Греческая икона ильи пророка. Где находится икона. сильных молитвы Илье пророку

День Ильи Пророка является праздником верующих, который принято отмечать 2 августа. Святого считают неким посредником между Богом и людьми. В древности люди Илью уважали и побаивались, поскольку он мог наказать, посылая молнии. С этим праздником связано много различных примет, традиций и . Еще верующие читают молитвы святому Илье Пророку, которые помогают благоприятно разрешить разные ситуации. Лучше всего иметь в своем доме икону святого, которую можно приобрести в церковной лавке.

О чем молятся Илье Пророку?

Этого святого считают небесным покровителем, который обладает силой управлять дождем, молнией и грозой. Ливнями он мог наказывать плохих людей, уничтожая урожай на их землях. Во все времена крестьяне обращались к Пророку, чтобы он благословил на обрабатывание земель. Если были страхи по поводу богатства урожая, то просили Илью послать дождь. 2 августа к Илье Пророку молодые и одинокие девушки обращались, чтобы найти свою вторую половинку, удачно выйти замуж и быть счастливыми. В общем, считается, что обращаться к святому можно с любым вопросом, будто проблемы с деньгами или здоровьем. Многие верующие уверяют, что молитвенные обращения к Пророку ни раз помогли им избежать внезапной смерти.

Есть разные молитвы перед иконой Ильи Пророка, которые можно читать и в храме, и в домашних условиях. Если верующий выбирает первый вариант, тогда, стоит учесть некоторые правила. Отправляйтесь в храм с открытым сердцем и благими намерениями. Перед входом обязательно подайте нуждающимся людям. Заходя в храм, перекреститесь и поклонитесь. После этого подойдите к иконе Ильи Пророка и зажгите перед образом свечу. Освободитесь от посторонних мыслей и сконцентрируйтесь на своей просьбе. Если вы молитесь дома, тогда поставьте перед собой икону и зажгите рядом свечу. Опять же сконцентрируйтесь на своей просьбе и прочитайте молитву, а звучит она так:

«О, святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наши дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь».

Если уже длительное время установлена солнечная погода и страдает урожай, тогда можно обратиться к святому за помощью, для чего прочитайте молитву Илье Пророку о дожде:

«О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступнаго царя Ахава и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратятся ко Единому Истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый и чудом сим Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивый и обильный дождь на землю испросивый и люди Израилевы возвеселивый!

К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смиреннии, томими бездождием и зноем: исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды и всяких зол и болезней.

Не бо ходихом в страсе Божии и в путех заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.

Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не покланяемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене.

Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворный росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми.

Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойни есмы.

Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси, мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся и душу нашу яко плоть сотворихом. Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом несмысленным уподобляемся.

Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа и стыдимся исповедывати достопокланяемое Имя Его.

Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве.

И кий грех и неправду не сотворихом мы, окаяннии?

Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие.

Темже правосудный Господь прогневася на нас и во гневе Своем наказа нас. Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным.

Умоли Великодаровитаго и Всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да низпослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха. Преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас, грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды.

Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением Безначальнаго Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва Илье Пророку о деньгах

Если есть проблемы с финансами, тогда можно обратиться к святому, чтобы он помог исправить эту ситуацию. Для проведения ритуала возьмите монету достоинством в 5 копеек и бросьте ее на пол, а затем, скажите такие слова:

«Илья щедрый, расщедрись,

Достатком и богатством для моего рода одарись,

Есть у меня пятак неразменный,

Пусть тот пятак народит мне не одну десятку,

Твои десятки народят мне денежные достатки.

Нищету и неудачу Перун Громовержец уволок,

А Достаток и Удачу моему роду Илья Пророк приволок.

Аминь».

После этого монетку поднимите и храните в своем доме, положив его на любую купюру. В итоге получится талисман, который будет притягивать материальный достаток.

Приметы и традиции на день Ильи

В этот праздник запрещено работать, поскольку она не только не принесет результата, но и может разгневать святого, который пошлет ливень и уничтожит урожай. Нельзя выгонять на пастбище скот, поскольку разная нечисть может в нее вселиться. Если 2 августа гроза ни в коем случае нельзя в это время купаться, стоять под деревьями, кричать и веселиться. Чтобы защитить свой дом от гнева Ильи, люди накануне окуривали дом ладаном, а во время грозы, закрывали окна и двери, и зажигали возле образов свечу. Считается, что 2 августа заканчивается лето и начинается осень, поэтому меняется погода, поведение птиц и люди готовятся к сбору урожая. Во время непогоды нужно обязательно собрать дождевую воду, поскольку бытует мнение, что она обладает огромной силой, которая защищает от . Если человек на день Ильи попал под дождь, значит, на протяжении года его не коснутся болезни и проблемы. Один из наиболее главных запретов этого дня – нельзя купаться в открытых водоемах. Считается, что вода уже студеная, да и русалки могут утянуть на дно.

Святой Илья — наиболее почитемый людьми из пророков, так как является вторым, через которого Господь обращался к земным жителям. Первым был Моисей. Также он один их тех, кого Бог забрал к себе, не оставив свидетелей этого действия. Воздушно-десантные войска считают святого Илью своим покровителем и заступником.

Икона «Илья Пророк» способствует удачному исходу любого начатого дела, но считается, что больше всего святой помогает в сельскохозяйственных делах. К нему обращаются с просьбой послать дождь при засухе или ясную погоду при проливных дождях. Также пророк может избавить молящегося перед его иконой от тревожащих болезней. Он выводит злость из людских сердец и способствует мирной семейной атмосфере.

«Святой Илья Пророк» — икона, значение которой настолько велико, что делает ее самой известной и почитаемой. Расположена она в храме, названном в честь этого же святого в Москве в Обыденском переулке. На 20 клеймах, украшающих образ, сохранены самые важные жизненные моменты. Икона является главной в храме. Здесь же находится и еще одна, не менее почитаемая православная икона Ильи Пророка, которую создали на двухсотлетнюю годовщину храма в начале 20 века. Название иконы — «Святок пророк Илья в пустыне».

Храм Пророка Божия Илии, расположенный в Новгородской области, — еще одно место, где чтят святого. Здесь находятся 2 иконы, одна их которых была сотворена более двух веков назад, именно ее несут во время крестного хода. А другой иконе всего 15 лет (дата создания — 2000 год), но местные жители очень ее любят, называя чудотворной.

Храм Ильи Пророка на горе Кармель в Израиле

Уже несколько веков подряд паломники всего мира пребывают на гору Кармил, чтобы прикоснуться к святыням, связанным с пророком. Место для храма было выбрано не случайно, ведь именно в пещере этой горы Илья длительное время прятался от преследователей, и здесь же он победил языческого жреца. Храм построили прямо над пещерой в форме креста.

Во внутреннем дворе есть небольшой алтарь, схожий с тем, какой в свое время создал Илья. Рядом же стоит аккуратная статуя пророка, который занес руку с клинком над языческим жрецом. Когда арабская армия мусульман вела войну с евреями, то они отрубили статуе руку, считая, что она помогает всему народу в войне. Храм построен относительно недавно — в первой четверти 20 века, в день памяти Святого Ильи. Ежегодно сюда стекаются верующие, чтобы помолиться или покрестить детей.

Как и почему почитали Святого Илью на Руси

Он стал одним их первых, кому поклонялись на Руси. В его честь возводились храмы, первый в Киеве еще в 9 веке, а княгиня Ольга распорядилась о строительстве церкви в северной части Руси, в селе Выбуты. Илью считали и продожают считать исконно русским святым, понимающим проблемы и печали его народа.

Ильин день, празднуемый верующими 2 августа, считается разграничением сезонов. Хотя это еще и лето, но в средней полосе Росии после этой даты не купаются в водоемах и, как правило, резко холодает, становится дождливо. В этот день просили у святого хорошего урожая, а девушки молили подарить им суженого, с которым они пойдут под венец.

Как помогает икона «Илья Пророк»?

Во все времена русские крестьяне молились Илье, чтобы он благословил их на вспахивание земли. Святой Илья Пророк, икона которого была в каждом доме, всегда считался великим чудотворцем, громовержцем, который может управлять стихиями, особенно дождем. Когда люди переживают за богатство урожая, чтоб тот не высох или же, наоборот, не был затоплен, то усердно молятся пророку Илье.

Икона «Илья Пророк» помогает справиться с любыми трудностями, будь то нехватка материальных благ, психические и физические болезни. Также она способна отвести от человека внезапную смерть. В этом постоянно убеждаются верующие.

Иконы с изображением пророка

Самая первая икона «Илья Пророк» была написана еще в ранневизантийский период. На ней святой предстает суровым мужчиной с пронзительным взглядом карих глаз, одетым в шерстяной плащ. У пророка длинные волосы и пышная борода. Часто Илье надевали шапку из шерсти, а в руки вкладывали кинжал, передавая таким образом его силу и ярость, обращенную к иноверам. В те времена практически каждого святого изображали с оружием в руках.

Существует два кардинально разных образа написания пророка, так как они привязаны к различным периодам его жизни. Одни иконописцы изображают его в раздумьях, а именно сидящим на камне в пустыне и смотрящим по сторонам, в то время как ворон добывает ему еду. В легенде, написанной по этому поводу, говорится, что суть этой картины заключается в том, что Святой Илья слышит Божественный голос сквозь толщу земных проблем и дум.

Другой вариант — это Илья Пророк в момент перехода в Небесное Царство. Он изображается парящим с облаком в ногах, взгляд его обращен в небеса, но иногда он смотрит и на покидаемую землю. Именно на таких иконах пророк передает свою плащенницу самому надежному последователю — Елисею. «Святой Илья Пророк» — икона, значение которой заключается в том, чтобы в одном изображении отразить все ключевые моменты жизни, пишется с множественными клеймами, на которых можно увидеть разговор с Господом, победу над жрецами-язычниками, оживление человека.

Икона Ильи Пророка своими руками

В современные дни готовые иконы в различных исполнениях можно приобрести повсеместно: в церковных лавках, в ювелирных магазинах, можно заказать ее у иконописцев на интернет-сайтах, а можно выполнить самостоятельно. Выполненная икона бисером «Илья Пророк» — это лучшее, что может сделать почти каждый в дань памяти святого. Главное, о чем следует помнить, что перед началом такой работы необходимо получить церковное благословение. А эскиз, по которому нужно работать, можно приобрести в лавках при цервки или в интернет-магазинах. После того как икона будет готова, следует ее освятить и зарядить церковной силой. Во время рукоделия можно читать молитвы Илье Пророку. Нет никаких сомнений, что икона, сотворенная собственными руками, будет обладать не меньшей чудотворной силой, чем те, что находятся в храмах или продаются в церковных лавках.

ПРОРОК ИЛИЯ

21 сентября 950 г. до н.э. родился пророк ИЛИЯ .

Его родители были простыми земледельцами. Кроме Илии, в семье были два старших брата и младшая сестра.
Илия рос задиристым ребёнком и не боялся ребят гораздо старше себя. Отличался крепким и коренастым телосложением, выше среднего роста. В зрелом возрасте до самой смерти своей ходил с бородой и длинными волосами почти до пояса. Не боялся ни жары, ни стужи, почти всегда был практически раздет.
В шестнадцать лет решил, что каждому человеку уготован свой путь и он не должен быть привязан к дому. Покинув отчий дом, Илия отправился путешествовать.
Он посетил те места, где сейчас находится современная Сирия, Персия, Италия, Греция и Индия. В Индии он пробыл около двух лет. Почти год юноша прожил в одном селении, обучаясь у своего учителя искусству медитации, материализации предметов и левитации.
На севере Индии в другом селении Илия вновь поселился, получил знания по йоге, овладел секретами многих фокусов и познал искусство врачевания.
В 25 лет он вернулся в Израиль. Илия часто приходил на гору Кармель, чтобы помолиться в тишине и одиночестве. На горе Кармель во сне Ангел указал ему путь в пещеру. Илия стал лечить тяжелобольных людей на горе и иногда оживлял мёртвых. Также он занимался предсказаниями будущего. Он творил чудеса: вызывал дождь, кормил голодающих, его доброта не знала границ. Илия доказывал жрецам Израиля, что боги не нуждаются в жервоприношении, но жрецы его не слушали.
Илия жил в пещере Хорива - там где Моисей впервые повстречался с Ангелом Божиим.
Много добрых дел совершил Илия.

Постепенно созрела оппозиция. Центром её был клан рихавитов, которые, подобно назореям, не только строго держались веры в Яхве, но и частично отрицали всю ханаанскую цивилизацию. В знак протеста они отказывались от вина, жили в шатрах, не обрабатывали земли. Эта попытка остаться вольными пастухами в земледельческой стране была формой пассивного сопротивления тлетворному влиянию языческой цивилизации.
Этим сопротивление не ограничивалось. Вновь появились общины пророков, именовавшиеся, как и встарь, "Бене-ха-Небиим", Сынами пророческими. Члены общин ставили своей задачей ниспровержение Мелькарта и восстановление чистоты веры. Вскоре царица приказала схватить и казнить бунтовщиков, а алтари Яхве, сооружённые ими, разрушить. Только некоторые из пророков были спасены богобоязненным царедворцем Авдием, который укрыл их в горах и тайно снабжал продовольствием.
Но Иезавель не достигла главного: не был схвачен вождь мятежников Илия Фесвитянин. Он когда-то пришёл с Востока, с границ пустыни. С непостижимой быстротой переходил с места на место. Никто не знал, откуда он появился и где проводил большую часть времени. Тщетно искали его слуги царицы - он оставался неуловимым... Вид его поражал с первого взгляда: смуглое лицо, обрамлённое косматой гривой волос, простая пастушеская власяница; движения его стремительны, он резок, импульсивен, весь в порыве, в огне и буре. Его имя Илия означает "Мой Бог-Яхве".

Когда Изавели удалось расправиться со всеми поборниками Бога Израилева, он выступил один против царицы и царя, против Ваала и соблазнённого народа.
В первом сказании Илия появляется перед Ахавом после расправы царицы над пророками. "Клянусь Яхве, Богом Израилевым, перед Которым я стою, в эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему!" Произнеся это грозное пророчество, Илия скрывается за Иорданом.

Между тем бедствие превзошло все ожидания. В условиях того края засуха - это неизбежный и страшный голод. Зной выжигает нивы Эфраима. Выгорают луга, высыхают источники, гибнет скот. Даже до царскогодворца добирается голод. Ахав вынужден был покинуть дом и отправиться со своей свитой в поисках пропитания для своей кавалерии.
Илия тем временем живёт в пустыне, на берегу потока Хорафа, и ворон приносит ему пищу. Когда поток высыхает, он удаляется в Финикию и там живёт инкогнито у бедной вдовы. Пребывание в её доме человекаБожия становится благословением для финикиян. Чудесным образом не истощаются запасы в доме, а когда умирает её сын, Яхве по молитве Илии возвращает ему жизнь...
Наконец, силы народа истощились, и все стали понимать, что над землёй тяготеет проклятие. В это время Ахаву объявляют: "Илия здесь". Пророк и царь встречаются лицом к лицу.
"Ты ли это, губитель Израиля?"- мрачно спросил Ахав. "Не я губитель Израиля,- резко ответил пророк,- а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Яхве и идёте вслед ваалам". В этом лаконическом ответе весь Илия со своей решимостью биться до конца. Он, не колеблясь, бросил вызов Ахаву и предложил созвать прорицателей Ваала для того, чтобы они показали силу своего бога. Будут воздвигнуты два жертвенника один Ваалу, другой - Богу Израилеву. На чей жертвенник снизойдёт огонь-тот истинный Бог.

Великое состязание пророков совершилось на горных склонах Кармила. Толпы народа робко окружили Илию, прислушиваясь к каждому его слову. Прошли времена, когда они беззаботно смотрели на нововведения царя и сами курили фимиам перед изображениями чужеземных богов. "Долго ли вы будете хромать на оба колена?- воскликнул Илия, обращаясь к народу.
- Если Яхве есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал - то ему последуйте". Это было решительное и окончательное осуждение религиозного синкретизма, воцарившегося в Израиле.
Все в смущении хранили молчание, чувствуя свою вину. Страшный голод заронил в сердца сомнение относительно всемогущего Ваала и его жрецов.
"Я один остался пророк Яхве,- продолжал говорить Илия, напоминая народу о том, что никто не вступился за преследуемых,- а пророков вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца и рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают. А я приготовлю другого тельца и огня не подложу; и призовите имя бога вашего, а я призову имя Яхве-бога моего. Тот бог, который даст ответ посредством огня, есть Бог". "Пусть будет так",- закричала толпа.

Эта картина нарисована в Библии широкими смелыми мазками; Илия одиноко стоит перед десятками ожесточённых языческих жрецов и перед полуязыческой толпой, жаждущей чуда. Внизу, у подножия горы, расстилается сухая, раскалённая долина...
И вот прорицатели Мелькарта начали свой священный танец. Они скакали и кружились вокруг жертвенника много часов подряд, неустанно выкликая:
"Ваале, Ваале, услышь нас! "Но по-прежнему неподвижное небо оставалось безоблачным, по-прежнему неумолимо жгло солнце... "Кричите громче,- иронически заметил Илия, наблюдавший их заклинания,- может быть он задумался и занят чем-нибудь, или в дороге, а может быть он спит, так он проснётся". Но жрецам было не до шуток. Нестерпимый жарпалил их головы, они еле передвигали ногами от усталости, чувствуя на себе насмешливые и недоверчивые взгляды толпы. Наконец, в исступлении они стали прыгать вокруг жертвенника, с громким криком поражая себя ножами. Их кровь стекала на горячие камни. "Они бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха".

И тогда пророк Илия приступил к жертвеннику. Это был решающий момент. Он должен был показать народу силу своего Бога, Его торжество над Ваалом. Он знал, какая участь ждёт его, если Господь не услышит его молитвы. Народ был беспощаден к лжепророкам, считая, что в них вселился демон. "Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев!- воскликнул пророк.
- Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне. Да познают ныне эти люди, что Ты один Бог в Израиле, и что я, раб Твой, сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня. Да познает народ сей, что Ты, Яхве-Бог, и Ты обратишь сердца их".

Он призывал Бога "в огне", ибо огонь был той стихией, через которую чаще всего проявлялось присутствие Яхве.Блеск молнии ослепил присутствующих, и все увидели, как чёрный дым поднялся над опалённойжертвой. Поражённые израильтяне пали ниц, восклицая: "Яхве есть Бог! А с моря тем временем потянул ветер, и показалась туча. "Иди домой, ешь и пей,- обратился Илия к потрясённому Ахаву, - ибо слышен шум дождя"...

Для жрецов Ваала состязание на Кармиле кончилось плачевно. Вооружённая толпа стащила их вниз к берегу Кисеона, и там они были убиты. В расправе принимал участие и Илия, сам подавший сигнал кистреблению лжепророков.

Умер Илия в 876 г. до н.э.

Три последних года он провёл в полном одиночестве в горах. За полчаса до ухода он поднялся навозвышенность и сделав последний вдох, умер. Дикие звери растащили на куски бренное его тело. Спустя 400 лет о нём вспомнили и его жизнь стала обрастать небылицами. Пророческие записи, что он сделал в пещере, были неправильно расшифрованы.

Ильин День

Ильин день (болг., макед. Илинден, серб. Илиндан) - традиционный народный праздник у восточных и южных славян, приуроченный к церковному дню памяти пророка Илии, одного из наиболее чтимых на Руси святых. Отмечается 20 июля (2 августа).

Другие названия дня:
Громобой, Держатель гроз, Громовержец, Перунов день, Обжинки, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты, Бараний рог, Илья-грозный, Илья-пророк.

Истоки праздника

Судя по всему, обрядность праздника имеет языческие корни. С принятием христианства образ языческого Громовержца-Перуна заменился в народном сознании Ильёй-пророком, который принял на себя все функции Громовержца. Видимо, языческий праздник, посвящённый Перуну, во время христианизации был «закрыт» христианским праздником Ильи-пророка, однако в народном сознании сменилось только имя главного героя.

Традиции

Отмечать этот праздник начинали ещё с его кануна - с четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа - она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику.

С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться. Купаться запрещалось по причине того, что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос - с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание становится чревато появлением нарывов и фурункулов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью.

Почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.

Поговорки и приметы

Илья грозы держит.
Илья словом дождь держит и низводит.
Илья наделяша (наделяет хлебом).
Не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт.
Не коси - сено от молний сгорит.
До Ильина дня сено сметать - пуд мёду в него накласть, после Ильина - пуд навозу.
Илья-пророк - косьбе срок.
Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши.
Пётр (29 июня) - с колоском, Илья - с колобком.
Пророк Илья куда ни махнёт, всюду жито растёт.
Ильинская соломка - деревенская перинка.
Новая новина на Ильин день - спят на Ильинской (новой) соломе.
На Илью до обеда - лето, после обеда осень.
На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
С Ильина дня воды стынут: «Олень в воду лапу обмакнул - вода в реках делается холодной».
Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
На Илью и купаться нельзя.
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.
На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
Ильин день без гроз не стоит.
Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
С Перунова дня собирают горох.
Во что Илья, в то и Воздвижение (14 сентября).
На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
До Ильи хоть одним зубом подери.
К Ильину дню заборанивай пар.
К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок.
Илья Пророк три часа приволок.
Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.
В Ильин день с утра облачно - сев должен быть ранний и ожидай хорошего урожая; облачно в полдень - средний сев; а вечером облачно - сев поздний и урожай плохой.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (18 августа), а коли рожь поспевает позже, то и сев позже, до Семёна-дня (1 сентября).
На Илью - первое подрезывание сотов на пчёльнике.
На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.
«Дождь слепой, - гласили деревенские святцы. - Ему говорят: „Иди, куда тебя просят". А он пошёл, где сено косят. Ему говорят: „Иди, где ждут". А он пошёл, где жнут».
Докучлив, как ильинская муха.
Изба ильинским тёсом крыта (то есть соломой).


Святой пророк Илия. Икона середины XV в., Новгород. Государственная Третьяковская Галерея.

Огненное восхождение пророка Илии. Икона XVII в., Ярославль.

Илия пророк в пустыне

Молитвы святому пророку Илии

Молитву Илье Пророку произносят в помощь о даровании дождя во время засухи, о достаточно хорошем урожае и о весьма благополучном разрешении совершенно любых начинаний.

Величание Пророку Илие

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.

Тропарь Пророку Илие

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак Пророку Илие, глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

Молитва 1

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя!
Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.
Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели.
Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани.
Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими.
Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение.
Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков.
Аминь.

Молитва 2

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.
Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков.
Аминь.

Молитва 3

О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступного царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратится ко единому истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ Израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый, и чудом сам Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивши и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смирении, томими бездождием и зноем; исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней. Не бо ходихом в страсе Божиим и в путах заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.
Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене.
Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсеше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми.
Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойны есмы.
Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси; мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся, и душу нашу яко плоть сотворихом.
Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом немысленным уподобляемся.
Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа, и стыдимся исповедовати достопокланяемое имя Его.
Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. И кий грех и неправду не сотворихом мы окаянии? Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие. Темже правосудный Господь прогневася на нас, и во гневе Своем наказа нас.
Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным, умоли великодаровитаго и всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да ниспослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха; преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды.
Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением безначального Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

Молитва 4

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.
Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.
Аминь.


Иудейская пустыня. Монастырь св. Георгия Хозевита

Пещерный храм св. Илии Пророка в монастыре св. Георгия Хозевита


Русская православная церковь во имя Ильи Пророка на Кармиле

Пещера пророка Илии сейчас находится на территории кармелитского монастыря. Пещера эта невелика. Сохранилось предание, что в этой же пещере останавливалось и Святое семейство, возвращаясь в Назарет из Египта.
Над пещерой пророка Илии кармелиты построили храм в форме креста. Алтарь храма сложен из 12 камней, как бы воссоздавая тот жертвенник, который из 12 камней - по числу колен Израилевых - сложил на горе Кармил пророк Илия. Во дворе монастыря можно видеть и изваянную из камня статую пророка, заносящего руку с мечом над жрецом Вааловым. Руку статуи в конце 40-х годов прошлого столетия отрубили арабы, воевавшие с израильтянами, поскольку она якобы помогала противнику. Позже статуя была отреставрирована. Скульптурное изображение запечатлело эпизод торжества пророка: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар 18: 40).


Греческий монастырь Мар Элиас (пророка Илии)

Спасаясь от коварной Иезавель, пророк Илия ушел в пустыню, где и там прятался в пещерах. Одна из них находится на территории греческого монастыря пророка Илии (Мар Элиас), расположенного сегодня на земле киббуца Рамат-Рахель. В обители подвизается всего несколько греческих монахов, но сюда часто приходят помолиться православные арабы. По преданию, в тамошней небольшой пещере провел одну ночь пророк Илия, спасаясь от царицы Иезавели. По некоторым данным, монастырь на месте пещеры пророка Илии построен в VI веке.


Гора Хорив. Церковь пророка Илии и Елисея. Высота 2037 м.

Церковь во имя пророка Илии на горе Хорив, существовала уже в IV в. Она была построена рядом с пещерой, где пребывал пророк Илия, скрываясь от Иезавели, и где Господь явился ему как «веяние тихого ветра» и говорил с ним (3 Цар 19. 8-15). Эта церковь упоминается паломницей Эгерией (384), в тексте Commemoratorium de Casis Dei (ок. 808) и более поздними паломниками.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Один из самых известных библейских персонажей, борец за святость и чистоту веры - наиболее чтимый святой не только в Православии, но также в иудаизме, католичестве, исламе. Илья пророк упоминается множество раз как в Ветхом, так и в Новом Завете. Подобное уважение вполне заслужено - праведник прожил необычную жизнь, показывал подвиги веры, был живым примером святости, совершил много чудес.


Житие Ильи Пророка

Происхождение столько великого человека остается для историков загадкой - возможно, Господь неслучайно сокрыл эту часть его жизни. Прославился Илья во время правления царя Ахава, чье имя стало нарицательным. Он был отступником от веры предков, построил идолов и служил им, изгнал из Израиля многих праведников. Но Господь стоял на страже своего великого пророка Ильи. Он оставался тверд, обличал грешников, возвещал им Божью волю.

В наказание за упорство в грехе на страну была послана великая засуха, которая продолжалась несколько лет. И только великий слуга Божий смог исправить ситуацию.

  • Он пригласил жрецов Ваала, предложил сложить 2 жертвенника.
  • На один язычники возложили жертву, на другой - святой Илья пророк.
  • Поджигать было нельзя - свети огонь предлагалось с неба при помощи молитвы.

Расчет был простой - чей бог первым попалит жертву, тот и есть истинный Господь. Сколько ни старались язычники, их жертвенник стоял нетронутым. А по молитве Илии была сожжена не только жертва, но и сам каменный престол, выжжена яма с водой, окружавшая его. Народ-отступник тут же покаялся в своих грехах, а пророк свел на землю долгожданный дождь.


Другие известные чудеса Ильи

Многие знатоки богословия говорят про Илью пророка как о прообразе Спасителя Иисуса Христа. В их биографиях действительно можно найти схожие черты.

  • Одно время Илие пришлось жить у бедной вдовы, которая имела языческое происхождение - подобно Христу, его не принял собственный народ.
  • Когда у женщины умер единственный сын, пророк воскресил его. Иисус тоже неоднократно воскрешал мертвых во время Своего земного служения.
  • Пока Илия жил в доме вдовы, у ней в кувшине всегда было масло, не заканчивалась и мука. Господь насыщал своих детей, подобно тому, как многократно умножил рыбу и хлеб в пустыне после проповеди Христа.

За свои великие дела святой получил достойную награду. Когда пришло время, с неба сошла огненная колесница, на которой он был доставлен прямо в небесные обители. Считается, что перед концом земли Илья будет повторно послан к людям, чтобы обличить антихриста. Также он сумеет обратить в христианство оставшихся иудеев.


Иконы Ильи Пророка

Столь почитаемый праведник часто изображается на иконах. Илья Пророк имеет вид старца с длинной седой бородой. Одежды его просты, ноги босые, либо может быть обут в сандалии. В руках часто пророк держит длинный свиток.

Присутствует он на иконе Преображения - известный библейский сюжет, когда три апостола стали свидетелем явления Божественной славы Христа. Рядом с Ним были Моисей и Илия.

На личных иконах изображается по-разному:

  • может стоять в центре житийного образа, вокруг самые известные сцены из Писания;
  • сцена взятия на небо - Илья на огненной колеснице;
  • пребывание в пустыне - сидит на камне, с неба слетает птица (ворон), держащая в клюве кусок хлеба.

Для домашней молитвы подойдет любой образ, купленный в церковной лавке.

Почитание

На иконах святого Ильи пророка можно найти атрибуты ветхозаветных праведников, каждый имеет собственное значение.

  • Плащ - до сих пор его носят в пустынях, ведь он дает хорошее укрытие от зноя днем, а ночью сохраняет тепло. В те времена многие святые долго находились на молитве, для чего часто покидали суетливые города, удаляясь в пустыню. Плащ означает также странника, ведь по жизни пророк идет как Божий глашатай, отказываясь от собственной жизни.
  • Шапочка (либо капюшон или повязка) - имеет практическое значение, защищая голову от солнечных лучей. В богословском понимании это обозначение Божественной благодати, которая посылается святому, символ его избрания и славы.
  • Длинные волосы - этот атрибут пришел в иконографию неслучайно. В древности существовала секта назареев. Они посвящали себя Богу: не вступали в брак, не употребляли вино, много молились и постились. Один из обетов включал обещание не стричь волосы. Вот почему растительность на лице стала со временем ассоциироваться со служением Господу.
  • Свиток - пророки приходили не просто так, они говорили от Бога. Их поучения оказались очень важны для многих людей. Обычно в качестве текста берется одна из известных цитат данного праведника.

Храмы Ильи Пророка в России

На Руси храмы Ильи пророка стали строиться стразу после принятия христианства. Первый был возведен в Киеве, затем святая Ольга возвела церковь в его честь у себя на родине, во Псковской области.

Известный храм находится в Москве, дата возведения - начало 18 в. Небольшое здание с высокой колокольней находится в Обыденском переулке. Изначально храм был деревянным, но затем возвели каменный, сохранив первоначальный стиль. В церкви есть довольно древние иконы Спасителя и Казанской Божией Матери, чудотворный образ «Нечаянная радость». Здесь венчался А. Солженицын. История прихода замечательна тем, что храм не закрывался даже в годы советской власти.

Кому оказывает покровительство

Согласно народным верованиям, седовласый старец умеет управлять молниями, огнем, помогает земледельцам. Нередко в народном сознании пророк путается со святым воином - Ильем Муромцем. 2 августа в России отмечается день ВДВ, поскольку он совпадает с церковным днем Ильи пророка, то этот великий святой считается покровителем десантников.

Такое совпадение, возможно, не случайно, ведь праведник совершал в жизни очень мужественные поступки. Однако, прежде всего он защищает всех, кто верно служит Богу, может наставить на путь истины, вразумить тех, кто заблуждается. Обратиться к нему могут те, кто хочет сохранить целомудрие и чистоту - ведь праведник не состоял в браке.

Молитва Ильи Пророка

Величание Пророку Илии

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.

Тропарь Пророку Илие

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак Пророку Илие, глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

Молитва

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена) , дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.

Про Илью Пророка - храмы и иконы was last modified: Июнь 11th, 2017 by Bogolub

Ильин день известен каждому россиянину по народным приметам. Это самый почитаемый из праведников Ветхого Завета. Узнайте, каково житие Илии пророка и как узнать его на иконе

Икона Ильи Пророка и Ильин день: как молиться почитаемому святому

Ильин день известен, пожалуй, каждому россиянину по народным приметам. По преданию, с этого дня лучше не купаться, и в этот день ежегодно гремит гроза: в народном почитании святой Илия пророк помогает урожаю, нужной для растений погоде, ему молятся о достатке на огородах. Когда гремит гром, люди с древних времен говорят, что это едет по тучам Илья пророк на небесной колеснице.


На Руси святому Илии было посвящено множество храмов: он широко почитался благодаря своей помощи в делах выращивания урожая. Благоговейный трепет охватывал людей при его имени: считалось, что повелевает он и громом, может испепелить молнией грешника. Пожалуй, это самый почитаемый из святых и праведников Ветхого Завета. В современной России пророк Илья почитается как покровитель десантных войск - ведь он взошел на небо живым на колеснице. Почему же святой так чтится, каково его житие и как узнать его на иконе?



Икона Илии Пророка: особенности иконографии святого

Многие пророки изображаются примерно одинаково: с длинной седой бородой и волосами, со свитком в руках и ветхозаветным «хранилищем» наподобие маленького головного убора. Именно таким святой пророк Илия предстает в пророческом чине древнерусского иконостаса, которые располагается почти на самом верху. Чаще встречаются аналойные или обычные церковные иконы, на них же святой пророк изображается более узнаваемо:


    В пустыне сидящим на камне, к пророку подлетает ворон с хлебом в клюве - по преданию, когда пророк был изгнан нечестивым царем Аховом за веру в Бога и свою проповедь, Господь ежедневно посылал ему ворона с хлебом, питая святого.


    Поднимающимся на небо на огненной красной колеснице. Пророк в желтом хитоне (нижней подпоясанной одежде) и шерстяной «милоти», то есть плаще, восходя на небо в пламени, стоит в колеснице, которую иногда несут огненные крылатые кони. Внизу показан пророк Елисей - ученик Илии, который принимает сбрасываемую святым милоть как передаваемую пророческую благодать или держится за нее (как бы тянет на себя, забирая). Иногда рядом с проком Илией изображается Ангел.


    Зачастую на иконах святой изображается просто по пояс, один на иконе, в той же желтой одежде с серым плащом-милотью. Его волосы седы, бороды сужается книзу, в руках свиток.


    В храме Илии Обыденного, известном в Москве, пребывает чудотворная икона Илии пророка с 20-ю клеймами. В них показаны основные эпизоды из жизни святого. Клейма нужно читать слева направо, сверху вниз как иллюстрации. Кроме того, в этом храме к образу добавлены иконы Казанской Божией Матери, Троицы Ветхозаветной (в виде трех ангелов, образ еще называют «Поклонение Авраама») и святителя Николая Чудотворца.


Образ святого пророка нужно иметь дома всем тезоименитым ему людям и тем, кто почитает святого Илию. Подаренная или приобретенная икона ставится в вашем домашнем иконостасе. Его устраивают обычно в «красном углу» - напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева - Пресвятой Богородицы, а справа - почитаемого или тезоименитого вам и вашим близким святого. Здесь и будет уместна икона святого пророка Илии или святителя Николая Чудотворца, всенародно почитаемого и любимого многими. Можно при необходимости устроить иконостас и на книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями.



Житие Ильи пророка

Святой Пророк Божий Илия жил 3000 лет назад. Он родился примерно в 900 году до Рождества Христова в городе Фесвия Галаадская. Имя святого на иврите звучит как «Элийя», что означает «Бог - мой Господь», то есть самим именем с рождения пророк исповедовал веру и верность Ему. Житие, чудеса и знамения его описаны в Книге пророка Илии, принадлежащей к книгам Ветхого Завета: таким образом, полное житие святого есть в Библии.


Перед появлением Илии на свет его отцу по имени Совак было видение: рождающегося младенца закутывали в языки огня Ангелы и кормили как бы некой расплавленной лавой - огненным пламенем. Родители поняли, что младенец избран от рождения быть великим. Уже в юности святой стал подвизаться в пустыне, чтобы больше молиться, беседовать с Богом, трудиться в посте. Его почитают как первого человека, по сути основавшего монашество: он намеренно оставался девственником, посвятив всего себя Богу, постоянно воздерживался в пище и молился.


Господь сделал его пророком во время власти над израильским народом неверного, отступившего от Бога царя Ахава. Под влиянием своей жены царь стал идолопоклонником, начал поклоняться божеству Ваалу. Принужденный его угрозами и обещаниями стал делать то же и иудейский народ: каждый хотел быть в милости у царя.


После отступничестве большинства иудеев Господь воззвал к пророку Илии, велев ему предупредить Ахава: если он и народ не обратятся из язычества в веру истинную, страну постигнут большие беды: неурожай и голод. В среде иудейского народа пророки всегда почитались, их голос был авторитетен как голос Божией. Однако на сей раз Ахав и его люди не прислушались к словам пророка, и весь народ постиг гнев Божий: на землях иудейского народа настала засуха. Поля сгорели, люди голодали. Илия же пророк вновь вернулся в пустыню, где и жил рядом с чудесным водным потоком, бьющим посреди пустыни. Библия свидетельствует, что пищу ему приносил ворон.


По словам Библии, Сам Господь хотел спасти народ и послать дождь, но не сделал этого, чтобы люди не стали насмехаться над Илией, пророчество которого не сбылось бы. Пророк во время голода более трех лет приходил из пустыни и призывал людей к покаянию и почитанию Господа. А по прошествии этих лет поток иссяк и святой Илия понял, что нет более воли Божией ему оставаться в пустыне.


Библия рассказывает, что пророк пошел в город Сарепта Сидонская и здесь просил у людей немного пищи для пропитания. Одна бедная вдова отдала святому немного муки и масла для лепешки, несмотря на то, что сама с ребенком начинала голодать. За такое милосердие пророк Илия благословил ее и сотворил чудо: у нее более не заканчивались мука и масло. Добрая женщина пригласила пророка остаться у нее, в этот дом приходили люди, привлеченные проповедью святого Илии. Здесь же он воскресил внезапно погибшего от болезни человека.


Однако несмотря на чудеса и призывы пророка многие люди продолжали смеяться над ним. Мало кто внимал его зову к покаянию. Наконец, святой Илия вновь пришел к царю Ахаву. Он принародно обратился к нечестивому правителю, объявив, что почитаемый всеми Ваал - лишь идол. Более того, пророк предложил пари или соревнование: возложить на два жертвенника дрова, перед одним будут молиться Валу его жрецы, а перед другим - Богу Яхве (Богу-Отцу, Саваофу) сам пророк, и только то Божество можно будет считать Единым и Истинным, Которое пошлет огонь на свой жертвенник. Так и сделали. По преданию, около сотни жрецов молились более суток над жертвенником с зарезанным быком, но ничего не происходило. Когда же пророк Илия положил дрова, специально полив их водой, на Божий жертвенник, с неба сошло пламя, огонь которого сжег не только дрова и жертву, но даже воспламенил камни и иссушил воду вокруг него. Только после этого великого чуда царь Ахав и многие из людей вновь обратились к вере своих праотцов - к Богу Единому.


Господь охранил Своего пророка и от гнева царицы-язычницы Иезавели, и от мести лжепророков-жрецов. Илия ушел в Иудейское царство и печалился о невозможности уничтожить идолопоклонство во всем народе. Пророк даже просил у Бога смерти как избавления от печали: он казался себе негодным для исполнения Божией воли человеком. Однако пророку явился Божий Ангел, поддержав его и доведя по пустынной местности до горы Хорив, где явился ему Господь.


Это явление также очень важно для Церкви: Бог чаще являлся пророкам в славе, громе и молниях, а скорбящему пророку Илии Он предстал «в тихом ветре», показал Свое милосердие и бережную любовь к человеку. Бог сделал это, чтобы утешить Илью. Господь сказал, что семь тысяч израильтян все же не поклоняются Ваалу и что передать свое пророческое служение Илия может ученику Елисею, самого же пророка Бог берет к Себе.


Библия говорит нам лишь о троих людях за всю историю человечества., взятых Господом на Небо живыми: Иоанне Богослове, любимом ученике Иисуса Христа; пророке Энохе и пророке Илии. Ученик Илии, будущий пророк Елисей, своими глазами видел и описал «огненное восхождение» пророка: на охваченной огнем колеснице святой поднялся на Небо в окружении Ангельских сил. В руках Елисея осталась упавшая с неба милоть - шерстяная верхняя одежда Илии, зримая передача дара прорицания (как говорит Библия, он получил дар прозорливости и пророчества вдвое больший, чем Илия). Такая милость Божия дана была пророку Илии за его пламенную ревность в вере Божией, желание помочь людям уверовать в Истинного Бога.


Святой Илия явился людям и в Новом Завете: евангелисты пишут, что вместе с пророком Моисеем он беседовал с Господом Иисусом на горе Фавор во время Преображения. По Священному преданию, Илия придет на Землю вновь вместе с пророком Энохом перед Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа, Апокалипсисом, и нечестивые люди предадут их страшной смерти. Однако они воскреснут на следующий день, чтобы вместе со всеми верными радоваться и прославлять Бога в Царствии Его.


Ильин день - приметы и даты

Благодаря эпизоду с низведением ливня с неба по молитвам пророка, его почитают как подателя дождя во время жары и засухи, неурожая.


День памяти пророка - Ильин день - отмечается 2 августа вне зависимости от года. Народные приметы гласят, что в этот день обязательно случается гроза - ведь вспоминается восхождение пророка на небо в огненной колеснице. Во время грозы говорят, что колесница гремит колесами по тучам, звучат раскаты грома - значит, Илья пророк на колеснице едет. Интересно, что если прислушаться, действительно, звук грома напоминается стук больших колес по камням.


В Ильин день не советуют купаться, а в средней полосе России считается, что нельзя купаться и после Ильина дня, потому что «Илья пророк заветный камушек в воду кинул». Конечно, это лишь обычай: в этих областях с начала августа обычно не бывает жары, водоемы не прогреваются, потому и купаться просто неприятно.



О чем молятся Пророку Божьему

Известно, что разные святые имеют особую благодать помощи в разных сферах жизни, смотря по тому, как складывалась их собственная жизнь, как они достигали святости и какими чудесами прославились. В связи с этим пророку Илии молятся в следующих нуждах.


  • Фермеры, крестьяне, аграрии молятся святому о хорошей погоде и помощи в плодородии земли.

  • Все верующие просят святого об укреплении веры в Бога, доверия ему в тяжелых жизненных обстоятельствах (ведь пророк несколько лет по сути жил только чудом Божиим: кормили его вороны, поил чудесный поток воды в пустыне), о духовном росте.

  • Семейные люди просят его об избавлении от материальных трудностей, достатке в семье.
    Помогает пророк Илия и по молитвам каждого человека, например, о помощи перед важными делами - ведь сам святой не побоялся принародно вызвать на спор жрецов и царя.

  • Отметим, что пророк Божий Илия как праведник Ветхого завета почитается не только в Православии, но и в других христианских конфессиях, и даже в других религиях: иудаизм и ислам возвеличивают его, почитают в составе Священных книг Библии Книгу пророка Илии.


Храмы и святыни, связанные с пророком Божиим Илией

Один из самых известных и древних московских храмов - церковь Илии Обыденного в Обыденском переулке неподалеку от храма Христа Спасителя. В нынешнем виде этот храм построен в конце XVI века. Он упомянут в летописи Авраамия Палицына, келаря Троице-Сергиевой лавры, рассказывающей об ее осаде поляками и хрониках Смутного времени. Уже тогда Ильинский храм был одним из намоленных мест Москвы. С того времени сохранилось несколько икон, в том числе описанная нами икона святого Илии пророка и список чудотворной иконы Казанской Божией Матери, с которой народное ополчение Минина и Пожарского прогнало поляков из Москвы. Всего в храме около 70 старинных икон.


Церковь трехпрестольная, то есть имеет три алтаря: Ильинский, Петропавловский - в честь первоверховных апостолов, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Пристройки алтаря, лепные украшения и другие изменения по фасаду храма были сделаны в начале XVIII века. Храм имеет один из самых высоких иконостасов в России, пять-шесть рядов: созданный в традициях того времени резным и позолоченным, он бережно сохранился до наших дней. До революции храм поддерживали московские купцы, а сегодня традиции благотворительности переняли московские знаменитости. Но и крепостью духовной богат храм: его прихожане никогда не давали закрыть церковь, ни в годы Гражданской войны и красного террора, ни во время гонений на Церковь и Великую Отчественную войну. Только перед войной, в конце 1930-х годов, с сорокаметровой колокольни храма был сброшен колокол - в остальном церковь почти не пострадала.


Еще одна святыня храма, кроме древнего образа пророка Илии - чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Она была создана в XVIII веке и является иллюстрацией чудесной истории: некий разбойник перед каждым «делом», то есть готовясь идти на грабежи и убийства, ходил в церковь и молился Богородице «обрядом на удачу». Но однажды изображение на иконе, перед которой он молился ожило. На Богоматери и Младенце появилось множество открытых ран. Она гневно смотрела на разбойника, а затем он с ужасом услышал голос Богородицы, сказавшей, что эти раны Ей и Ее Сыну наносят люди своими грехами.


Это видение потрясло грешника. В покаянии он пал перед иконой, умоляя простить его злодеяния и еще более - его просьбы о помощи в исполнении греховных поступков. И Божия Матерь ответила на его молитву: раны на образе исчезли. С той поры разбойник целиком изменился. Он оставил прежние грабежи, стал творить добрые дела, исповедовал все свои грехи. Отпущение его страшных грехов после искреннего покаяния и стало «нечаянной радостью». Перед этой иконой Богородицу традиционно просят о здоровье и счастье, помощи в житейских сложностях, поиске квартиры, защите от бед и решении материальных затруднений. Дни памяти этой иконы - 22 декабря и 14 мая.


Множество Ильинских храмов оберегают русский народ по всем границам нашей страны: особо чтят его на Карельской земле. Здесь в нескольких глухих деревнях по сей день сохранены древние деревянные храмы в честь пророка, в Водлозерском национальном парке существует целый монастырь его имени - островная Ильинская пустынь, где живут монахи-отшельники. Сюда можно добраться только по воде, ближайшая деревня минимум в часе езды на катере.


Еще один Ильинский храм стоит на границе с Финляндией - в городе Выборге. С древних времен он располагался на Святой горе, затем около него проложили железную дорогу, соединявшую Великое Княжество Финляндское и Россию. Люди, приезжавшие оттуда, сразу видели - на Российских землях исторически почитают Бога в Православной вере. После революции храм был снесен, на его месте, на горе, поставили огромный транспарант: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Сегодня храм вновь возрожден, а в знак протеста разрушению - как говорят клирики и прихожане, в качестве выражения пламенного духа пророчества святого Илии - перед ним, на месте старого транспаранта стоят огромные буквы: «Христос Воскресе».



Почитание Николая Чудотворца и пророка Ильи

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, в традиции Православной Церкви почитается покровителем людей на воде, помощником в профессиях, связанных с морем. Однако и на Ильин день молятся об освящении воды. Святой Илья пророк считается более грозным, чем святитель Николай, и в народных легендах они даже соперничают.


Действительно, святитель Николай жил на тысячу лет позже, чем пророк Илья и является новозаветным святым. Он почитается как покровитель путешественников и моряков, но, конечно, помогает и всем, любящим Бога и обращающимся к помощи святителя. В жизни своей святитель был истинным отцом для всех жителей города Миры Ликийские, архиепископом которого он был. Ради помощи людям он совершал чудеса, воскрешал мертвых, оправдывал невинно осужденных и возвращал достаток разорившимся. После смерти чудеса его умножились, по словам его почитателей, как песок морской: за долгие века люди засвидетельствовали бесчисленное множество знамений от Бога по молитвам к святителю. Основание для почитания его заступником на море люди нашли в житии: он воскресил сорвавшегося со снастей моряка, спас утопающего в бурю и после смерти явился морякам при молитве к нему во время шторма.


Поскольку память святителя Николая празднуется 22 мая, среди особых почитателей народных примет есть мнение, что с мая по август молиться о путешествиях и работе на воде нужно святителю Николаю Чудотворцу. А во все остальное время покровительствует судам и хорошей погоде Илья Пророк. Конечно, это лишь народные традиции: святые по своей доброте помогают нам всегда и во всем.


Однако такое почитание тоже имеет основание в житии пророка Илии: по его молитве Господь низвел такой дождь и град на лжепророков, солнцепоклонников, что их каменный алтарь был побит и залит дождем, а алтарь пророка, воздвигнутый Богу, зажегся пламенем.


Таким образом, можно сказать, что святитель Николай помогает в опасных ситуациях в пути, на море и на суше, а вот пророк Илия помогает при опасности от плохой погоды, застигшей вас в пути, а также засухи, неурожая.


Память святого пророка Божия Илии празднуется 2 августа. В этот день, действительно, что собирается гроза - но по свидетельствам многих священнослужителей, утренний ливень к концу Божественной литургии в храмах стихает. В этот день и накануне за вечерним богослужением поются особые краткие молитвы пророку: тропари и кондаки. Их можно также читать в любой опасность онлайн или наизусть:


Тропарь пророку Илии


В теле человеческом, в жизни земной ты стал Ангелом, первым из пророков монахом, вторым Предтечей пришествия Иисуса Христа на землю, о прославляемый всеми Илия, ты и уходя, с неба послал пророку Елисею благодать болезни прогонять и очищать прокаженных, и сегодня почитающим тебя ты подаешь исцеления.


Кондак пророку Илии


Пророк и провидец великих дел Господа Бога нашего, о Илия, пророк с именем великим, твоей молитвой и прорицанием остановивший тучи и низведший град на лжепророков, молись о нас к Единому Богу, любящему всех людей.



О святой пророк Божий Илия, молись о нас Богу, любящему всех людей, чтобы Он подал нам, рабам Божиим (имена), желание и силу покаяния и сокрушения о наших грехах, и всесильной Своею благодатью помог нам не ходить по пути бесчестному, но преуспевать во всех благих делах, также и в борьбе со страстями и пороками нашими пусть укрепит Он нас; да положит он в сердцах наших дух кротости, смирения, любви ко всем людям и незлобия, дух целомудрия, терпения спокойствия, желание стараться ради славы Божией и заботиться с добром о спасении своем и ближних. Твоим ходатайством избавь нас от праведного гнева Божьего, чтобы жить нам в этом веке в мире и благочестии, а после смерти сподобиться получить часть вечных благ в Небесном Царствии Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, Которого чествуем и Которому поклоняемся с Предвечным Его Отцом и Духом Святым всегда. Аминь.


Молитвами пророка Божия Илии да хранит вас Господь!