бу-ду-щие судь-бы ми-ра и Свя-той Церк-ви.

«И Ан-ге-лу Пер-гам-ской Церк-ви на-пи-ши: так го-во-рит Име-ю-щий ост-рый с обе-их сто-рон меч: знаю твои де-ла, и что ты жи-вешь там, где пре-стол са-та-ны, и что со-дер-жишь Имя Мое, и не от-рек-ся от ве-ры Мо-ей да-же в те дни, в ко-то-рые у вас, где жи-вет са-та-на, умерщ-влен вер-ный сви-де-тель Мой Ан-ти-па» .Так сказано в книге Апакалипсис.

Свя-ти-тель Ан-ти-па сво-им при-ме-ром, твер-дой ве-рой и неустан-ной про-по-ве-дью о Хри-сте до-стиг то-го, что жи-те-ли Пер-га-ма на-ча-ли укло-нять-ся от жерт-во-при-но-ше-ний идо-лам. Язы-че-ские жре-цы упре-ка-ли епи-ско-па в том, что он от-вра-ща-ет на-род от по-кло-не-ния оте-че-ствен-ным бо-гам, и тре-бо-ва-ли пре-кра-тить про-по-ведь о Хри-сте и при-не-сти жерт-ву идо-лам.

Свя-ти-тель Ан-ти-па спо-кой-но от-ве-тил, что не станет слу-жить бо-гам-бе-сам, ко-то-рые бе-гут от него, смерт-но-го че-ло-ве-ка, что он по-кло-ня-ет-ся и бу-дет по-кло-нять-ся Гос-по-ду Все-дер-жи-те-лю, со-здав-ше-му все, и Его Еди-но-род-но-му и Еди-но-сущ-но-му Сы-ну и Свя-то-му Ду-ху. Жре-цы воз-ра-зи-ли, что их бо-ги су-ще-ству-ют из-дав-на, а Хри-стос по-явил-ся недав-но и был рас-пят при Пи-ла-те как зло-дей. Свя-ти-тель от-ве-тил, что язы-че-ские бо-ги со-зда-ны ру-ка-ми лю-дей и все ска-за-ния о них ис-пол-не-ны без-за-ко-ний и по-ро-ков. Он твер-до ис-по-ве-до-вал ве-ру в Сы-на Бо-жия, во-пло-тив-ше-го-ся от Пре-свя-той Де-вы.


Разъ-ярен-ные жре-цы по-влек-ли свя-щен-но-му-че-ни-ка Ан-ти-пу в храм Ар-те-ми-ды и бро-си-ли его в рас-ка-лен-но-го мед-но-го во-ла, ку-да обыч-но бро-са-ли жерт-вы идо-лам. Свя-щен-но-му-че-ник в рас-ка-лен-ной пе-чи гром-ко мо-лил-ся Бо-гу, про-ся при-нять его ду-шу и укре-пить ве-ру хри-сти-ан. Он ото-шел ко Гос-по-ду спо-кой-но, как бы уснув († ок. 68).

Но-чью хри-сти-ане взя-ли не тро-ну-тое ог-нем те-ло свя-щен-но-му-че-ни-ка Ан-ти-пы и с че-стью по-хо-ро-ни-ли в Пер-га-ме . Гроб-ни-ца свя-щен-но-му-че-ни-ка ста-ла ис-точ-ни-ком чу-дес и ис-це-ле-ний от раз-лич-ных бо-лез-ней. Осо-бен-но при-бе-га-ют к свя-щен-но-му-че-ни-ку Ан-ти-пе при зуб-ных бо-лях .



Город Пергам , в котором жил Святой Антипа. Находится на территории современной Турции. Ныне это окраина города Бергам .

В античности к северо-западу от современного города был расположен Пергам , крупнейший город региона. В римскую эпоху Пергам достиг своего расцвета, его населяло 150 000 жителей.


При Атталидах в Пергаме была собрана вторая по величине (после Александрийской) библиотека античного мира. Согласно легенде, переданной Плинием Варрским , изобретение пергамента состоялось в Пергаме вследствие запрета египетских Птолемеев на вывоз папируса. Насчитывавшая в своё время 200 000 книг, библиотека была захвачена и вывезена в Римский Египет Марком Антонием.


В 1912 году здесь проживали: греки — 25 277 чел., турки — 22 735 чел., армяне — 1500 чел.

В настоящее время глава Св. Антипы покоятся на острове Патмос в монастыре Св. апостола Иоанна Богослова. На месте, где пребывал в изгнании Иоанн Богослов и написал Апокалипсис.



Церкви Святому Антипе посвещены в Суздале, Вологде и Москве (на фото).

Молитва священномученику Антипе

О преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз, немощный, прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Ббжия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да, тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, спрдоблюся со всеми святыми славити всесвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Боль номер один

Ты, завладев моей скулой,

Пронзаешь десны мне иглой,

Сверлишь сверлом, пилишь пилой

Без остановки.

Мечусь истерзанный и злой,

Как в мышеловке.

Такую клиническую картину описал в знаменитой «Оде к зубной боли» шотландский поэт Роберт Бернс. Леденящие душу метафоры отнюдь не удивляют, ведь в старину говорили: самая страшная боль – зубная (за ней, кстати, шла головная боль, а на третьем месте стояла… ревность).

Боль – это своеобразный защитный механизм, призванный предупреждать нас о грядущей опасности. Зубная боль – не исключение: она сигнализирует о серьезных проблемах, и чем боль сильнее, тем быстрее нужно бежать за помощью к стоматологу. Но что делать, если терпеть уже невмоготу, а до врача в ближайшее время никак не добраться? Такие ситуации порой случаются в дороге, в походе, на даче, в зарубежной поездке… Как экстренная мера верующих спасает старая добрая молитва – в данном случае священномученику Антипе, епископу Пергамскому, небесному покровителю стоматологов и их пациентов. Этот святой испокон веков помогает тем, кто страдает от болезней зубов и десен.

Святой епископ из Пергама

Наверное, кто-то удивится, узнав, что святые мученики были такими же людьми, как и каждый из нас, только свою земную жизнь они прожили по-особенному. Их пример в нашей памяти – это и утешение, и поддержка, и помощь, особенно в таких ситуациях, с которыми самостоятельно нам справиться не дано. Молитва перед иконой священномученика Антипы, как и перед образом любого другого святого, будет тем эффективнее, чем больше мы будем знать о его земной жизни.

Священномученник Антипа, один из учеников святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова, возглавлял епископскую кафедру в малазийском городе Пергаме. По многочисленным сведениям, Антипа Пергамский жил при императоре Нероне, по другим предположениям – в годы правления императора Домициана. Это было соответственно в середине и конце I века нашей эры, в тяжелые для христиан времена, когда злодеяния римских императоров приводили в ужас даже их сограждан-язычников. Именно в период царствования Нерона были казнены апостолы Петр и Павел, а по приказу Домициана после жестоких пыток сослан на остров Патмос святой Иоанн Богослов.

Древний Пергам, основанный эллинами в XII веке до Р.Х., располагался на территории нынешней Турции; его руины сохранились на северо-западе современного города Бергама, в 26 километрах от Эгейского моря. Во времена святого Антипы этот город был третьим по величине после таких столпов античного мира как Рим и Александрия. Пергам славился дворцовой и храмовой архитектурой, музеем скульптуры, научными школами, библиотекой, крупнейшим комплексом театрального искусства. В библиотеке Пергама – признанного центра медицинской науки – хранилось множество рукописей по врачеванию. Лечебницу, возведенную за стенами города, украшала многообещающая надпись: «Во имя богов, смерти вход запрещен».

Епископ Пергамский, обладавший недюжинной верой и любовью к Господу, основал христианскую общину в городе с преимущественно языческим населением. Пламенные проповеди и личный пример святого Антипы привлекали в общину множество новых последователей Христа, несмотря на усилившиеся гонения. Постепенно праведнику удалось добиться того, что жители Пергама перестали приносить жертвы идолам. Священномученика обвинили в чародействе и потребовали прекратить проповедовать христианство. Святой Антипа кротко, но твердо ответил, что не станет служить богам-бесам, которые не выносят присутствия смертного человека, и призвал градоначальника и весь народ уверовать в Иисуса Христа.

Разъяренные жрецы доставили Антипу в храм Артемиды и бросили его внутрь раскаленного медного вола, где обычно приносили жертвы богине. Объятый пламенем священномученик громко молился, а потом спокойно отошел к Господу, как будто уснул. Ночью христиане с почестями предали земле святые мощи Антипы, и от них истекло миро, исцелявшее все болезни. С тех пор верующие неизменно получают утешение от священномученика Антипы Пергамского.

Общество православных стоматологов

Святой Антипа весьма почитаем в христианском мире. В V веке над его гробницей в Пергаме был возведен храм, а в IX веке во имя священномученика построили храм в Константинополе. Чудотворные мощи небесного покровителя дантистов ныне хранятся на греческом острове Патмос, в монастыре святого апостола Иоанна Богослова.

И на Руси с давних времен с большим почитанием относились к священномученику Антипе. Сам Иван Грозный в числе родовых святынь хранил окованный серебром зуб святого «Онтипия Великого». Согласно сказаниям, первый государь всея Руси венчался с одной из своих жен в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе, который уже без малого 500 лет стоит недалеко от Московского Кремля.

В далеком XVI веке на месте современного Колымажного переулка построили деревянную церковь для царских конюхов, которую водители «высочайших» экипажей, телег и прочих колымаг вскоре заменили на каменную. Немалую лепту в то строительство, вероятно, внесли и знатные дворяне Скуратовы, чья усадьба соседствовала с церковью с восточной стороны.

История храма на Колымажном дворе связана со многими славными именами Российской державы. Царь Алексей Михайлович нередко заходил на богомолье «к Антипию», а однажды даже положил к образу чудотворца «два зубка серебряных» – по обычаю к иконе святого Антипы приносили подвески с изображением зуба или пробитые насквозь мелкие монеты, которые перед этим некоторое время держали на больных зубах. В разное время прихожанами Антипьевской церкви были владельцы дворянских усадеб близлежащего Москворечья: Лопухины, Апраксины, Оболенские, а в начале XX века в приходе храма жил известный художник Валентин Серов.

В храме два придела. Основной освящен во имя священномученика Антипы, малый – во имя святого Григория Декаполита. В XVIII веке появились новые приделы – святого Николая Чудотворца, великомученицы Екатерины и Рождества Иоанна Предтечи. Огромное по тем временам здание Музея изящных искусств императора Александра III, ныне Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, выросшее поблизости в 1912 году, еще больше подчеркнуло красоту и изящество небольшой по размерам церкви.

В 1929 году храм священномученика Антипы на Колымажном дворе был закрыт, но в отличие от многих других островков Православия в Москве и России не был разрушен. Сначала здание использовали в качестве жилья для слушателей курсов Ассоциации художников революции, затем – как подсобное помещение ГМИИ им. А.С. Пушкина. Лишь спустя 76 лет, 25 февраля 2005 года, состоялось долгожданное возвращение Антипьевского храма Русской Православной Церкви.

В 2006 году приход храма священномученика Антипы на Колымажном дворе и Стоматологическая Ассоциация России (СТАР) заключили соглашение о сотрудничестве, а в 2007 году по инициативе Ассоциации частных стоматологических клиник г. Москвы и по благословению настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина было основано Общество православных стоматологов столицы.

Священномученик Антипа Пергамский

Молитва

О, преславный священномученик Антипа, скорый помощник христианам в болезнях! Верую от всей души и помышления, яко дан тебе от Господа дар болящих исцелять, недужных врачевать и расслабленных укреплять. Ради этого к тебе, как благодатному врачу болезней, я немощный прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюсь: твоим предстательством у Царя Небесного испроси мне, болящему, исцеление от удручающей меня зубной болезни. Если недостоин я тебя, благостнейшего отца и приснаго заступника моего, просить, но ты, как подражатель человеколюбия Божия, сотвори меня достойным твоего заступления через мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй мне здравие и спасение, и во всем благое поспешение, да такое тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюсь со всеми святыми славить всесвятое имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Ирина Лазарева,

Священномученик Антипа – ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября), был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54-68).

В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

– «И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2, 12-13).

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.

Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу.
Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.

Разъярённые жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув († ок. 68).

Священномученик Антипа епископ Пергамский

Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.

Мо­лит­вен­ный по­кров свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­ти­пы осо­бен­но необ­хо­дим в на­ше апо­ста­сий­ное вре­мя. В пред­смерт­ной мо­лит­ве свя­той про­сил Гос­по­да, «дабы те, кто бу­дет жить по­сле ме­ня, со­де­ла­лись при­част­ни­ка­ми Ми­ло­сти Его». Се­го­дня он пред­ста­тель­ству­ет за хри­сти­ан, об­на­жая со­кро­вен­ные коз­ни лу­ка­во­го и на­став­ляя на путь спа­се­ния. Бу­дучи тай­но­зри­те­лем су­деб Бо­жи­их и по­бе­ди­те­лем бе­сов еще при жиз­ни, свя­той Ан­ти­па име­ет осо­бую бла­го­дать охра­нять от за­блуж­де­ний и по­кры­вать от бе­сов­ских ис­ку­ше­ний по­след­них вре­мён .

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ АНТИПЕ
Тропарь, глас 4

Идольския лести упразднил еси, Антипо, / и, диавольскую поправ силу, / пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси. / Темже со Ангельскими чины в Вышних водворяяся, / Владыце всех славословие принося, / и о нас молебное благодарение предлагаеши, / благодать цельбы даруя. / Сего ради тя чтим, / священномучениче Антипо, / моли Христа Бога, / да спасет души наша.

Кондак, глас 4

Апостолов сопрестольник и святителей украшение / был еси, блаженне, / мученически прославився, / возсиял еси, якоже солнце, всех просвещая, / Антипо священне, / разрушил еси безбожия нощь глубокую. / Сего ради тя почитаем, / яко Божественного суща священномученика / и целеб подателя.

Молитва

О, преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный [немощная] прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему [болящей] исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин [недостойна] есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна [достойну] твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.