Перерасчет за коммунальные услуги по закону. Перерасчет за горячую воду

Обратим внимание, что в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг также указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании:

– в ночное время (с 0.00 до 5.00) – не более чем на 5 °C;

– в дневное время (с 5.00 до 00.00) – не более чем на 3 °C.

Однако эти положения никоим образом не снижают температуру, представляющую собой показатель качества горячей воды. Отклонение от установленных требований (температура ниже 60 и выше 75 °C) означает предоставление услуги ненадлежащего качества (см. Решение ВС РФ от 31.05.2013 № АКПИ13-394).

Если у исполнителя коммунальных услуг есть обязанность обеспечить в точках водоразбора (в кранах квартир) температуру горячей воды не ниже 60 °C, логично предположить, что на вводе в дом температура воды должна быть несколько выше (ввиду объективных потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях). Однако, еще раз подчеркнем, в нормативных актах отсутствуют конкретные требования к температуре горячей воды на вводе в дом. Поэтому в судебных разбирательствах идет речь о требованиях к РСО об обеспечении температуры горячей воды на вводе в дом не ниже 60 °C.

Когда управляющий МКД имеет право на перерасчет стоимости горячей воды?

В соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация может потребовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования данной энергии.

В силу пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения при установлении в договоре порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что в случае поставки РСО коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими предусмотренную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.

Законодательство отдает безусловный приоритет осуществлению учета поставляемых коммунальных ресурсов с помощью счетчиков, устанавливаемых, как правило, на границе балансовой принадлежности сетей РСО и абонента (исполнителя коммунальных услуг). Поэтому при наличии исправного ОПУ, введенного в эксплуатацию надлежащим образом, фиксирующего показатели температуры воды, отчеты о параметрах коммунального ресурса, по данным ОПУ, являются достаточным доказательством поставки горячей воды ненадлежащего качества. Если РСО не опровергнет сведения, указанные в этих документах, подобных отчетов вполне достаточно для установления факта поставки ресурса ненадлежащего качества и проведения перерасчета (постановления АС УО от 11.01.2017 № Ф09-10932/16 по делу № А60-59444/2015, АС СКО от 29.03.2016 № Ф08-484/2016 по делу № А32-23685/2014).

Этот вывод согласуется с пп. «в» п. 111 Правил предоставления коммунальных услуг, в силу которого датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы ОПУ, ИПУ или иным средством измерения, предназначенным для этих целей и используемым в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения. В этом случае не требуется соблюдение исполнителем коммунальных услуг порядка установления факта предоставления некачественных услуг в соответствии с разд. Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Если же ОПУ горячей воды, фиксирующий температуру теплоносителя, отсутствует (дом не оснащен ОПУ, введенным в эксплуатацию в установленном порядке, либо оснащен ОПУ, который не измеряет температуру воды, а фиксирует расход теплоносителя и количество тепловой энергии), факт поставки горячей воды ненадлежащего качества должен быть подтвержден совокупностью документов. В частности, требуется соблюдение порядка, изложенного в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг:

– фиксируется факт обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу (п. 105, 106, пп. «б» п. 111);

– с потребителем согласуются дата и время проведения проверки, РСО уведомляется о предстоящем проведении проверки качества коммунальной услуги, если причины оказания потребителю услуги ненадлежащего качества неизвестны исполнителю (п. 108);

– проводится проверка, результаты которой оформляются актом (п. 109). В рамках проверки устанавливаются факт оказания услуги ненадлежащего качества (акт замера температуры в точке разбора в жилом помещении), а также причина (акт замера температуры на вводе в дом).

Сводные таблицы и расчеты, составленные УК в одностороннем порядке, в отсутствие актов проверок качества коммунальной услуги не будут приняты судом в качестве доказательств (Постановление АС ЦО от 20.10.2016 № Ф10-2735/2016 по делу № А14-6593/2015).

Обратим внимание, что нормативные акты не связывают установление факта поставки некачественного ресурса с фактом перерасчета исполнителем коммунальных услуг собственникам помещений платы за некачественную услугу (Постановление АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015), хотя такое условие может быть включено в договор ресурсоснабжения на основании соглашения сторон и тогда должно соблюдаться.

Методика перерасчета

Из положения пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения прямо следует, что снижение стоимости коммунального ресурса ненадлежащего качества рассчитывается в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг. К такому же выводу арбитры приходят на основании выводов, сделанных в Решении ВС РФ № АКПИ13-394: в отсутствие какого-либо иного акта, регулирующего отношения, связанные с изменением размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, управляющий МКД вправе требовать от РСО уменьшения оплаты в случае поставки в дома ресурса, не соответствующего требованиям СанПиН, в том же порядке, который установлен для перерасчета платы за услугу для конечных потребителей (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Алгоритм перерасчета

Согласно п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением 1 к настоящим правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением 2, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Введем обозначения.

Размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, – Рi , а размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества (то есть фактически сумма снижения), – Δ . Продолжительность предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в расчетном периоде – t . Общая продолжительность предоставления коммунальной услуги в расчетном периоде с учетом правила о непрерывном и бесперебойном предоставлении услуги по горячему водоснабжению равна длительности расчетного периода.

Изложенный выше порядок расчета платы (абз. 2 п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг) может быть представлен так (допустим, что в месяце 31 день):

Δ = Рi х t / 31 дн.

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В данном расчете используются такие показатели:

– размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло отступление от допустимых отклонений температуры горячей воды (Рi1);

– процент снижения размера платы (%), принимает значения «0,1» при отступлении в 3 °C, «0,2» при отступлении в 6 °C и т. д.;

– период отступления от допустимых отклонений температуры суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX правил (t1), определяется в часах.

Таким образом, сумма снижения размера платы может быть рассчитана по следующей формуле:

Δ = Рi1 х % х t1

Как видим, эта формула отличается от приведенной в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг. Однако норма п. 5 приложения 1 имеет приоритет как специальная. Данный вывод подтверждается правоприменительной практикой.

Приведенные формулировки далеки от совершенства, о чем свидетельствуют разнообразные варианты толкований, а также многочисленные судебные разбирательства по данному вопросу. Неясности имеются по первым двум множителям.

Размер платы, к которому применяется процент снижения

Первый показатель формулы – величина, доля от которой и образует сумму снижения размера платы (Рi1). В пункте 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сказано, что это плата за расчетный период, в котором была снижена температура горячей воды. Какой расчетный период здесь имеется в виду?

В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В Письме Минрегиона РФ от 04.06.2007 № 10611-ЮТ/07 приведен пример расчета, из которого понятно, что имеется в виду плата именно за календарный месяц. Кстати, формулировки действующих Правил предоставления коммунальных услуг фактически ничем не отличаются от формулировок утративших силу правил в рассматриваемой части (п. 5 приложения 1). Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.

Между тем в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что размер платы за расчетный период (месяц) должен быть уменьшен на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. То есть необходимо исчислить размер платы за каждый день оказания некачественной услуги.

Кроме того, в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 особо отмечено: п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима. Если допустить, что в качестве показателя Рi1следует принять размер платы за месяц, даже при недолгих и несущественных отклонениях температуры горячей воды от стандарта размер снижения достигнет этого самого размера платы и потребитель будет освобожден от оплаты горячей воды ненадлежащего качества в данном месяце. Именно это обстоятельство ставят во главу угла многие арбитры, когда принимают расчет РСО исходя из размера платы за день и отвергают расчет управляющего МКД исходя из размера платы за месяц.

Например, в Постановлении АС ВВО от 14.10.2016 № Ф01-3504/2016 по делу № А39-6742/2014 отмечено: предложенная УК методика снижения размера платы за некачественный ресурс, согласно которой процент снижения размера платы за горячее водоснабжение определяется суммарно за месяц и умножается на размер платы за горячее водоснабжение за такой месяц, фактически направлена на освобождение УК от оплаты стоимости потребленного некачественного ресурса, что недопустимо. Так, при поставке горячей воды температурой с отклонением в 18 °C ниже нормативной в течение каждого часа на протяжении девяти дней месячная плата за горячую воду, если принимать методику УК, будет равняться нулю. Из буквального толкования п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является один день. Такое мнение разделяют многие арбитры (см. постановления АС ЗСО от 25.10.2016 № Ф04-4511/2016 по делу № А45-26014/2015, АС ДВО от 04.04.2017 № Ф03-6488/2016 по делу № А24-495/2016, АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, от 06.02.2017 № Ф09-11636/16 по делу № А71-4808/2015).

Впрочем, встречаются и случаи, когда арбитры прислушиваются к пояснениям Минстроя и признают верным расчет на основе размера платы за месяц (см., например, Постановление АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2184/2016 по делу № А03-21553/2014).

Таким образом, управляющим МКД можно порекомендовать обратиться в Минстрой за разъяснением порядка расчета снижения размера платы за горячую воду ненадлежащего качества и, заручившись документом, подкреплять им свою позицию в суде. При этом нужно быть готовыми к тому, что суд отвергнет данный подход со ссылкой на то, что разъяснения не являются нормативными актами.

Кстати, если выбран показатель размера платы за день, при наличии ОПУ его целесообразно считать по фактическому объему потребления воды за сутки, зафиксированному счетчиком. В отсутствие ОПУ расчет следует провести арифметически: общий объем ресурса, поставленного в дом и принимаемого к расчету, нужно разделить на число дней в месяце.

Процент снижения размера платы

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы снижается на 0,1%. При этом тут уже указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора не более чем на 5 °C в ночное время и не более чем на 3 °C в дневное время. На основании буквального толкования приведенной нормы плата за горячую воду не снижается, если температура воды не была ниже 55 °C в ночное время и 57 °C в дневное время. Соответственно, при снижении температуры днем еще на 3 °C (то есть до 54 °C) размер платы снижается на 0,1% за каждый час, при снижении до 51 °C – на 0,2% и т. д. Данная позиция поддержана арбитрами (постановления АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, АС ДВО от 24.05.2016 № Ф03-976/2016 по делу № А24-1520/2015).

Однако в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 указано, что установление в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг допустимых отклонений от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, фактически означает изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды, являющегося противоэпидемической мерой. Такое правовое регулирование противоречит указанным выше нормам законодательства и влечет признание оспариваемой нормы недействующей в приведенном истолковании. Отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества. В части условий и порядка изменения размера платы рассматриваемая норма продолжает действовать.

Поэтому процент снижения размера платы должен быть применен за любое отклонение от норматива, то есть при понижении температуры горячей воды днем до 57 °C процент снижения составит 0,1%, при понижении до 54 °C – 0,2% и т. д. Данный вариант представляется более логичным и справедливым. Известно, что суды поддерживают и его.

Значит, опять же управляющему МКД в обоснование своих требований целесообразно привести более выгодный расчет, будучи готовым отстаивать перед судом позицию о недопустимости снижения температуры горячей воды по сравнению с нормативным показателем.

Второй момент, связанный с расчетом процента снижения, заключается в том, можно ли его определять как число, не кратное 0,1. Дело в том, что при снижении температуры горячей воды не на 3 °C, а меньше некоторые эксперты рекомендуют определять процент снижения с учетом десятых долей, пропорционально отношению величины отклонения температуры к «шагу» в 3 °C. Например, если температура горячей воды днем составила 55 °C, процент снижения может быть рассчитан как 0,167% (5/3 х 0,1%). Правильно ли это? Из формулировки п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг вряд ли можно сделать такой вывод. За каждые 3 °C отступления размер платы снижается на 0,1%. Из буквального толкования нормы можно сделать вывод о соотношении температуры воды и величины процента снижения.

Кстати, такой подход продемонстрирован в Письме Минрегиона РФ № 10611-ЮТ/07. А в Постановлении АС УО от 28.10.2016 № Ф09-9955/16 по делу № А71-5017/2015 отмечено, что расчет УК является некорректным, поскольку включает в себя десятые доли градуса.

О коммунальном ресурсе на содержание общего имущества

С 2017 года было введено понятие коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества. В рамках Правил заключения договоров ресурсоснабжения требования к качеству коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества, не отличаются от требований к качеству коммунального ресурса, приобретаемого в целях предоставления коммунальных услуг потребителям. Поэтому управляющий МКД вправе требовать перерасчета в отношении всего объема ресурса, поставленного в дом, составляющего предмет договора с РСО. Это утверждение верно, даже если между РСО и потребителями сложились прямые договорные отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, а управляющий МКД лишь приобретает у РСО ресурс, потребляемый при содержании общего имущества.

Обратим внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают перерасчет платы за некачественные коммунальные услуги, под которыми понимаются услуги, предоставленные в помещении (при управлении домом УК, ТСЖ). Одновременно действующее законодательство (в том числе Правила содержания общего имущества) не детализирует порядок расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения и тем более не предусматривает порядок перерасчета данной платы в случае, если горячая вода, используемая в рамках деятельности по содержанию общего имущества, была недостаточной температуры. Поэтому представляется, что в настоящее время нет оснований для проведения перерасчета платы за горячую воду для потребителей в целях содержания общего имущества, если на вводе в дом ОПУ зафиксировал недопустимо низкую температуру воды и (или) установлен факт предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в жилом помещении) ненадлежащего качества.

Об отпуске горячей воды по двухкомпонентному тарифу

В ситуации, когда для РСО установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, МКД оснащен ОПУ, учитывающим объем теплоносителя и количество тепловой энергии, соответствующим закону представляется расчет с РСО по показаниям ОПУ без учета норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды. Подробнее об этом можно прочитать в материале С. Н. Козыревой «Объем сверхнормативного потребления на ОДН при двухкомпонентном тарифе на ГВС». При этом с потребителями коммунальных услуг управляющий МКД должен рассчитываться исходя из указанного норматива, поскольку это прямо предписано формулой 23 из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

К сведению: известны случаи, когда управляющему МКД удалось отстоять использование норматива на подогрев воды в расчетах с РСО (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/2016) и, напротив, использование фактического объема тепловой энергии по показаниям ОПУ в расчетах с потребителями (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 № 10АП-119/2017 по делу № А41-58445/2016, оставлено без изменения Постановлением АС МО от 11.05.2017 № Ф05-4667/2017).

Поскольку ОПУ фиксирует фактический объем потребления тепловой энергии на подогрев воды, именно он должен быть оплачен в адрес РСО. Применять какие-либо механизмы снижения стоимости ресурса в связи с отклонением температуры горячей воды нелогично. Вспомним, в соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Здесь закреплен принцип оплаты фактически потребленной энергии.

Напротив, поскольку в соответствии с формулой 23 плата за горячую воду для потребителей рассчитывается исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды (который устанавливается с учетом обеспечения надлежащей температуры горячей воды), потребители могут претендовать на снижение размера платы за горячую воду, если ее температура отклонялась от стандартной, в соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Аналогичным образом, если МКД не оснащен ОПУ, который фиксирует объем тепловой энергии на подогрев воды, и в расчетах с РСО используется норматив расхода тепловой энергии, управляющий МКД имеет право на снижение стоимости горячей воды.

Согласно толкованию норм действующего законодательства, данному ВС РФ, нет допустимых отклонений от нормативной температуры горячей воды в точке водоразбора. Любое отклонение указывает на ненадлежащее качество коммунальной услуги. То же самое справедливо в отношении показателей качества коммунального ресурса в точке поставки. Перерасчет для УК осуществляется точно так же, как и для потребителей, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Правоприменительная практика выявляет несколько спорных вопросов по применению данной методики. Ключевой момент: процент снижения следует применять к размеру платы за день, а не за месяц. Добавим, что при двухкомпонентном тарифе в случае наличия ОПУ, учитывающего объем тепловой энергии в горячей воде, нет оснований для перерасчета платы за некачественную горячую воду для управляющего домом.

Печать

Как известно, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила 354), предусматривают уменьшение стоимости коммунальных услуг в случае несоответствия качества услуг установленным нормам и в случае перерывов в предоставлении этих самых услуг, превышающих установленную продолжительность. Попробуем разобраться, как влияет наличие или отсутствие прибора учёта коммунальной услуги на размер перерасчёта.

На перерасчёты, связанные с несоответствием качества услуг установленным нормам, приборы учета объема потребленной услуги не влияют, в этом вопросе споров не возникает.

Гораздо интересней вопрос, каким образом должны производиться перерасчеты, вызванные перерывами в предоставлении коммунальных услуг, в зависимости от наличия/отсутствия приборов учёта этих коммунальных услуг.

Практически на всей территории РФ сложилась следующая практика: перерасчёты за недопоставленный объём коммунальной услуги предоставляется собственнику/нанимателю помещения исключительно при отсутствии ИПУ. А в случае наличия прибора считается, что прибор в период непредоставления услуги и так показывает нулевой расход, тем самым обеспечивается измерение фактического объёма потребления услуги, стоимость которого и предъявляется к оплате собственнику/нанимателю, помещение которого оборудовано индивидуальным прибором учёта. Такая схема предоставления перерасчётов почему-то считается справедливой и соответствующей действующему законодательству.

Логика у таких «перерасчётчиков» простая: человек должен заплатить за объём предоставленной коммунальной услуги. Если он установил ИПУ, то прибор измерит объём, за этот объём и надо выставлять счёт. Если прибора нет, и расчёт ведётся по нормативу, то объём фактически потреблённой услуги необходимо рассчитывать с учётом перерыва в предоставлении этой услуги, т.е. делать перерасчёт.

Приверженцы такой логики забывают один существенный момент. Перерасчёт стоимости КУ ставит своей целью не только определение платы за фактически потреблённый объём услуги, но и некие «штрафные санкции». Ведь особенность коммунальной услуги в том, что она должна быть доступна всегда! Любой собственник/наниматель квартиры вправе рассчитывать на то, что при повороте вентиля из крана потечёт вода. И если эта вода не течёт, т.е. услуга недоступна, то не просто должна быть отменена плата за эту услугу, но и должен компенсироваться некий «ущерб», нанесённый добросовестному потребителю.

Вот как раз такая логика подтверждается законодательством!

Пунктом 98 Правил 354 установлено: «При предоставлении в расчетном периоде потребителю … коммунальной услуги … с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги…».

Что значит «вплоть до полного освобождения от оплаты»? Ведь руководствуясь логикой отсутствия перерасчётов при наличии ИПУ, очевидно, что полное освобождение от оплаты может быть только при нулевом потреблении услуги (согласно ИПУ). Если же прибор покажет хоть литр воды, то эту воду надо оплатить.

А когда от оплаты освобождаются «нормативщики» (у кого нет ИПУ)? Логично предположить, что они освобождаются от оплаты тогда, когда в расчётный период услуга не предоставлялась вообще!

А что по этому поводу говорят Правила 354?

Вышеупомянутый п.98 Правил 354 гласит: «…условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам…».

Открываем Приложение 1. Видим, что при перерывах в предоставлении любого вида коммунальной услуги свыше установленного предела, осуществляется перерасчет в размере 0,15% за каждый час такого превышения.

А предел продолжительности перерывов установлен, надо сказать, невысокий. По ХВС, ГВС, водоотведению - 8 часов в месяц (суммарно), по газоснабжению - 4 часа в месяц (суммарно), по отоплению и электроснабжению - 24 часа в месяц (суммарно).

Рассмотрим пример. В доме отключили холодную воду. Пусть это произошло в месяце, в котором 30 дней. Воды не было 29 дней. На тридцатый день дали воду, и люди принялись мыться, намывать всё вокруг и т.п. В общем, расходовали воду в объёме, многократно превышающем их обычное потребление. Потом все жильцы обратились за перерасчётом.

И вот производится перерасчёт для «нормативщиков»:

Перерыв в предоставлении ХВС составил 29 дней Х 24 часа = 696 часов. Допустимый перерыв 8 часов. За каждый час свыше допустимого перерыва необходимо уменьшить плату на 0,15%. Всего плата уменьшится на (696 - 8) х 0,15 = 103,2%! Т.е. произойдет как раз случай «полного освобождения потребителя от оплаты».

А «счастливым» владельцам ИПУ скажут: «А у Вас счётчики за этот самый один день по два кубометра накрутили! Извольте заплатить!». Не будем удивляться «несправедливости», в большинстве УК и РСО на все наши возмущения резонно заметят: «Закон и справедливость - разные вещи!». И будут правы, но не в этом случае.

Не будем рассуждать о справедливости и сразу обратимся к закону.

Ещё раз внимательно прочитаем пункт 98 Правил 354 (процитируем ее полностью ):

« 98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период».

Итак, как мы видим, никакого упоминания про зависимость перерасчёта от наличия, либо отсутствия счётчика, нет!

Т.е. за перерыв в предоставлении коммунальной услуги собственникам/нанимателям помещений, оборудованных ИПУ, необходимо делать перерасчёт ! Иного толкования пункта 98 Правил 354 быть не может!

Тут же возникает вопрос - а как же тогда применять пункт 99 тех же Правил 354? Ведь там прямо указано: «При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги ».

Что это значит? Пункт 99 противоречит пункту 98? Или уточняет его?

На самом деле нет ни противоречия, ни уточнения. Применению подлежат и п.98, и п.99. И речь в них идёт о двух разных перерасчётах.

Пунктом 99 как раз устанавливается обязанность производить тот вид перерасчета, который в основном и применяется сейчас. Этот перерасчёт связан с уменьшением платы на стоимость недопоставленной коммунальной услуги. В этом случае действительно речь идёт об определении фактически потребленного объема услуги. Следовательно, для помещений, оборудованных приборами учёта, данный объём определяется по ИПУ, и перерасчёт не требуется, а вот для помещений, не оборудованных ИПУ, фактически потреблённый объём необходимо рассчитывать, а именно уменьшать нормативное значение на величину, пропорциональную длительности перерыва в предоставлении услуги за расчётный период. Именно такой порядок установлен п.100 Правил 354.

А вот п.98 устанавливает «штрафные санкции» за перерывы в предоставлении услуг. И «санкции» эти применяются независимо от наличия/отсутствия приборов учёта.

Таким образом, перерасчёты за перерывы в предоставлении КУ производятся следующим образом:

1. Для помещений, не оборудованных ИПУ:
1.1. На основании п.99 Правил 354 объём потреблённой КУ должен быть снижен. Порядок расчёта объёма, на который подлежит уменьшению установленный нормативом потребления объём, приведён в п.100 Правил 354.
1.2. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, сниженном на основании п.99) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть сначала определяется фактический объем потребленной услуги (путём уменьшения норматива потребления), затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

2. Для помещений, оборудованных ИПУ:
2.1. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, определённом по ИПУ) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть фактический объем потребленной услуги определяется по ИПУ, затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

Еще раз повторюсь: перерасчёт за перерыв в предоставлении коммунальной услуги, превышающий допустимую продолжительность, в соответствии с Правилами 354 предоставляется всем потребителям , независимо от наличия, либо отсутствия приборов учёта коммунальной услуги

продолжение темы перерасчётов

Здравствуйте!Не знаю почему,но нам уже два раза блокировали в МФЦ подачу показаний на ПГУ.В мае,потом в июле.Поверка горячей воды до 2021 г.Горячую воду подавали в мае -394.Потом уехали на дачу и когда заблокировали в июле,всё не хватало времени...

1000 стоимость
вопроса

вопрос решен

Предусмотрен ли перерасчёт за горячую воду?

Здравствуйте!Я с вопросом по оплате воды.Всё лето живём на даче.В июне подали показания за воду,а с июля нам заблокировали подачу показаний за горячую воду,ссылаясь,что нет поверки.Поверка у нас до 2021 г.Такая ситуация у нас уже была в мае.Так же...

Получите совет юриста за 15 минут!

Получить ответ

380 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Можно ли сделать перерасчет по горячей воде?

Добрый день! мы живем в Красноярске, сегодня проводили поверку счетчика горячей воды, показание 126кубов, передавал показания по сайту Жилфонда, указывал значение на порядок меньше, 12,42 последнее показание (неправильно писал), платил все исправно...

Все услуги юристов в Москве

Как получить перерасчет за горячую воду?

Являюсь собственником 1/2квартиры без приборов учета воды, зарегистрирована я,два сына и муж(4 человека) не проживаем в ней.Фактически проживаем и временно зарегистрированы по другому адресу, плачу за воду по счетчикам. Должна ли я оплачивать...

Можно ли сделать перерасчет за воду по показаниям счетчиков

Как составить заявление на перерасчет задолженности, если не давали показания счетчиков более 6 мес? После 6 мес показания приняли следующих месяцев приняли и сейчас мы платим по показаниям. Но делать перерасчет они отказываются.

489 стоимость
вопроса

вопрос решен

Как подать правильно заявление на перерасчёт за горячую воду, если вода идет сначала холодная?

здравствуйте,прошу помочь,проконсультировать или подсказать - как правильно нужно составить заявление в управляющую компанию на перерасчет оплаты по горячей воде,так как на протяжении уже более чем месяц я неодноктратно звонил и просил чтобы они...

Какой период учитывается при перерасчете за горячую воду ненадлежащего качества?

Здравствуйте. В моей квартире из горячего крана - вода течет температурой 33 градуса. УК составила акт о данном нарушении. В акте указана дата начала нарушения 1.05.2017 и дата проверки 12.05.2017. Вопрос: как рассчитывать период перерасчета? За...

Отказ в перерасчете за горячую воду

Добрый день! В январе 2015 года у нас был установлен и зарегистрирован новый ИПУ горячей воды, взамен потекшего. С тех пор показания по счетчику не передавались. Сейчас у нас задолженность по ГВС (хотя если пересчитать по показаниям, то должны нам)...

Отказ сделать перерасчёт за воду по причине временного отсутствия в декабре 2016 года

Правомерен ли отказ сделать перерасчёт за горячую и холодную воду по причине временного отсутствия в связи с тем, что в квартире не установлены счётчики горячей и холодной воды? отказ обосновали тем, что 1 января 2017 года в силу вступил закон об...

Как должны начислять перерасчёт за горячую воду?

горячая вода в квартире 50 градусов. стоит счётчик. как должны начислять перерасчёт за горячую воду и должны ли сделать перерасчёт за водоотведение? акт о такой температуре составлен.

Отказ сделать перерасчёт за воду по причине временного отсутствия

Правомерен ли отказ сделать перерасчёт за горячую и холодную воду по причине временного отсутствия в связи с тем, что в квартире не установлены счётчики горячей и холодной воды?

Перерасчет на горячую воду до устранения недоработок системы водоснабжения

Здравствуйте! У нас в доме с апреля по декабрь шла из горячего крана холодная вода, приходилось сливать по 10 - 15 минут, а жеке говорили тупиковая система, после того как пришли с жилищной инспекции и проверили воду, они забегали и проблема была...

Через некоторое время после масштабной компании перевода на суммированный учет, счета стали завышаться. Что же произошло? После того, как большая часть клиентов водоканала перешла к оплате за фактическое потребление, коммунальные службы перешли к следующей стадии компенсации «своих убытков».

На каждый дом отныне ставится учета расхода воды. При подведении итогов месяца подразумевается следующее: разница между показаниями общедомового прибора учета по ресурсу (например, по холодной воде) и суммарным объемом показаний абонентов считается расходом на общедомовые нужды. Полученный таким образом объем делится пропорционально между жильцами в соответствии с занимаемой площадью жилых помещений и добавляется в квитанцию, которая приходит ежемесячно (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Какой может быть перерасчет за воду, если стоят счетчики?

И так, разберемся, что входит в общедомовое потребление по холодной воде в городе Москве:

  • Расход воды на помывку подъезда;
  • Холодная вода, которая пошла на полив растительности на прилегающей к дому территории;
  • Вода, израсходованная на промывание сетевого водопровода;
  • Потери в водопроводе, относящемся к домовой сети.

Вас ожидает перерасчет за воду при установленных счетчиках даже за горячую воду:

  • Объем воды, который сбрасывается в канализацию во время проведения ремонтных работ;
  • Горячая вода считается потраченной на общедомовые нужды во время проведения опрессовки (создание испытательного давления);
  • Потери в водопроводе горячей воды, относящемся к домовой сети.
  • Технологические работы, которые проводятся во время подготовки к сезону отопления.

Как видно из Постановления, перерасчет воды при наличии счетчиков вполне может иметь место. В данном случае доплата в квитанции появляется исключительно по независящим от абонента факторам. Кстати, сюда же стоит добавить разницу потребления между фактическим (не зафиксированным) и нормативным значением по абонентам, которые не пользуются счетчиками. Получается, что за своих соседей платит весь дом. С точки зрения поставщиков коммунальных ресурсов, вполне справедливо.

Как сделать перерасчет за воду по счетчику в меньшую сторону

Если абонент имеет в своей квартире зарегистрированный в установленном порядке прибор (приборы) учета воды, ему предоставляется возможность проявления инициативы. Она заключается в проведении пропаганды монтажа счетчиков тем соседям, которые таковых не имеют. Вполне понятно, что при отсутствии в доме ТСЖ, такую работу провести трудно, да и вряд ли таким людям понравится наличие у себя в доме средств учета реального потребления.

В настоящее время многие абоненты пользуются средними в свою пользу. Например, большая часть родственников может быть прописана в квартире, где стоят счетчики, а фактически проживать в помещении, в котором нет приборов учета. Получается, что по тарифу одного человека модно тратить сколько угодно воды. Ее будут себе оплачивать недовольные соседи, которые то и дело ищут ответы на свои вопросы на форумах.

К следующей категории жильцов, которые непосредственно участвуют в перерасчете по за воду, это абоненты, которые просто не предоставляют показания. Согласно нормативным документам, абонентский отдел водоканала увеличит имеющуюся задолженность по точке потребления как среднее значение за последние три месяца. Цифра гарантированно будет далека от реальной. Соответственно, вся разница уйдет все в те же домовые нужды, — всем абонентам, имеющим индивидуальные приборы учета, будут произведены доначисления за воду при счетчике.

Третий способ, который позволит уменьшить перерасчеты за потребленную воду, опять же инициативный. Вполне очевидным является то, что оплата за потери сетевой воды по причине неисправного водопровода, не должна ложиться на плечи потребителя. Разумным действием будет обращение в управление коммунальных служб с просьбой провести проверку качественного состояния водопровода и устранение нарушений его целостности.

Это является непосредственной обязанностью водоканала. Даже отсутствие денежных средств на проведение подобных работ не должно смущать абонента. При наличии на руках официального отказа можно передать свое обращение в органы, являющиеся надзорными для водоканала.

Перерасчет за воду после установки счетчиков в меньшую сторону

Те абоненты, которые долгое время не предоставляли показания по приборам учета, всегда могут обратиться в офис коммунальной службы за новым начислением задолженности. Часто такие случаи имеют место в связи с длительным убытием на проживание в другую местность. В это время квартира может сдаваться арендаторам, которые просто не задумываются о таких моментах, как индикация приборов учета. Их инструктируют достаточно просто, — платить по квитанциям в счет уменьшения арендной платы. Все довольны, кроме соседей. По факту, в квартире прописан один, начисления осуществляются на одного проживающего, а потребление может оказываться много больше.

Тем не менее, такой абонент при прибытии вправе обратиться с просьбой сделать новое начисление. Естественно, вопросов, как сделать перерасчет воды по счетчикам, ни у кого не возникнет. Довольный собственник заплатит меньше, вот только не факт, что перерасчет коснется остальных жильцов.

Как сделать перерасчет воды без счетчика

Об этом способе известно всем. Для этого необходимо предоставить в абонентский отдел водоканала справку, подтверждающую временное отсутствие жильцов в квартире. Например, такой документ перед убытием в отпуск могут выдать на работе в отделе кадров.

Как говорится, спасение утопающих дело рук самих утопающих. Не в воде, конечно, а в больших начислениях за нее. Необходимо добиваться повышения качества водопроводных сетей и уменьшения числа нерадивых соседей.

Счетчики воды — устройства, позволяющие экономить средства. Установив устройство, владелец квартиры платит только за потребленный объем коммунального ресурса, согласно с показаниями прибора учета. Федеральное законодательство требует делать регулярные поверки устройств. Срок поверки указан в паспорте прибора учета воды, обычно колеблется от четырех до шести лет.

Как проходит процедура

Условия процедуры максимально упростили. Не нужно демонтировать устройство с трубы водоснабжения и отправлять на инспекцию, ждать окончания проверки и опять монтировать водосчетчик. Следует заполнить бланк на официальной странице выбранного поставщика, работник приедет и осуществит поверку прибора. Он обязан проверить исправность прибора, а именно, определить соответствие показаний устройства потребляемым объемам ресурса.

Процедуру поверки индивидуального прибора учета можно условно разделить на четыре этапа:

  1. Пользователь обязан подготовить документацию на водосчетчики.
  2. Оповестить компанию, предоставляющую услуги, о желании осуществить поверку прибора.
  3. Составить специальный акт, подтверждающий проведение поверки и исправность прибора.
  4. Отправить этот акт в компанию, которая является поставщиком.

Как часто проходить поверку

Пользователи должны точно знать, когда следует поверить прибор — процедуру необходимо сделать уже через 4 года после изготовления счетчика, а не с момента монтажа водосчетчика. Обойтись без процедуры нельзя, процесс закреплен на уровне законодательства. Это выгодно пользователям — за время работы прибора учета происходят поломки, которые выявляются во время поверки.

Невыполненная поверка приведет к тому, что выбранный поставщик будет считать информацию выданную индивидуальным прибором, предоставленную потребителем, недействительной. В случае просрочки, обитателям квартиры придется платить по среднему нормативу потребления – сумма платы за коммунальную услугу будет в три-четыре раза выше. Поверка делается для того, чтобы избежать задолженностей.

Когда потребитель вовремя проходит процедуру, компания обязана сделать перерасчет и определить размер платы за ресурс. Происходят неприятные случаи, когда поставщик отказывается проводить перерасчет воды после поверки. Уклонение организации от перерасчета — правомерное действие. Комнатный прибор учета процедуру уже прошел, а значит, он исправен и нет смысла менять сведения прибора и координировать их с нормативами, назначать время следующей поверки.

Чтобы человеку сделали перерасчет, следует обратиться в инспекцию, отвечающую за жилищные вопросы, либо в прокуратуру. Такой совет подействует, если у абонента есть в наличии такие официальные бумаги:

  1. Акт, подтверждающий поверку.
  2. Акт, подтверждающий вхождение устройства в пользование

Процесс обеспечение коммунальными услугами жильцов описан в Постановлении Правительства России No354, в соответствии с пунктом 81, водосчетчик, у которого показания не считаются достоверными, признан неисправным. Поэтому информация для расчета оплаты за ресурс, которую подают согласно с показателями прибора, признается недействительной.

За следующие 3 месяца после того, как наступили указанные события, абонент платит согласно со среднемесячными показателями. После окончания этого периода, абонент платит согласно с нормативом употребления. Оплата согласно с показаниями счетчика восстанавливается после процедуры поверки и формального засвидетельствования его исправности. Чтобы этого добиться, следует официально ввести водосчетчик в использование — составляется акт входа в пользование и водосчетчик опломбируют.

Оплата коммунальной услуги, оказанной абоненту в жилом/нежилом помещении за расчетный период, рассчитывается согласно с вычисленным средним месячным количеством потребляемого ресурса. Объем определяют согласно с показаниями индивидуального счетчика как минимум за время 6 месяцев, для отопления берут данные за отопительный период, когда согласно с П 42 (1) настоящих Правил для вычисления суммы оплаты берут показатели индивидуального устройства. Когда период работы прибора составляет менее шести месяцев, то оплату определяют опираясь на реальный срок эксплуатации счетчика.

Перерасчет по показаниям счетчика после просрочки поверки

Когда пользователи коммунальных ресурсов не делают в оговоренное время процедуру, жителям приходится платить по тарифам, указанным выше — сумма получается большая. Чтобы начать платить меньше, жители осуществляют просроченную процедуру, тогда выясняется, что счетчик был исправен. Исходя из этого, все последующие месяцы абоненты имеют возможность платить согласно с показателями прибора. Однако у большинства возникает вопрос — а можно ли осуществить перерасчет тех платежей, которые уже были оплачены? Пользователи надеются, что поставщики пересчитают плату и насчитают им переплаченные деньги, чтобы в последующие месяцы платить меньше. Но это невозможно.

Оплата за воду определяется согласно с показателями прибора только в том случае, если он признан исправным. Когда срок, отведенный на поверку счетчика, признается истекшим, прибор признается выведенным из строя. Даже если последующая проверка выявит, что устройство все это время работало исправно и показатели соответствовали действительности, формально признается неисправность такого прибора, из-за просрочки проверки и отсутствия доказательств, пользователи должны платить по повышенному тарифу. Поэтому действия компаний, которые не делают перерасчет, считаются правомерными. Необходимо осуществлять поверку в срок — просроченная процедура не поможет сэкономить денежные средства.

Судебная практика

Существует положительная судебная практика, когда пользователю пересчитывали плату, это происходило в таких случаях:

  1. Если поставщик начислял оплату согласно с нормативами с первого же месяца после признания прибора вышедшим из строя.
  2. Когда человек действительно не мог пройти процедуру поверки прибора, тогда компания может пойти абоненту на встречу и сделать перерасчет.

В случае отсутствия у человека уважительных причин, по которым он не смог пройти проверку, организации не обязаны пересчитывать плату.

После того, как человек проводит поверку с опозданием, можно написать заявление в организацию, которая поверяла прибор, с требованием пересчитать оплату, но компания не обязана этого делать. Есть основания для перечисления денег, только если поставщик начислял оплату согласно с нормативами сразу же, как прибор стал официально неисправным. В таком случае, пострадавшая сторона может отстаивать свои права и требовать пересчитать оплату согласно со среднемесячными показателями — есть положительная судебная практика, в которой ссылаются на то, что обе стороны были виновны в произошедшем.

В большинстве случаев у пользователей не возникает проблем с поверкой приборов учета, так как процедура эта проходит с интервалом в четыре-шесть лет. Компании не обязаны предупреждать абонентов об истечении срока исправности устройства, однако некоторые организации добровольно сообщают об этом своим клиентам. Не стоит рассчитывать на них, нужно самостоятельно фиксировать даты поверок, чтобы впоследствии не переплачивать. Стоит внимательно следить за исправностью водосчетчиков и в случае подозрения на поломки или дефекты счетчика, следует обратиться в компанию и вызвать мастера.