Смп предприятия. Что нужно знать об участии СМП в госзакупках? Кто относится к малым предприятиям

Субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Наличие статуса субъекта малого или среднего предпринимательства позволяет воспользоваться государственной и (или) муниципальной поддержкой.

Внимание! Субъектами малого и среднего предпринимательства могут быть признаны коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:

1. Для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25%, доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает следующих предельных значений:

101-250 человек для средних предприятий,

До 100 человек для малых предприятий, в составе малых выделяются микропредприятия – до 15 человек.

3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не превышает следующих предельных значений:

1000 млн. рублей для средних предприятий,

400 млн. рублей для малых предприятий,

60 млн. рублей для микропредприятий.

Выводы

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться гражданами, зарегистрированными в установленном порядке, и организациями.

2. Организация может быть коммерческой или некоммерческой.

3. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность только в той мере, в которой это необходимо для достижения целей ее основной деятельности. Коммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность без ограничений.

4. ИП и ООО – полноправные участники гражданского оборота, однако каждая из этих форм имеет свои особенности.

5. Существует понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. Для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства предприятию необходимо соответствовать установленным признакам.

Организации, относящиеся к субъектам малого бизнеса, наделены правом на госсубсидии, льготы по налогам и прочие преференции. Им разрешено вести бухучет по упрощенной схеме и минимизировать кассовые документы.

Какие субъекты предпринимательства относятся к малым?

К категории малого и среднего бизнеса относятся юрлица и ИП, нацеленные на получение прибыли. Принадлежность к нему определяется численностью сотрудников и величиной дохода. Этим статусом могут обладать крестьянские и фермерские хозяйства, производственные и сельхозкооперативы. Каждый субъект этой категории обязан соответствовать положениям закона № 209-ФЗ от 24.07.2007г.

Критерии малого бизнеса

Определяющим показателем считается численность наемных работников и годового дохода. По этим показателям законом определены лимиты, превышение которых ведет к утрате статуса СМП. Но происходит это не сразу.

После превышение лимита субъект малого бизнеса продолжает считаться таковым еще в течение трех лет, если добровольно не переоформит свой правовой статус. К примеру, если лимит по выручке или количеству сотрудников превышен в 2017-м, то вплоть до 2020-го компания может работать на прежних условиях.

Численность сотрудников

  • Средние компании – от 101 до 250 работников.
  • Малый бизнес – до 100 сотрудников в организации.
  • – максимум наемных 15 работников.

При этом учитываются все сотрудники – работающие на основании гражданско-правового договора и совместители. Минимальное превышение вышеуказанных лимитов лишает организацию статуса СМП.

Для ИП действуют те же самые численные параметры. С той разницей, что предприниматель без наемных сотрудников в СМП относится, ориентируясь только на объем выручки. Абсолютно все ИП, применяющие патент, причисляются к микропредприятиям вне зависимости от численности сотрудников и объема выручки – эти параметры варьируются условиями патентной системы налогообложения.

Объем выручки

Значимым признаком малого предприятия является доход. В расчет принимается валовая выручка до налогообложения за предыдущий год. К малому предприятие относят с учетом годового объема выручки.

  • Средние – до 2 млрд. руб.
  • Малые – 800 млн. руб.
  • Микро – 120 млн. руб.

Есть еще один критерий СМП – качественный состав уставного капитала. Процент участников, не относящихся к малому бизнесу, не выше 49%.

Экономическое значение малого бизнеса

Без малого предпринимательства экономика не соответствовала бы определению рыночной. Предпринимательство ярче других факторов демонстрирует способность приспосабливаться к экономическим и политическим изменениям.

Малое предпринимательство активно участвует в решении социальных, экономических и научно-технических задач. Финансовый кризис 2008-го изменил его структуру – кто-то закрылся, а кто-то поучил дополнительный стимул для развития. Российское малое предпринимательство серьезно уступает бизнесу США, Японии, Канады по социальной значимости.

Появление и развитие малого бизнеса призвано качественно решать следующие задачи:

  • Появление новых социальных и производственных структур;
  • Самозанятость населения;
  • Создание конкурентоспособных товаров и услуг народного потребления;
  • Формирование здоровой конкурентной среды;
  • Максимально эффективное использование природных ресурсов;
  • Появление и внедрение технических новшеств;
  • Адресное решение экологических проблем.

Малый бизнес плодотворно влияет даже на экономику стран с уже достаточно хорошо развитыми рыночными отношениями, способствуя развитию народного хозяйства, увеличению рабочих мест и повышению доходов населения. Социальные вопросы решаются более оперативно и качественно. Законы, стимулирующие развитие малого предпринимательства в России, разрабатываются регулярно. Базовые нормативы приняты еще в 1991-м и с тех фактически ежегодно обновляются.

Есть ли у малого предпринимательства особый статус?

Представители малого бизнеса пользуются рядом льгот, недоступных остальным субъектам бизнес-среды.

  • Применение налоговых спецрежимов. Статус СМП позволяет рассчитывать и платить налоги по сниженным ставкам. Предпринимателям доступны УСН, ПСН, ЕНВД и ЕСХН. Выбор конкретной системы зависит от основного вида деятельности и способа его реализации, а также масштабов бизнеса.
  • Налоговые каникулы. Вновь зарегистрированные после 2015-го года ИП на УСН и ПСН имеют право в течение двух лет вообще не платить налоги. Экономия на них позволяет максимально эффективно использовать оборотные средства для развития бизнеса. Эта преференция действует до 2020 года.
  • Программа господдержки малого бизнеса. Она реализуется в виде предоставления субсидий и грантов начинающим и уже активно работающим предпринимателям. Эта программа рассчитана до 2020 года, предполагает безвозмездный характер и позволяет возместить затраты на лизинг (покупку техники, оборудования, транспорта), погасить проценты по кредитам на развитие бизнеса, компенсировать оплату участия в профильных выставках, конференциях и прочих важных для развития бизнеса мероприятий.
  • Административные привилегии. Предпринимателям позволено принимать на работу сотрудников по срочным трудовым договорам. Проверки в их отношении проводятся редко и быстро. К этом роду льгот относится и право на упрощенный бухучет.

Право ООО и ЗАО на статус малого предприятия

Попадает ли ООО под определение малого предпринимательства?

В законе ФЗ-209 четко определено, кто может причисляться субъектом малого предпринимательства. Любое ООО причисляется к СМП при соблюдении условий по следующим лимитам, описанным выше:

  • состав учредителей;
  • количество сотрудников;
  • сумма уставного капитала;
  • годовой доход;
  • общая сумма активов.

Лимиты определяются Правительством РФ 1 раз за 5 лет. При регистрации ООО применяются критерии и лимиты, действующие на момент оформления документов. На их основании выбирается система налогообложения.

ЗАО – малый или крупный бизнес?

Начиная с 01.01.2016г. акционерные общества утратили право на причисление к малому бизнесу. Эти изменения санкционированы законом ФЗ-408 от 29.12.2015 г. Исключения составляют акционерные общества, соответствующие следующим условиям.

  • Выпуск высокотехнологичной продукции и активный оборот акций на рынке.
  • Инновационный характер основной деятельности – внедрение результатов интеллектуального труда, правообладателями которых являются госучреждения (университеты, институты, лаборатории и бюро). Это может быть использование новых компьютерных программ, технологий, решений и образцов, разработанных в этих учреждениях.
  • Статус участника проекта «Сколково» на основании положений ФЗ-244.
  • Участниками АО являются юрлица, оказывающие поддержку инновациям в соответствии с перечнем и правилами, установленными ФЗ-127.

Необходимо также соответствовать остальным критериям СМП по численности персонала и годовой выручке.

Расчет СМП по 44 ФЗ

С января 2014-го заключение контрактов с предпринимателями по выполнению госзаказов стало обязательным для бюджетных структур. Эта обязанность закреплена законом 44-ФЗ (ст. 30). Точного определения суммы закупок у малого бизнеса в законе нет. Общепринятой считается цифра в 15% от общего объема закупок за год. То есть, после анализа всех контрактов по итогам года, доля поставок от малого бизнеса должна быть не меньше вышеуказанной цифры.

В соответствии с ФЗ-44 расчет производится следующим образом.

  • Определяется совокупный объем закупок для компании.
  • Из полученного результата вычитаются затраты на оборону, оплату кредитов, энергетику и услуг единственного поставщика.
  • От оставшейся суммы высчитывается 15 %.

Право на проведение закупок на общих основаниях госзаказчик получает только после признания выбранного исполнителя несостоявшимся согласно закона ФЗ-44.

Где найти информацию о малом бизнесе?

Реестр субъектов малого предпринимательства представляет собой перечень всех организаций, относящихся к этой категории. Он представлен на официальном сайте ФНС РФ. Сведения в него попадают автоматически из ЕГОРИП и ЕГРЮЛ. В реестре представлена следующая информация:

  • Полное наименование предприятия или предпринимателя.
  • ИНН по месту регистрации.
  • Категория – малый, средний или микро.
  • Коды видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.
  • Информация о лицензиях.

Проверить данные и запросить информацию можно без авторизации на сайте. Дополнительные сведения вносятся в реестр только по заявлению субъекта малого предпринимательства.

Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Налоги

Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

Поддержка

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").

Закон

В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Другие условия

В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.

По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

Категории

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

Документы

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Сроки

Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.

Программы поддержки

Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

Участие

В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.

Как показывает практика, подавляющее большинство участников закупок относятся к категории субъектов малого предпринимательства. В этой статье мы расскажем о том, что представляет собой данная категория, кто к ней относится и о каких нюансах участия СМП в закупках необходимо знать.

СМП - по 44-ФЗ это сокращенное название субъектов среднего и малого предпринимательства. Категории СМП определяются статьей 4 настоящего Закона.

Кто относится к этой категории?

Согласно действующему законодательству к данной категории предпринимателей относятся хозяйствующие субъекты (ИП и юрлица), в соответствии с 209-ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ» имеют статус малого (в том числе и микро-) или среднего предприятия.

Что нужно знать об участии СМП в госзакупках?

В отношении участия СМП в муниципальных или государственных закупках существует несколько нюансов, о которых следует знать, а именно:

  • категория СМП устанавливается в соответствии с наибольшим по значению условием (стоимость активов или численность сотрудников).
  • категория СМП может быть изменена лишь в том случае, если предельные значения стоимости активов или численности работников выше или ниже указанных предельных значений на протяжении трех календарных лет.
  • вновь созданные компании или вновь зарегистрированные ИП и крестьянские хозяйства в течение года регистрации могут быть отнесены к СМП, если их показатели средней численности сотрудников, выручки от реализации товаров или балансовой стоимости активов не превышают установленных пороговых значений.
  • предельный размер НМЦК при размещении заказа для СМП составляет 20 миллионов рублей.
  • в отношении участников торгов, которыми могут быть только СМП, в извещениях о проводимых закупках устанавливается ограничение, вследствие которого участники закупок обязаны в собственных заявках на участие декларировать свою принадлежность к данной категории.
  • сумма обеспечения заявки на участие в закупке у СМП не может быть более 2% НМЦК.

Условия

Согласно действующему законодательству субъекты среднего и малого предпринимательства должны соответствовать следующим условиями:

  • суммарная доля участия Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, религиозных и общественных организаций, благотворительных и других фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов, а суммарная доля участия иностранных юрлиц, а также суммарная доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, не являющимся СМП, не должна превышать 49 процентов.
  • средняя численность сотрудников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности сотрудников для каждой категории СМП:
    • для микропредприятий - до 15 человек;
    • для малых предприятий - до 100 человек включительно;
    • доя средних предприятий - до 250 человек включительно.
  • выручка от реализации товаров, услуг или работ без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать пороговые значения, определенные Правительством РФ для каждой категории СМП:
    • для микропредприятий -120 миллионов рублей;
    • для малых предприятий - 800 миллионов рублей;
    • доя средних предприятий - 2 миллиарда рублей.

Внимание: Если закупки проводятся для СМП, то численность сотрудников не должна превышать предельное значение в 100 человек.

Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно действующему законодательству в рамках части 1 статьи 30 Закона 44-ФЗ государственные и муниципальные Заказчики обязаны размещать заказы у СМП в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного в на основании части 1.1 настоящей статьи.

При этом в расчет совокупного объема закупок не включаются закупки:

  • услуг по кредитованию;
  • для обеспечения безопасности государства и обороны страны;
  • у единственного поставщика;
  • работ в области атомной энергетики;
  • осуществляемые закрытыми способами.

Как проводится закупка: способы

Закупки у предприятий, имеющих статус СМП, могут осуществляться посредством проведения:

  • конкурса: открытого, двухэтапного или с ограниченным участием;
  • запроса: котировок или предложений;
  • электронного аукциона.

Перечень закупок

Вопреки распространенному мнению, перечня закупок, которые должны производиться у субъектов малого предпринимательства, не существует. В связи с этим у подобного рода предприятий можно закупать любые товары, услуги и работы.

Сроки оплаты

С 1 мая текущего года в силу вступил законопроект, согласно которому оплата контрактов, заключенных в результате проведения закупок среди СМП не должна превышать пятнадцати рабочих дней с момента подписания документа о приемке.

Для всех прочих контрактов срок остается неизменным и составляет 30 календарных дней со дня подписания документа о приемке.

Исключение составляют лишь случаи, когда в целях обеспечения обороноспособности или безопасности страны Правительством РФ установлены иные сроки оплаты по контракту.

Обеспечение контракта

Согласно действующему законодательству сумма обеспечения контракта устанавливается в пределах 5-30 процентов его стоимости. Однако Заказчик имеет законное право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если закупка осуществляется среди предприятий, имеющих статус СМП.

Декларация СМП по 44-ФЗ: образец с 2017 года

Ознакомиться с декларацией о принадлежности предприятия к категории СМП можно по ссылке https://yadi.sk/i/Rle82Bt03KxJME или https://yadi.sk/i/HIVNWbY_3KxJNP .

Закупки у СМП по 223-ФЗ: что нужно знать?

Закон гласит, что в определенных случаях организации обязаны осуществлять закупки у СМП.

В Постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1352 Положением определены особенности участия СМП в закупках товаров, услуг и работ, а также годовой объем закупок и регламент его расчета.

С начала текущего года в силу вступила часть 8.1 статьи 3 223-ФЗ, согласно которой Заказчики обязаны руководствоваться законом 44-ФЗ, если:

  • не была выполнена обязанность по осуществлению закупок у средних и малых предприятий в течение календарного года в установленном объеме;
  • была размещена недостоверная информация о годовом объеме закупок у предприятий среднего и малого предпринимательства, включенная в отчет по 223-ФЗ;
  • в ЕИС не был опубликован отчет об объеме закупок у СМП.

Иными словами, при наступлении перечисленных случаев считается, что Заказчиком с 1 февраля очередного календарного года и до его завершения не было размещено положений о закупках, а значит, Заказчик не может руководствоваться 223-ФЗ.

Внимание: В настоящий момент минимальный годовой объем закупок у СМП устанавливается в размере 18% совокупного годового стоимостного объема контрактов, заключенных по результатам закупок.

Согласно действующему законодательству Заказчик должен утвердить перечень продукции, услуг и работ, закупку которых он планирует производить только у предприятий, имеющих статус СМП. Перечень формируется Заказчиком и публикуется в ЕИС и на официальном сайте Заказчика. Составляться перечень должен, как и в планировании - по кодам ОКДП. При этом:

  • при НМЦК до 50 миллионов рублей Заказчик обязан произвести закупку у СМП;
  • при НМКЦ от 50 до 200 миллионов рублей Заказчик имеет право произвести закупку у СМП, но на общих основаниях.

Если же закупка продукции из перечня у СМП признана несостоявшейся, то заказчик имеет право произвести закупку в соответствии с собственным положением о закупке - к примеру, у единственного поставщика.

Важно: Исключения из перечня делать можно.

К примеру, если Заказчиком в перечень был внесен код ОКДП, объединяющий несколько различных позиций, но Заказчик не готов скупать их все у СМП, то в перечне можно сделать сноску с указанием конкретных позиций, исключаемых из списка.

Постановление №1352 не запрещает вносить в перечень какие-либо изменения, однако порядок корректировки перечня следует прописать в положении о закупке.

Согласно тому же постановлению обеспечение заявки на участие осуществляется по выбору поставщика. Важно отметить, что при осуществлении закупок по перечню закупок сумма обеспечения не может превышать двух процентов от НМЦК. Обязанность уплаты обеспечения заявки для утвержденных участников программы партнерства может быть исключена.

Важно: Постановление №1352 определяет право Заказчика утвердить индивидуальную программу партнерства - документ, описывающий комплекс мер по поддержке участников закупок из категории СМП. На основании данной программы Заказчик формирует собственный реестр СМП, однако проводить торги только среди предприятий-партнеров Заказчик не вправе.

В то же время требование обеспечения исполнения договора может быть установлено в размере аванса или в сумме до пяти процентов НМЦК, если внесение аванса не предусмотрено. Способ обеспечения выбирается поставщиком самостоятельно. При этом участники программы партнерства также могут быть освобождены от обязанности обеспечения договора.

По итогам проведения подобных закупок срок подписания контракта не должен превышать двадцати рабочих дней с момента принятия решения о его заключении. Исключение составляют случаи, когда для заключения договора требуется одобрения органа управления или действия Заказчика обжалуются в ФАС или суде. В таких случаях контракт должен быть подписан в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу соответствующего документа, предусматривающего его заключение. Минимального срока на подписание договора не установлено.

Принадлежность предприятия к субъектам малого бизнеса позволяет предприятиям пользоваться налоговыми послаблениями и льготами, предоставляемыми государством. Порядок причисления предприятий к малому бизнесу четко определен.

При соответствии данных коммерческой фирмы критериям право применить льготы возникает у предприятий :

  • Зарегистрированных в качестве юридических лиц.
  • Оформленных как индивидуальные предприниматели.

Не относятся к малым предприятиям унитарные муниципальные и государственные учреждения. Малые предприятия имеют хорошие условия для роста и развития благодаря упрощенным положениям учета, установленным на законодательном уровне. Плюсом малых предприятий служит возможность привлечения государственных субсидий.

На законодательном уровне новые параметры и критерии установлены Постановлением Правительства от 04.04.2016 года № 265. Нововведения вступили в силу с 01 августа 2016 года и продолжают действовать в 2019 году.

Правила отнесения к малому бизнесу

Законодательство не обязывает предприятия получать свидетельство о принадлежности к субъектам малого бизнеса. Для использования льгот необходимо соблюдать ограничительные критерии.

Юридические лица для отнесения к малому бизнесу должны соблюдать требования по вхождению в долей учредителей:

  • Общая часть капитала российских предприятий различных форм не должно превышать 49% общей стоимости уставного фонда.
  • Суммарная доля вхождения иностранных предприятий – не более 49% капитала.
  • Общая доля участия в уставном капитале других компаний, не принадлежащих к субъектам малого бизнеса – не более 25%.

Критерии не распространяются на ИП в связи с отсутствием у предпринимателей уставного капитала и учредителей. Право на принадлежность к малому бизнесу юридическое лицо может потерять, начиная с даты внесения изменений в реестр (в случае превышения установленных лимитов участия).

Остальные критерии действуют применительно к ИП и организациям. Предприятие не должно превысить:

  • Размер годовой выручки в сумме 800 млн. рублей. Доход определяется в рамках календарного года. Порядок определения дохода установлен НК РФ. Для предприятий, использующих режим , учитывается вмененный доход.
  • Численность работников в количестве 100 человек. Расчет производится по правилам определения , установленным актами органов статистики.

Организация или ИП могут потерять статус малого предприятия при превышении показателей, возникших на протяжении 3-х последовательно взятых лет. Смена статуса и лишение льгот устанавливаются с начала нового календарного периода. Например, если в течение 2016 – 2018 годов компания не выдержала нормативы, лишение статуса произойдет в 2019 году. При определении лимитов учитываются данные, действующие в календарном периоде (закон не имеет обратной силы).

Для вновь организованных предприятий критерии первого года деятельности определяются с момента регистрации до конца календарного периода. Предприятия, использующие в деятельности патент, автоматически принадлежат к микро бизнесу.

Порядок отнесения среднему бизнесу

В 2019 году критерии отнесения предприятий к среднему бизнесу составляют:

  • Численность (среднесписочная) работников в пределах от 101 до 250 человек.
  • Величина выручки – не выше 2 000 млн. рублей.

Аналогично критериям определения малых предприятий показатели учитываются по 3-м последовательно взятым годам. На предприятия распространяются требования по включению долей других предприятий.

Таблица. Критерии отнесения предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Нововведения

В 2016 году произошли изменения в отношении предприятий малого бизнеса , позволяющие:

  • Расширить число субъектов благодаря увеличению предельных критерий принадлежности (порядок действует с июля 2015 года).
  • Увеличен перечень предприятий, имеющих право на принадлежность к малым предприятиям (применяется с июля 2015 года).
  • Изменить порядок определения численности. Применяемый ранее показатель заменен на среднесписочный.
  • Исключить организацию или ИП из списка проверяемых ИФНС компаний по графику плановых проверок.

Налоговые каникулы при условии обращения в ИФНС предоставляются на 3 года.

Льготы для малого предприятия

Законодательством установлены льготы и налоговые послабления ведения деятельности.

Малое предприятие имеет право :

  1. Не устанавливать лимита . При ведении расчетов наличными деньгами можно иметь неограниченную величину сумм в кассе и использовать средства для любого экономически оправданного назначения. Для применения безлимитных денежных оборотов необходимо утвердить порядок в учетной политике. Условие действует также в отношении всех индивидуальных предпринимателей.
  2. Представлять бухгалтерскую отчетность в ограниченном формате. Компании подают балансы формы 1 и 2 и отчет о целевом использовании полученных средств (за период 2015 года). Формы составляются в упрощенном виде с укрупненными показателями.
  3. Подавать статистическую отчетность в упрощенном виде.
  4. Вести повседневный учет по ограниченным счетам. На формирование показателей не действуют ПБУ, обязательные для записи операций бухучета. Если предприятие принадлежит к категории микро с численностью менее 15 человек и выручкой ниже 120 млн. рублей, вести учет в бухгалтерии можно сплошным способом без ведения двойной записи.
  5. Участвовать в программах , предоставляемых банками.

Субъекты малого бизнеса имеют возможность получать . Внедрены и успешно действуют программы, поддерживающие компании малого бизнеса.

Помощь безвозмездного характера получают в первую очередь предприятия:

  • Ведущие деятельность в производственном или сельскохозяйственном направлениях.
  • Вложившие собственные средства в приобретение оборудования, имущества и использующие его в предпринимательской деятельности.
  • Организующие новые рабочие места или планирующие их создавать.

Для получения инвестиций необходимо обратиться в органы исполнительной власти регионального или муниципального уровня и представить необходимые документы, основным из которых является .

В региональных актах большинства субъектов предусмотрены дополнительные льготы, например, относительно или ставок при уплате единого налога при ведении .

Налоговые проверки

Начиная с 2016 года, субъекты малого бизнеса приобрели возможность использовать налоговые каникулы . Компания, при условии отсутствия грубых нарушений в предыдущих периодах, имеет право исключить себя из плана проверок. Контроль над деятельностью будет осуществляться , по данным представляемой отчетности.

Получение льготы осуществляется ИФНС после обращения малого предприятия. В налоговый орган подается заявление с приложением документов, подтверждающих право отнесения к предприятиям малого бизнеса. На период 2016 – 2019 годы предусмотрена отмена неналоговых проверок – санитарного контроля, пожарной охраны и аналогичных. На внеплановые проверки льгота не распространяется.

О поддержке малого и среднего бизнеса в России смотрите в следующем видео сюжете: