Где проживают таты? История нации в России. Кто такие таты — азербайджанцы или персы

кто такие таты? ирокез Про татов знал, что они являются горскими евреями, но не знал, что среди их представителей есть очень много известных людей, а именно: Илизаров Г.А знаменитый на весь мир травматолог, Танх.С.И- основатель Дагестанского ансамбля «Лезгинка», Ефрем Амирамов, известный певец и композитор, Жасмин (Сара Семендуева) эстрадная певица, Катя Огонёк (Кристина Пинхасова) королева русского шансона, Геннадий Хазанов, Юсуфов И.Х. министр энергетики. Из форума госких евреев «Название, или термин, “тат” интересовало многих ученых, в т. ч. Б. В. Мюллера, Ф. Д. Лушкевича и других. Слово “тат” на протяжении веков имело различное значение. В Иране оно применялось вначале как общее название оседлых ираноязычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны. Как утверждает профессор М. Р. Гасанов, в нашей стране татами называют все этнические группы, говорящие на татском языке (с некоторыми диалектическими различиями). В книге М. Р. Гасанова “Дагестан и иранский мир” содержится любопытный вывод: согласно заключению Института этнографии Академии наук СССР, пишет он, горские евреи (то есть “дагджууд&rdquoобразовались от татов, принявших когда-то иудаистскую религию, очевидно, проникшую с севера от хазар. “В отношении татов иудейского вероисповедания в быту применялось название “дагджууд” (что в переводе означало горец, исповедующий иудаизм); это определяло религиозную, а не национальную принадлежность, так же, как и татов мусульманской веры именовали “татами-мусульманами”. Уклад жизни татов долго оставался полупатриархальным с родовыми пережитками. Старший в роду мужчина был вершителем судеб членов рода. В основе быта лежали адаты: беспрекословное подчинение старшим, обязательная помощь односельчанину, строгое соблюдение правил гостеприимства и др. Бытовали кровная месть и многоженство. Жена выполняла любое указание мужа, на улице закрывала лицо платком, не имела права разговаривать с посторонними мужчинами. Женщин не допускали в религиозные школы и молельные дома, девушек выдавали замуж по воле родителей. Татоязычные этнические группы владели азербайджанским языком в Азербайджане и Южном Дагестане, кумыкским, даргинским, лезгинским - в остальной части Дагестана. Между татами и соседними кавказскими народами существовали добрососедские отношения, что является следствием и одинаковых социально-экономических условий жизни, и общности бытовых форм, сложившихся в течение веков. Некоторые ученые считают, что горские евреи таты это потомки хазар. Можно приводить много статей и версий о происхождении горских евреях татах, которые противоречат друг другу, но это бессмысленно, дискуссии по этой теме будут всегда. Если уж ученые точно не знают то куда нам!» «.осетинский и татский языки не являются близкородственными. существует большая иранская группа языков которая делится две большие части: восточную и западную. в западную входят такие языки как курдский, белуджский, фарси(таджикско-персидский),а также выделившийся из последнего татский. в восточной группе- памирские языки, пушту(афганистан), ягнобский и осетинский. уже одного этого факта достаточно чтоб осознать отсутствие этнической связи осетин с населением Ирана. но ребята типа Баксана и ему подобных не утруждают себя даже тем, чтоб элементарно заглянуть в схематическую классификацию иранских языков, чем проявляют неуважение к обсуждаемой ими теме(или отсутствие интереса), и фактически лишают себя морального права делать какие-либо высказывания по данному вопросу. в общем и целом можно сказать, что предки осетин(языковые и культурные) являлись представителями скифо-сарматского кочевого мира евразийских степей(севернее Кавказа).предки татов попали на Кавказ в 6 веке из Ирана(южнее Кавказа).таким образом предки наших народов двигались на Кавказ с разных направлений, относились к разным языковым подгруппам иранской группы, и существовали в разных условиях разных цивилизациях- кочевая скифо-сарматская, и оседлая персидская. и честно говоря, изначально мы не были похожими, а сходство со временем на общей кавказской почве могло только увеличиваться». «Между прочим, знаете ли о том что в 1944м когда чеченцев и ингушей выселяли, еврейский раввин собрал грозненских евреев и запретил трогать оставленное вайнахами имущество. И по возвращению в 57м между вайнахами и евреями не было имущественных споров как с русскими, которые жили в домах оставленных вайнахами» «Во мне течет много кровей, в том числе и татская, и я горец кавказец, прежде всего, об этом мне не дают забыть менты в Москве, да я и горжусь этим!» _________________ Я родом из той части света, где жизни теряли свои мужчины, герои, поэты от пули, кинжала, любви. Кто скажет, что я неудачник, не верьте словам подлеца, ведь в жизни моей есть мой Нальчик с могилой священной Отца. (Ефрем Амирамов Цитировать Раиса Юрченко 8 февраля 2016 г. в 20:22Дагестанские татыСлово «тат» на протяжении веков имело различное значение. В раннее средневековье татами именовали все ираноязычное население Среднего Востока и Средней Азии. В Иране слово «тат» применялось вначале как общее название оседлых ираноязычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны. В глазах туркмен хорезмийские узбеки были не турками, а татами. В период распада СССР вокруг еврейского вопроса подняли много шума, и некоторые ученые пытались изменить этнические названия евреев. Эта дискуссия до сих пор продолжается. В газете «Дагестанская правда» от 30.06.2002 г. кандидат философ. наук Г. Османов пишет: чтобы выехать за границу, предпочтительнее было стать горскими евреями. И эта часть населения, которая ранее добровольно записывалась татами, а теперь хотела выехать подняла крик о том, что их, дескать, обманули и заставили так записаться».Одни исследователи, которые писали в прошлом и пишут в настоящее время о дагестанских тататх (кавказских татах) считают их, говорящих на одном языке, едиой татской национальностью, а другие отрицают такое мнение. «Такую идею этнического единства татов, - пишет В.Викторин, - отстаивали ученые-гуманитарии из иудейской среды: И.Ш. Анисимов, Я.М.Агарунов, Х.Д. Авшалумов, Л.Х. Авшалумова, М.Е. Мататов, И.Ю. Мататова, Л.Х. Давыдова и др. Но была выдвинута и иная версия..., свою национальную особенность осознают лишь горские евреи...». Это естественно: азербайджанские таты-шииты давно отказались от этнонима «тат», то же самое произошло с дербентскими татами-шиитами; христиане-таты, которые проживают в Грузии и Армении, считают себя армянами, грузинами, подобно тому, как городские жители г. Кизляра и г. Буденновска «кегецеран» в быту пользуются «тайным языком» татского типа - это потомки беженцев конца XVIII в. с юга, из Закавказья, от нашествия «одноязычных» им персов1.Большинство исследователей считает (В.В. Бартольд, Н.Л. Марр, И.М. Дьяконов, Т.Т. Семенов), что дагестанские таты - единый народ, говорящий на татском языке, относящемся к иранской ветви индоевропейских языков, представляющем наречие новоперсидского языка.В книге «Народы Кавказа» известный этнограф проф. М.М. Ихилов в разделе «Горские евреи» пишет, что язык горских евреев - татский (особое наречие новоперсидского языка). Их предки еще в древности поселились на территории южного (Иранского) Азербайджана, где и восприняли татский язык, сохранив при этом иудейскую религию.В «Географическом словаре» П. Семенов в 1885 г. писал, что «кавказские таты есть остатки тех иранцев, которые поселились на Каспийском побережье при Шапуре II (309-381 гг.). Они говорят языком, который не что иное, как испорченный народный говор персидского языка».«Персидские государства, - писал А. Комаров, - Сасанидской династии, владевшие Дагестаном и возобновившие в VI в. Дербентские укрепления и стену, разновременно вывели из Персии много людей и поселили их как в городе, так и за стеною. Потомками этих переселенцев могут быть признаны жители семи селений известные под общим именем «тат», сохранившие доселе татское наречие персидского языкаИз этих селений шесть, а именно: Джалган, Митаги, Кемах, Зидьян, Бильгади и Гимейди - находятся у самой стены, на южной ее стороне, а селение Рукель в трех верстах от нее, тоже к югу». М.Е. Мататов отмечает, что «переселенные их потомки на Кавказ в качестве военных колонистов 15 тысяч евреев не были по религиозному вероисповеданию иудаистами». Некоторые исследователи считают татов-иудаистов переселенцами на Кавказ в качестве военных колонистов после подавления движения маздакит из Ирана. «Как известно, религиозно-философское учение маздакизма, - пишет зав. кафедрой истории религии ДГУ, профессор Людмила Хизгиловна Авшалумова, - чуждо монотеистической иудейской религии как по духу и содержанию, так и по всем другим своим основным положениям. Оно содержит идею о необходимости установления социального и имущественного равенства людей, общности имущества и жен... Иудаизм не признает установления имущественного равенства путем насильственного отторжения чужой собственности... Иудаизм велит своим последователям почитать царя, какой бы он ни был веры, считая его власть от Бога, и подчиняться назначенным им начальникам. Поэтому предположение о том, что ученые поддерживали движение маздакитов, в наказание были отправлены военными поселенцами на Кавказ, вызывает у ученых серьезные сомнения»2. Н.А. Анисимов считал, что предки татов-иудаистов, когда пришли в Дагестан, не были иудеями, а 6ыли язычниками.По данным исследователей-арабистов, известно время распространения ислама в районах Дербента и его окрестностях (VIII-XII вв.). Возможно, в эти же годы часть татов приняла ислам. Когда же другая часть дагестанских татов приняла иудаизм? На сегодняшний день этот вопрос остается загадкой.М-Р. Гасанов считает, что таты III-IV вв. были язычниками, а в VIII-IX вв. после вторжения в Иран и на Кавказ арабов часть татов приняла ислам, а другая часть, жившая на Кавказе, стала исповедовать иудаизм, приняв его у иудаизированных хазаров.Тут необходимо уточнение. На огромной территории салтово-маяцкой культуры (известно пять вариантов этой культуры, среди них и дагестанский вариант) Хазарского каганата ни один археолог-хазаровед не находил ни одного иудейского погребения, в т.ч. и на территории Дагестана. Погребальный обряд на этой территории оставался языческим (Ахлал Аусам). Несмотря на такое положение, появляются статьи, в которых авторы пишут, что часть татов (дагестанских) приняла иудаизм у хазар. Известно, что среди памятников Хазарского каганата (VII - VIII вв.) нет ни одного, который можно было бы связать с хазарами-иудеями, и объединяющей религией, определявшей духовную жизнь в каганате, верование и обрядность, было язычество3.Действительно, таты Дагестана - это единый народ, что подтверждается и антропологическими материалами. Например, К.М. Курдов в статье «Таты Дагестана» писал: «Таты-мусульмане должны быть охарактеризованы теми же чертами, что и горские евреи».В селении Терекемейского магила и из северо-табасаранского селения Марага, Мугатырь, Дарвах и Хучни, - писал Амсабарин - говорят на азербайджанском тюркском языке, а жители селений Джалган, Рукель, Кемах, Зидьян, Гемейди говорят на татском языке, который, подобно языку местных евреев, относится к веткам персидского языка. Предание гласит, что табасаранский народ раньше был иудейским. Хотя это предание нельзя отнести ко всему населению, но можно отнести к тем сельским обществам, которые в настоящее время говорят на еврейском языке»4. Отрывок, сообщающий, что табасаранцы говорили на еврейском (на татском - Г.Ф.) языке, и выражение «табасаранский народ раньше был иудейским» свидетельствуют о том, что на территории табасаранцев действительно жили дагестанские таты-мусульмане и таты-иудеи.По каким же признакам горские евреи (таты-иудеи) должны относиться по расовому типу к евреям? На основе религии однозначно нельзя определить народ (нацию), сравним: осетины-христиане и осетины-мусульмане. Если кто-то пытается доказать, что горские евреи являются еврейской нацией, необходимо, прежде всего, обследовать территорию их обитания (с I тыс. до н.э. и I тыс. н. э.) и найти древнееврейские могильники с иудейским обрядом погребения. На сегодняшний день ни одному археологу (соответственно и ни одному антропологу) не удалось обнаружить ни одного иудейского погребения, относящегося как к I тыс. до н. э., так и к I тыс. н.э. Исследователи также не имеют письменных источников, на основе которых безоговорочно можно было бы определить время появления иудаизма на территории, где живут горские евреи.«Местные раввины, - пишет Н. Анисимов, - не сведущи в вопросах истории вообще, а своей народности в частности, поэтому их объяснения не имеют ничего общего с научной истиной и не могут быть объективны». Таты-иудаисты не знали Талмуда до присоединения Кавказа к России, поэтому они и не были иудеями, когда пришли из Ирана. «Талмуд был полностью завершен в IV-VI вв. Известно, что Талмуд свободно издавался в Багдаде. Почему же переселенцы из Ирана, предки нынешних татов-иудаистов, захватив с собой свои семьи, домашний скарб и прочее имущество, -продолжает Л.Х. Авшалумова, - не взяли с собой эту священную книгу, хотя бы первую и более раннюю ее часть – Мишну, которая была завершена и издана еще в начале III в., задолго до их переселения на Кавказ? ...Если евреи Европы, Испании, Франции Германии, Англии в средние века в результате разнузданного антисемитизма, избиения, жестокого гонения, нередко бежали из одной страны в другую в поисках прибежища, но не потеряли Талмуд, сохранили его как свою священную книгу, то таты-иудаисты, которые жили оседло, где в отличие от средневековой Европы, имела место большая веротерпимость, обладали неизмеримо большими возможностями сохранить свою святыню»5.Ученые-исследователи XIX и XX вв. писали и пишут, что таты-иудеи появились в Дагестане с IV в. нашей эры, что татский народ не отличался как внешностью, так и одеждой от других горных народов и почти ничего письменного или достоверно устного не сохранилось у них о своем прошлом6.И. Черный в своей работе «Горские евреи» писал во второй половине XIX в., что горские евреи исповедуют иудаизм, дают своим детям древнееврейские имена. Определение национальной принадлежности человека по именам и фамилиям так же не верно, как и по религиозному признаку. У 90 % женщин-таток – не библейские, а типично восточные имена. У европейских евреев почти сплошь немецкие или славянские фамилии. Выходит, если судить по фамилиям, то их признать немцами, поляками, белорусами, русскими7.Проблема иудаизма, иудейских древностей остается во многом трудной, запутанной проблемой хазарской археологии. «Дело в том, что очевидные следы иудейского культа у обитателей европейской степи были обнаружены за пределами Хазарского каганата, что на всей громадной территории каганата только в двух портовых городах (Мангупа, Чуфут-Кале) сохранились какие-то следы иудейских (погребений), но и там нельзя считать вполне доказанным, что они относились к Хазарской эпохе. Исследователь-хазаровед отмечает, что попытки удревнить кладбища крымских пешерных городов Мангупа и Чуфут-Кале и обнаружить там погребения хазарского времени безосновательны; древнейшие надгробья Мангупа отнесены к XIV веку. Известно, что территория Мангупа также была включена в список письма пространной редакции Иосифа»8.Караимский ученый Авраам Фиркович в конце 40-х гг. XIX в. нашел на кладбище Чуфут-Кале много гробниц с еврейскими надписями, которые списал и истолковал по-своему. В некоторых надписях переделывал буквенные записи в числовые, чтобы удревнить дату погребения. Известно, что в пространной редакции ответного письма хазарского кагана Иосифа к испанскому еврею Шафруту обращение хазар в иудейство было отнесено к 621 году (в составе Хазарского каганата находился Чуфут-Кале). Чтобы оправдать эту дату, А. Фиркович переделал дату погребения Эсфири Соломоновны с 1376 г. на 625 г. На основании этой подделки в дальнейшем появилась ложная история о хазарах и хазарском государстве9. До сих пор среди исследователей - хазароведов нет единого мнения по поводу подлинности письма испанского еврея Хасдая ибн Шафрута и ответного письма хазарского царя Иосифа, проживавшего около 920-960 гг. Вся история Хазарии связана именно с этими письмами.В книге «Народы Дагестана» читаем: «Известно, что государственной религией в Хазарском каганате был иудаизм, и исследователи связывают процесс иудаизации хазар с культурно-экономическим влиянием на них предков современных горских евреев».Наследующей странице этой же книги читаем; «Преследование евреев в Византии в начале VII в., а затем и в начале VIII в. усилило их приток в Дагестан (в Дагестане в это время идут кровопролитные войны между арабами и дагестанцами совместно с Хазарским каганатом - Г.Ф.), а затем они бежали в Хазарию».В статье «Разделенные злым роком» Ф. Бахшиев пишет: «Таты и горские евреи - это один народ, а если говорить с научной точки зрения - нет горскоеврейского языка, нет горскоеврейской культуры, нет горскоеврейских традиций и обычаев, нет горскоеврейской национальности. И, наконец, само понятие «горский еврей» -абсурд. Есть национальность «тат», представители которой имеют свой язык (диалект фарси), свою культуру, свои обряды и традиции и т.д.»10.Появление еврейских топонимов, встречающихся на территории Дагестана, связано с XVII-XIX вв. и не имеет отношения к периоду существования Хазарского каганата вообще и дагестанскому периоду (30-е годы VII - 40-е годы VIII в.) в частности. Как мы видим, большинство исследователей (В.В. Бартольд, Н.Я. Марр, Г.Ф. Дебец, И. Анисимов, Н. Ани-симов, Р.М. Магомедов, С.Ш. Гаджиева, И.М. Дьяконов, М.Р. Гасанов, Х.Д. Авшалумов, Л.Х Ав-шалумова, М.Е. Мататов, Ф. Бахшиев, автор этих строк и др.) считают дагестанских татов (татов-мусульман, татов-иудеев) единым этносом, не имеющим отношения к еврейскому этносу.Г.Б. Мусаханова считает, что, когда говорят «татский язык, газета, театр, литература, радио и т.д.», речь идет о письменности, литературе и культуре именно горских евреев, а не собственно татов11. «Наши исследования, - читаем в книге «Народы Дагестана», - показывают, что горские евреи и та часть населения, которая называет себя татами, в действительности ныне являются представителями единого горско-еврейского этноса».Наши исследования, как и исследования В.В. Бартольда, Н.Я. Марра, П. Семенова, С.А. Токарева, И. Анисимова, Н. Аниси-мова, Я. Агарунова, Р.М. Магомедова, И.М. Дьконова, Х.Д. Авшалумова, Л.Х. Авшалумовой, Г.Ф. Дебеца, А.Г. Гаджиева, М.Р. Гасанова и многих других, показывают, что дагестанские таты, исповедующие иудаизм, не имеют отношения к еврейскому этносу, а являются единым татским этносом, независимо от вероисповедания (ислам, иудаизм, христианство), объединенным общей историей, языком и культурой.Этой статьей нам не хотелось бы продолжать бессмысленный диалог на тему: евреи, таты, горские евреи или не евреи Дагестана. Дагестанские таты получили государственный статус как один из коренных и самобытных горских народов республики со своим единым татским языком, со своей национально-культурной общностью, и для нас таты - просто наши земляки, дагестанцы, веками живущие с нами на одной земле.1 Викторин В. Горский «татский» иудаизм на Северном и Восточном Кавказе... /Тезисы. М., 2002. С. 202-203. 2 Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. - Махачкала, 1997. С. 88-89. 3 Плетнева СА. Очерки хазарской археологии. М., 2000. С. 217. 4 Гасан Эфенди Алкадари. Асари Дагестан. Махачкала, 1994. С. 11, 14. 5 Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. - Махачкала, 1997. С. 82-93. 6 Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы. М., 1888. С. 1. 7 Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. - Махачкала, 1997. С. 78. 8 Щетрухин В.Г. Заключение в книге Плетневой СЛ. «Ученики хазарской археологии». С. 228. 9 Федоров Г.С. Хазары: миф или реальность. Сборник статей. Махачкала, 2004. С. 152-160. 10 Бахшиев Ф. Разделенные злым роком. Дагестанская правда. 19 июля 1991 г. 11 Мусаханова Г.В. Народы Дагестана. № 1, 2002. С. 6.

После расселились в других регионах и в Израиле.

Общие сведения о горских евреях

Персия стала родиной горских евреев, которые проживали там примерно в V веке. Язык народа горско-еврейский из группы еврейско-иранских языков. Так же представители этого народа говорят на иврите, русском, азербайджанском, английском и других языках. Отличия от грузинских евреев лежат в области культуры и лингвистики.

Молитвенник народа - сиддур «Рабби Ихиэль Сэви». Его основа сефардский канон, согласно обычаю горских евреев.

Официально, горских евреев насчитывается около 110 тысяч человек. Основная группа - 50 тысяч, проживает в Израиле. 37 тысяч в Азербайджане, 27 тысяч в России, в том числе в - 10 тысяч. Около 10 тысяч проживает в , а так же в , и других странах.

Народ поделен на семь локальных групп: нальчикские, кубанские, кайтагские, дербентские, кубинские, ширванские, варташенские, грозненские.

История горских евреев

В Восточное Закавказье евреи стали переселяться из и Месопотамии, в середине VI века. Расселялись среди групп, которые говорили по-татски. Есть предположение, что это связано с восстанием Мар Зутры II в , которое было подавлено в одно время с движением маздакитов. Участники стали селиться в районе Дербента. Поселения евреев на стали источником возникновения иудаизма в Хазарском каганате. Позже к ним присоединились иранские, иракские и византийские выходцы.

Селения горских евреев располагались между Кайтагом и Шемахи. Первые найденные памятники этого народа относятся к XVI веку. В 1742 году евреи спасались от Надир-шаха, в 1797-1799 годах от Казикумухского хана. Погромы междоусобиц и обращение в ислам миновало евреев благодаря вхождению Кавказа в состав России. В середине XIX века евреи стали расселяться шире своей этнической территории.

Впервые горские евреи стали общаться с евреями-ашкеназами в 1820 годы. В конце XIX века евреи перебираются в Палестину. Горских евреев, в количестве 25,9 тысяч человек, впервые официально учли в переписи 1926 года.

В 20-30-е годы начинает развиваться литература, искусство и пресса. В начале ХХ века место проживание народа - . Они селились в селах Ашага-араг, Мамраш, Хаджал-кала, Хошмензиль, Аглоби и других. Предпринимались попытки отселить часть народа в Кизлярский район, для чего были устроены переселенческие поселки: имени Ларина и имени Калинина. В 1938 году татский язык стал одним из официальных в Дагестане. В 30-х годах начинается организация горско-еврейских колхозов на территории и в Ставропольском крае (Курский район).

Холокост в конце 1942 года стал причиной гибели большей части населения. Жители Кавказа смогли избежать преследования нацистов. После войны официальное использование еврейско-татского языка прекратилось. Только в 1956 году вновь издан ежегодник «Ватан советиму», была проведена политика «татизации». В сводки официальной статистики горские евреи, проживающие в основном в Дагестане, стали входить как таты. Это была самая большая общность этого народа в РСФСР.

В 90-е годы прошедшего века селятся в Израиле, Москве и Пятигорске. В Дагестане, Нальчике и Моздоке сохраняются небольшие общины. Поселок Красная Слобода (Азербайджан) стал местом воссоздания традиционного образа жизни этого народа. Стали создаваться селения в , Германии, . В московскую общину входит несколько тысяч человек.

Традиционная культура горских евреев

Во второй половине XIX века горские евреи занимались в основном садоводством, выращивали табак, занимались виноградарством и виноделием, рыбной ловлей, кожевенным ремеслом, торговали, в основном тканями и коврами, а так же работали по найму. Одним из занятий является выращивание марены, чтобы получать красную краску. Социальная организация горских евреев очень близка организации кавказских народов.

До начала 30-х годов в поселениях жили около 70 человек: по три-пять больших патриархальных семей, каждая жила в отдельном дворе и в своем доме. Семьи, которые происходили от общего предка, входили в тухумы. Практиковалось многоженство, калым, помолвка в детском возрасте, обычаи помощи и кровной мести.

В больших городах селились в отдельных кварталах или в пригородах. Действовали две ступени раввинской иерархии. Даян Темир-Хан-Шуры признан главным раввином горских евреев Северного Кавказа, даян Дербента - раввином южного Дагестана и Азербайджана в середине XIX века. Горские евреи верны иудейским обрядам, которые связаны с жизненным циклом.

Горские евреи таты

Горские евреи по языку и другим признакам принадлежат к общности персоязычных евреев, отдельные группы которой расселены в Иране, Афганистане и Средней (бухарские евреи). Евреи Восточного Закавказья именование «горские» получили в XIX веке, когда в официальных русских документах все кавказские народы именовались «горскими». Сами себя горские евреи называют «еуди» («иудей») или джуур (ср. перс. juhud — «иудей»). В 1888 году И. Ш. Анисимов в работе «Кавказские евреи-горцы» указывая на близость языка горских евреев и языка кавказских персов (татов), сделал вывод о том, что горские евреи являются представителями «иранского племени татов», которое ещё в Иране приняло и впоследствии переселилось в Закавказье.

Выводы Анисимова были подхвачены в советское время: в 30-х гг. началось широкое внедрение идеи о «татском» происхождении горских евреев. Усилиями нескольких горских евреев, приближённых к , начал раскручиваться ложный тезис о том, что горские евреи — это «иудаизированные» таты, которые ничего общего с евреями не имеют. Из-за негласного притеснения горские евреи сами стали записываться татами.

Это привело к тому, что слова «тат» и «горский еврей» стали синонимами. Ошибочное наименование горских евреев «татами» вошло в исследовательскую литературу в качестве их второго или даже первого названия. В результате весь тот слой культуры, который при советской власти создавался горскими евреями (литература, театр и т. д.) на горско-еврейском диалекте, именовался «татским» — «татская литература», «татский театр», «татская песня» и т. д., хотя собственно таты не имели к ним никакого отношения.

Более того, сравнение диалекта горских евреев и татского языка и физико-антропологических данных их носителей также полностью исключает их этническое единство. Грамматическая структура диалекта горских евреев является более архаичной по сравнению с собственно татским языком, что значительно затрудняет полное взаимопонимание между ними. Вообще, архаичность основы характерна для всех «еврейских» языков: для языка сефардов (ладино) — это староиспанский, для языка ашкеназов (идиш) — старонемецкий и т. д. При этом все они насыщены словами древнееврейского происхождения. Перейдя на персидскую речь, евреи, тем не менее, сохранили в своём наречии пласт заимствований из арамейского и древнееврейского (иврит) языков, в том числе не связанных с иудейской ритуальностью (гиоси — гневный, зофт — смола, нокуми — зависть, гуф — тело, кетон — полотно, гезире — наказание, говле — избавление, бошореи — радостная весть, нефес — дыхание и т. д.). Некоторые словосочетания в языке горских евреев имеют структуру, характерную именно для древнееврейского языка.

В 1913 году антрополог К. М. Курдов измерил большую группу жителей татского селения Лахидж и выявил коренное отличие их физико-антропологического типа (средняя величина головного указателя — 79,21) от типа горских евреев. Измерениями татов и горских евреев занимались также и другие исследователи. Средние значения головного указателя татов Азербайджана колеблются в пределах от 77,13 до 79,21, а горских евреев Дагестана и Азербайджана — от 86,1 до 87,433. Если для татов характерна мезо- и долихокефалия, то для горских евреев — крайняя брахикефалия, следовательно, ни о каком родстве между этими народами не может быть и речи.

Кроме того, данные по дерматоглифике (рельеф внутренней стороны ладони) татов и горских евреев также полностью исключают их этническую близость. Очевидно, что носители горско-еврейского диалекта и татского языка являются представителями разных этносов, каждый со своей , этническим самосознанием, самоназванием, бытом, материальной и духовной культурой.

Таты и . В источниках и публикациях XVIII—XX вв. жители ряда татоязычных армянских сёл Закавказья были упомянуты под терминами «таты-армяне», «армяно-таты», «таты-христиане» или «таты-григорианцы». Авторы этих трудов, не принимая во внимание тот факт, что сами жители этих татоязычных сёл идентифицируют себя армянами, выдвигали гипотезу о том, что часть персов Восточного Закавказья в прошлом приняла христианство армянского толка.

Таты и народ тати в Северо-Западном Иране. Наименование «тати», начиная со средних веков, помимо Закавказья, было в ходу и на территории Северо-Западного Ирана, где оно прилагалось почти ко всем местным иранским языкам, за исключением персидского и курдского. В настоящее время в иранистике термин «тати», помимо наименования татского языка, близкородственного персидскому, применяется и для обозначения особой группы северо-западных иранских диалектов (чали, данесфани, хиараджи, хознини, эсфарварини, такестани, сагзабади, эбрахимабади, эштехарди, хоини, каджали, шахруди, харзани), распространённых в Иранском Азербайджане, а также к юго-востоку и юго-западу от него, в провинциях Зенджан, Раманд и в окрестностях города Казвин. Указанные диалекты проявляют определённую близость к талышскому языку и рассматриваются вместе с ним как одни из потомков языка азери.

Применение одного и того же названия «тати» к двум разным иранским языкам породило заблуждение о том, что таты Закавказья компактно проживают также и в Иране, из-за чего в некоторых источниках, при указании численности татов, указывался и одноимённый народ в Иране.

Известные представители горских евреев

Среди известных представителей горских евреев представители культуры и искусства, певцы, актеры, режиссеры, сценаристы, поэты, писатели, драматурги, историки, врачи, журналисты академики, бизнесмены и пр.

Абрамов, Ефим — режиссёр, сценарист.

Абрамов Геннадий Михайлович (1952) — актёр, певец, театра Московского еврейского театра «Шалом», лауреат международных фестивалей.

Авшалумов, Хизгил Давидович (1913—2001) — советский прозаик, поэт, драматург. Писал на горско-еврейском и русском языках. Лауреат премии имени С. Стальского.

Адам, Эхуд (Уди) (р. 1958) — генерал-майор Армии обороны , сын Й. Адама.

Амирамов, Ефрем Григорьевич (р. 1956) — поэт, композитор, певец.

Анисимов, Илья Шеребетович (1862—1928) — этнограф.

Бабакишиева, Аян — азербайджанская певица.

Гаврилов, Михаил Борисович (1926) — заслуженный работник культуры Дагестана, писатель, поэт, главный редактор газеты «Ватан» (Дагестан), первый главный редактор «Кавказской газеты» (Израиль).

Давыдова, Гюльбоор Шауловна—(1892-1983 гг.). Виноградарь колхоза им. Кагановича. Удостоена звания Социалистического труда в 1966 г. за выращивание высоких урожаев винограда. В Великой отечественной войне погибли два сына Давыдовой - Давид и Рувин. Именем Гюльбоор Давыдовой названа Агроферма.

Изгияев, Сергей Давидович (1922—1972) — горско-еврейский советский поэт, драматург и переводчик.

Израилов, Танхо Селимович (1917—1981) — Народный , хореограф.

Илизаров, Асаф Сасунович (1922—1994) — лингвист.

Илизаров, Гавриил Абрамович (1921—1992) — известный хирург-травматолог.

Иллазаров, Исай Лазаревич (1963) — Генеральный директор Ансамбля Танца Народов Кавказа «ВАТАН». — внук Героя Советского Союза Исая Иллазарова, назван при рождении именем деда. В Москве в 2011 году зарегистрирована Автономная Некоммерческая Организация «Центр Национальных Культур» имени Героя Советского Союза Исая Иллазарова, задачей которой является сохранение и поддержание благоприятного межнационального в Москве и России.

Исааков, Бенцион Моисеевич (Карандаш) — крупнейший в СССР фабрикант, меценат.

Исмаилов, Тельман Марданович — российский и турецкий бизнесмен, бывший совладелец Черкизовского рынка.

Мардахаев, Бинямин Талхумович — предприниматель, Почётный строитель России (2009).

Мирзоев, Гасан Борисович — академик РАЕН, доктор юридических наук, заместитель председателя Комитета по государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ, президент Гильдии российских адвокатов.

Мататов, Ехиил Рувинович (1888—1943) — общественный и государственный деятель, лингвист.

Мушаилов, Мушаил Ханухович (1941—2007) — художник-живописец, член Союза художников СССР и Израиля.
- Нисан, Белла Александровна — врач-офтальмолог.

Нисанов, Хайям — азербайджанский певец.

Нувахов, Борис Шамильевич — руководитель научно-исследовательского центра, ректор академии управления медицины и права, академик Российской академии медико-технических наук, почетный гражданин города Дербента, советник президента Российской Федерации.

Пригожин, Иосиф Игоревич (р. 1969) — российский продюсер.

Рафаилов, Рафой — народный артист Чечни.

Семендуева, Зоя Юноевна (р. 1929) — еврейская советская поэтесса.

Соломонов, Альберт Романович — израильский футбольный тренер.

Хадад, Сарит (Сара Худадатова) — израильская певица.

Цвайгенбаум, Исраил Иосифович (р. 1961) — советский, российский и американский художник.

Юсуфов, Игорь Ханукович — энергетики России (2001—2004).

Яркони, Яффа (1925—2012) (девичья фамилия Абрамова) — израильская певица.

Азербайджан с древних времен населялся различными племенами, этническими группами, которые тесно соприкасались друг с другом и в результате исторического развития составили ядро азербайджанской народности. Здесь с древности сменяли друг друга многочисленные исторически сосуществовавшие этносы, которых отличали религии, языки, культуры.

Эти этнические группы в течение длинного отрезка времени настолько слились друг с другом, что в настоящее время невозможно отделить их друг от друга и представить отдельные этнические группы вне единого азербайджанского народа. Видный историк Джахангир Зейналоглу в начале 20-го века в своей книге «Краткая история Азербайджана» так описывает формирование азербайджанского народа: «С древнейших времен таты, талыши, лезгины, в дальнейшем населившиеся народности как арабы, курды слились с местными тюрками и таким образом образовался новый тюркский народ, то есть азербайджанские тюрки»

Среди этих этнических групп тюркоязычные, ираночзычные и кавказоячные этносы обладали особым весом. Эта статья посвящается татам - ираноязычной этнической группе, которая с давнейших времен поселилась в Закавказии, в том числе и на территории современной Азербайджанской Республики. Видный ученый, профессор Гамаршах Джавадов, посвятивший долгие годы исследованию истории и этнокультуры этносов, проживающих на территории Азербайджанской Республики, указывает в своем труде тот факт, что среди ираноязычных этносов Азербайджана таты занимают важное место.

Своими традициями, этническими особенностями, национальной и духовной культурой, а также другими этнографическими особенностями этот этнос считается самым близким, а во многих чертах даже составляет единство с азербайджанцами. Таты - один из древнейших народов ближнего и среднего Востока, историческая территория которых расположена на центральной и восточной части нынешней Азербайджанской Республики и северо-западе Ирана. Небольшое количество татов проживает также в Дагестане.

Первые сведения о появлении персов в Закавказье связывают с эпохой империи Ахеменидов (558-330 г. до н. э.), однако более обширная информация об этом относится уже к временам Сасанидов (III-VII вв. н. э.), которые для укрепления своих владений в Закавказье строили города и крепости, часть из них сохранилась и поныне. Так, по мнению В.Ф.Минорского, таты являются потомками иранцев, переселенных Сасанидами для защиты северной границы империи. Сасаниды поселяли вблизи перевалов значительные колонии своих поданных, главным образом из Каспийских областей. Это подтверждается и названиями некоторых древних татских населенных пунктов – Лагидж (Исмаиллинский р-он) и Хизи (Апшеронский р-он), происходящими от названий округов Лагиджан и Хузистан в Иране.

Среди лагиджцев сохранилось предание, что их предки были переселены во время Сасанидского царя Хосрова Ануширвана. Известный азербайджанский историк М.Г.Велили-Бахарлы в своем произведении «Азербайджан: физико-географический и этнографический очерк» пишет: «Таты, народность также иранского поколения арийцев, сплошной массой занимают ныне южную половину нагорной части северо-восточного Азербайджана и островками в Западном Азербайджане (Зангезур. уезд, села Легвез и Нюгеди). Они являются остатками тех древних парсов, которых Сасаниды (Ездигерд, Хозрой-Нуширван и др.) в IV ст. (309-381) перевели сюда из южной и юго-западной Персии (Исфагана, Табаристана, Лахиджана и проч.) и поселили во всем Восточном Азербайджане – в Каспийских Воротах для защиты северных границ Персии от вторжения кочевых тюркских народностей».

Того же мнения придерживается и другой видный историк Рашид Исмаилов: «С целью предотвращения тюркского и монгольского нашествия правители Сасанидской династии Йездегирд, Хосров Нушираван и др., переселили татов в Азербайджан из Исфагана, Табаристанаи Лахиджана». В годы правления шаханшаха Йездигерда II (438-457) были построены «длинные стены» у Чора; при Каваде I (488-531) – у реки Гильгильчай (Шабранская стена) и горы Беш-Бармак. В ту эпоху в были построены такие города как Бейлаган, Барда, Лайзан (совр. Лахидж) и т. д., которые были заселены выходцами из исторической провинции Парс на юго-западе Ирана, а также из северо-западных Дейлема и Гиляна. Наряду с ними сюда переселялись и персоязычные евреи.

Основным языком Закавказья (исторического Ширвана и Аррана) того времени был среднеперсидский язык (пехлеви), государственной религией – зороастризм. После завоевания Закавказья арабами и исламизации зороастрийского населения наряду с пехлеви стал использоваться и арабский язык. Начавший складываться с того времени новоперсидский язык не только не потерял своей значимости, но и стал языком впоследствии всемирно известной персоязычной изящной поэзии, на нём писали бессмертные корифеи Низами, Хагани, Мехсети и многие другие. Отметим также, что персидский язык в протяжении столетий являлся господствующим языком Закавказья.

Как известно, после русско-персидских войн (19 в.) Персия уступила России Закавказье и одним из стремлений царских властей было ослабление идентификации закавказских мусульман с Ираном, что видимо и послужило тому, что с этого момента началось постепенное вытеснение фарси и местных иранских языков из активного использования. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» так описывает ареал закавказских татов: «таты - народность иранского (персидского) племени, обитающая на Кавказе, в губернии Бакинской (Бакинском и Кубинском уездах.) и Елизаветпольской и в Южном Дагестане (в Кайтаго-Табасаранском округе).»

В этом же источнике также отмечается, что «таты были выведены в разное время из Персии в подвластные ей некогда закавказские прикаспийские провинции для борьбы с северными народами. Таты исповедуют мусульманскую религию шиитского толка…» В книге «Народы Кавказа» указывается, что «таты Азербайджана принадлежат к числу древних обитателей Закавказья. Живут в основном таты в районах Сиазанском, Дивичинском, Кубинском, Шемахинском, Исмаиллинском, в г. Баку и на Апшеронском полуострове». В «Большой Советской Энциклопедии» указывается, что таты «по культуре и быту почти не отличаются от азербайджанцев. Верующие таты – мусульмане-шииты, христиане монофизитского толка, иудаисты. Традиционные занятия татов – земледелие и садоводство.

Десятки тысяч татов проживают также в Тегеране и в ряде других крупных городов. Таты проживают также и в ряде городов и селений Дагестана (РФ), как Рукел, Музаим, Сабнова, Гимейди, Билкади, Белиджи и т.д. Изначально таты, как и большинство других ираноязычных племен, исповедовали зороастризм. С распространением иудаизма на территории Сасанидского Ирана среди ираноязычных племен, некоторые племена татов приняли иудаизм. Значительная часть татов Кубинско-Хачмазского региона современного Азербайджана и южных районов Дагестана и сегодня исповедуют иудаизм.

М.Е.Мататов пишет по этому поводу следующее: «Исследования русского антрополога К. М. Курдова по антропологии татов-мусульман и татов-иудаистов (1906-1907 г.) свидетельствуют о схожести их антропологических данных. Он отнес обе эти группы к одной и той же среднеазиатской группе народов. Незначительная часть татов в период распространения христианства на Кавказе, приняла эту веру и по сей день среди татов небольшая община является христианами-монофизитами. С ликвидацией албанской, и возрастанием влияния григорианской церкви на Кавказе эта община татов приняла григорианскую ветвь христианства.

В малом количестве имеются и таты-сунниты. Религиозная разобщенность татов в какой-то степени послужила причиной расчленения этого единого народа. Как пишет З.Кулизаде, религия, как правило, в зависимости от условий, является одним из основных этноформирующих факторов. Наряду с этим, как отмечает Г.Джавадов, хотя и таты Азербайджана обладают определенными отличительными качествами по области распространения, этническим признакам, диалектическим особенностям, в сущности, они считаются единым малочисленным этносом.

Таты относятся к индоевропейской языковой группе народов, имеют свою самобытную культуру и язык. Татский язык считается испорченным говором фарси и имеет 2 диалекта, которые сложились в соответствии с историческим разделением татов по вероисповеданию на мусульман и иудаистов. Татско-еврейский диалект является одним из литературных языков Дагестана. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» о татском языке говорится: «Язык татов, иначе называемый фарсидским, есть не что иное как испорченный народный говор новоперсидского языка.»

«Литературная энциклопедия» о языке татов пишет следующее: «Татский язык» относится к иранской системе языков, представляя собой одно из новоперсидских наречий… В своей лексике татский язык также весьма близок к персидскому, с соответствующим учетом фонетических изменений. Татоязычного населения на Кавказе до 150 000 человек, живущих разбросанно, вперемешку среди других народов, главным образом среди тюркоязычного населения Восточного Кавказа - азербайджанцев и кумыков.

Разбросанность татоязычного населения имела следствием дробление языка на ряд говоров, в общем все же достаточно близких друг к другу. Из них известное письменное закрепление получили только татские говоры горских евреев, принявших в 1929 латинизированный новый алфавит, а в 1938 с остальными народами Дагестана перешедших на русский алфавит. Литературный яз. горских евреев, впрочем, отражает только южный говор этой группы татов, т. е. говор г. Дербента и г. Кубы, а не северный.

Большинство татов-мусульман владеет азербайджанским языком. Уже давно поставлен вопрос о выработке литературного языка для этой преобладающей массы татского населения, а тем самым и вопрос о том, каким путем должна пойти в дальнейшем выработка единого литературного языка татов». В свое время татский язык был распространен в очень большом ареале.

По этой причине наряду с татами этим языком владели также и другие этнические группы.
В основном литературный татский язык формировался среди татов-иудаистов. Таты-мусульмане же лишены литературного языка и постепенно среди них идет полная языковая ассимиляция с Азербайджанским (тюркским) в Азербайджане, и персидским в Иране. По утвердившемуся в науке мнению, происхождение слова «тат» не имеет этнического характера. Этим термином тюрки обозначали оседлое ираноязычное население Азербайджана. Об этом свидетельствует и само название некоторых групп татского населения.

На джагатайском наречии тюркского языка это слово имеет значение «подданного» живущего у вельможи. Тюркские племена, гордившиеся своим кочевым бытом, давали название «тат» всем побежденным им народам, ведущим оседлый образ жизни. Таково происхождение названия татов, данного тюркскими племенами оседлому иранскому населению Азербайджана (парсам). Поселившись здесь, таты, как господствующая нация, сыграла крупную политическую роль». Того же мнения придерживается и Рашид Исмаилов. Он, в своем произведении «История Азербайджана» пишет, что слово «тат» на джагатайском языке означает «труд». Тюрки, ведущие постоянный кочевой образ жизни, называли подчиненное ими культурное население «тат»ами. Будучи по происхождению персами, таты вынужденно подчинялись тюркскому подданству и назывались своими завоевателями «тат»ами...»

Так, в начале татами стали называться закавказские персы тюрками, в последствии чего это название стало именовать весь оседлый персо-язычный этнос Закавказья и употребляться как название этнической группы. В результате длительного исторического сосуществования татов и азербайджанцев (азербайджанских тюрков) возникло много общих черт в их хозяйстве, культуре и быту. В этом немалую роль играет азербайджанский язык, ставший с XIX века фактически вторым родным языком татского народа.

Следует отметить, что широкое распространение азербайджанского языка значительно сузило сферу функционирования татского языка, который стал бытовым языком сельской местности. Язык этот от соприкосновения с более сильным и легким тюркским, постепенно исчезает из употребления, уступая ему свое место». К концу XIX века распространение азербайджанского-тюркского языка на территории нынешней Азербайджанской Республики среди различных национальных групп достигло такого масштаба, что и в некоторых случаях он даже стал вытеснять отдельные местные языки из общения.

Многие из них считают себя азербайджанцами и во многом утеряли татский язык. Г.А.Гейбуллаев указывает, что «таты в прошлом составляли основу населения Апшеронского полуострова. В настоящее время компактно они живут только в селе Балаханы, самоназванием их является парс. Этим этнонимом в прошлом называли себя и таты села Сураханы. Таты, жившие в ряде селений в недалеком прошлом, теперь говорят на азербайджанском языке» (5, с.108). Это сказывалось всегда и на итогах переписей.

Так, весьма сложно определить точную численность татов на территории Азербайджана. Это в первую очередь связано с тем, что таты уже свыше столетия в массовом порядке слились с азербайджанскими тюрками и подверглись ассимиляции. Но наряду с этим, в источниках разных времен можно ознакомиться со сведениями, отражающих численность татов. Эти сведения могут создать относительные представления по поводу численности этой этнической группы.

В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» о численности татов пишется следующее: «Число их доходит до 135 тысяч».

Эльшан Мустафаев (HAH) Kultura.Az

Таты проживают на территории Дагестана и Азербайджана с незапамятных времён. Первые сведения о татах на Кавказе, по свидетельству историков, относятся к временам Хазарского каганата - это 7-10 века нашей эры. Занимались они, в основном, садоводством, рыбными промыслами, торговлей, ковроткачеством. Таты говорят на персидском наречении, но среди них есть и иудеи, и мусульмане, и христиане. Подобное религиозное многообразие трудно отыскать у других народов, но в тоже время на формирование этнического характера татов большое влияние оказала общекавказская культура. Говорит Наида Авшалумова, заведующая отделом редакции татского вещания Государственной телерадиокомпании "Дагестан", дочь классика национальной литературы Хизгила Авшалумова.

Наида Авшалумова: В отличие от других народов Дагестана, таты, говорящие на языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющих два взаимопонимаемых диалекта - южный и северный. Буквально, можно сказать, еще 90-100 лет назад две трети татского населения проживало в 30 аулах и селениях, в некоторых селениях таты проживали совместно с табaсaранцами, лезгинами, кумыками, и другими народностями. Та часть татского населения, которая исповедует ислам, они, естественно, тоже являются татами. Есть таты, проживающие и в Дербенте, так называемые азербайджанские таты, таты-мусульмане. Но все том, что, исповедуя ислам, они говорят на едином татском языке, на том же самом, на котором говорят таты-иудеи, только, может быть, с небольшими диалектными различиями. Однако, еще один момент, о котором я хочу сказать: истоки устного творчества татов имеют иранскими корни и связаны с историей и культурой древнего Ирана.

Олег Кусов: Во второй половине 20 века таты поддержали движение за переселение евреев из Советского Союза в Израиль. Возможно, после этого и начался спор о том, имеют ли отношение таты к горским евреям. Впервые история упоминает о горских евреях в шестом веке нашей эры. Заслуженный деятель искусств Дагестана, художественный руководитель детского коллектива "Виртуозы Дагестана. Счастливое детство" Шаулми Матаев считает, что между татами и горскими евреями нельзя искать различия. С ним беседует наш постоянный автор Магомед Мусаев.

Магомед Мусаев: Шаулми Самойлович, термин еще существует "горские евреи", обычно так пишут: "таты (горские евреи)".

Шаулми Матаев: Не знаю, я тат или евреи, но вера иудейская, значит, я считаюсь евреем.

Магомед Мусаев: Теряют ли себя таты как народ в Дагестане?

Шаулми Матаев: Я бы не сказал, что да, но и нет тоже не скажу. Таты - это такая национальность, которая очень ревниво относится ко всему, то, что не их, и с большой любовью относятся к тому, что их. Вот, скажем, язык, одежда, все равно, хоть осовременились таты, но какой-то стиль сохраняется нашего восточного одеяния. Дома, например, мы говорим на своем татском языке. Особенно в ритуалах, в празднествах - свадьбы, я бы сказал, что в основном все татское, все еврейское у нас сохранено.

Магомед Мусаев: Раньше существовали отдельные села с татским населением, компактное проживание татов.

Шаулми Матаев: Я прекрасно знаю эти села. В Южном Дагестане Маджалис, в Северном Дагестане это Аксай, Костек. К сожалению, единичные семьи остались в том же Маджалисе.

Магомед Мусаев: Наибольшее количество татов все-таки в Дербенте?

Шаулми Матаев: Будем говорить, что Дербент - столица татов, и ранняя, и сейчас.

Магомед Мусаев: В иврите есть такое слово "галутиют", что значит - мировосприятие еврея, проживающего в Галути. Насколько совместимое это местечковое "шалом алейхемское" мировосприятие с татским характером?

Шаулми Матаев: Есть большое различие и мало совпадает с тем, о чем вы сейчас говорили. Наш татский герой, он и воинственный, и умный, и хитрый. У татских народов пугливость не ощущается. Потому что мы такой же воинствующий народ, как все на Кавказе.

Магомед Мусаев: У тат одна родина - Кавказ? Или же таты больше тяготеют к Израилю, земле народа Израиля?

Шаулми Матаев: Я могу ответить словами моих друзей, моих родственников на этот вопрос. Дело в том, что, встречаясь с израильтянами, я уже пять раз там был, многие евреи, уехавшие отсюда, они считают, что полсердца оставили в Дагестане, полсердца увезли в Иерусалим. Эта фраза уже говорит о том, что да, конечно, и Кавказ наша родина, да, конечно, и Израиль наша родина, родина предков.

Магомед Мусаев: Насколько антисемитизм характерен или нет для менталитета дагестанцев?

Шаулми Матаев: Антисемитизм - такое резкое слово. В Дагестане погромы, так, как это было на Украине, так как это было в других государствах, в Дагестане мы такого не помним. Я, например, считаю, что мы - таты, мы всегда являлись частицей Дагестана. Во время Великой Отечественной войны было, если я не ошибаюсь, семь героев Советского союза, заслуженные деятели искусств, народные артисты, первая женщина-горянка, которая получила в Дагестане героя Соцтруда. Ну, разве погром мог быть в Дагестане, если такие звезды, такие лица могли родиться в Дагестане? У татов, как и у любой национальности, проживающей на земле совместно с другими, естественно, есть взаимовлияние и речи, и поведения, и в культуре, в музыке. Действительно, мы - таты живем в Дагестане, мы такой же, как и аварцы, как калмыки, нас очень трудно различить, потому что мы живем на одной земле. Не может быть такого, чтобы взаимовлияния не было. Если бы мы переняли у кумыков какое-то слово и ввели в речь, и кумыки тоже что-то переняли у татов. Скажем, то же Астек, Аксай, где половина на половину жили и евреи, и кумыки. Тут без взаимовлияния никак не могло обойтись.

Олег Кусов: Магомед Мусаев продолжает беседовать о взаимоотношениях татов и горских евреев с общественными деятелями республики.

Магомед Мусаев: Любовь и братские чувства татов к Дагестану и дагестанцев находят живой отклик у дагестанцев вне зависимости от их языковой и религиозной принадлежности. В Дагестане вы нигде не увидите ни свастик, ни антисемитских лозунгов нацистского или псевдорелигиозного содержания. Тему продолжит главный редактор популярного в Дагестане еженедельника "Молодежь Дагестана" Гаджи Абашилов.

Гаджи Абашилов: Я очень рад, что на доме, где долгие годы жил Тахо Израилов в Махачкале, основатель, создатель государственного академического танца республики Дагестан "Лезгинка", открыта мемориальная доска. И дагестанцы, этнические дагестанцы предложили назвать действующий популярный профессиональный ансамбль "Лезгинка" именем Тахо Израилова. Так что говорить о каком-то антисемитизме - это бессмысленно сегодня. Мне приятно, что, даже покинув Дагестан и Россию, живя в Хадере или в Нетанье, Хайфе или Иерусалиме, они живут мыслями о Дагестане и о России. И абсолютно точно могу сказать, ни один еврей, ни один тат не сжег ни один мостик, не оборвал ни одну пуповину, которые связывали и продолжают связывать их с Дагестаном и Россией. И на днях буквально к нам приехал Амиров Максим, он после трех лет жизни в Иерусалиме вернулся в Махачкалу. Он сказал: "Все же я понял: Махачкала - мой родной и любимый город". Он приехал, чтобы жить здесь, работать здесь, он хочет что-то еще сделать, не только для евреев-татов, горских евреев. Одни мусульмане, другие иудеи, христиане. Мы должны быть толерантны не только на трибуне, мы в жизни должны быть толерантны.

Магомед Мусаев: Таты, где бы они ни жили, отличаются трогательной привязанностью к родному языку. Пожалуй, именно этим обусловлена и исключительная доброжелательность татов по отношению ко всем носителям персидской речи. За последние годы довольно существенно укрепились позиции ираноязычных общин и в Израиле, впервые за всю историю существования этого государства пост президента занял выходец из Ирана Муше Кацав. Вместе с тем нельзя не упомянуть, что в Советском Союзе длительное время с завидным постоянством и настойчивостью татскому народу прививалась мысль о том, что у них в этническом плане нет ничего вне иранства. Многие из татов посчитали своим патриотическим и религиозным долгом заявить о своей принадлежности прежде всего к семитам, к древним евреям. Как бы то ни было, татские евреи являются по иудейским законам евреями. Именно так их рассматривают и в Израиле. Точка зрения всемирно известного дагестанского ученого-хазаролога профессора дагестанского университета Магомедова Мурада.

Марад Магомедов: С проблемой хазар я столкнулся в начале 60-х годов, с тех пор занимаюсь изучением этой сложной, основательно запутанной проблемой. Вы знаете, все-таки, когда еврейское население было на территории Ирана, Ирака, конечно же, способствовали распространению иудаизма. Дело в том, что ученые сейчас очень долго спорили, кто такие таты, кто такие евреи, их происхождение. Происхождение мы знаем - они выходцы из Передней Азии, из Палестины. Дело в том, что когда это массовое население евреев оказалось в приморском Дагестане, здесь были также и иранцы, в том числе и таты. Дело в том, что Сасанидские правители прилагали большие заботы, чтобы охранять северные границы своей империи, и они в массовом порядке переселяли Дербент и прилегающие территории из Ирана для охраны этой границы. Среди них, конечно же, были частично и таты. Но поскольку здесь превалировали евреи, вполне возможно, что какая-то часть татов и приняла иудейскую религию, такая вероятность она не оспаривается. В последующем они опять неоднократно возвращались и к своей религии. Мы знаем случаи, когда таты принимали мусульманскую религию. Так что в этом плане они тоже были народом, который в силу политических обстоятельств вынужден был прибегать к той или иной форме религии. Судить, насколько хазарские каганы способствовали иудеизации населения, входившего в Хазарский каганат, конечно же, если иудейская религия была объявлена официально государственной религией, конечно, видимо, предпринимались огромные усилия, чтобы иудаизировать в религиозным плане все народы, входившие в состав хазарского каганата. Но следует забывать, что принятие иудейской религии хазарами произошло после того, как они были вытеснены из Дагестана на Волгу и Дон. Ведь там произошел акт принятия хазарами иудейской религии. Я не думаю, что на территории Кавказа и Закавказья хазары особенно злобствовали, заставляя другие народы принимать религию. Видимо, проблема иудаизма татов имеет более древнее происхождение, чем история Хазарского каганата.

Магомед Мусаев: Картина происхождения татов, или как их называют горских евреев, в Дагестане была неполной, если мы бы не встретились с директором еврейско-татского центра Кареном Гуршумовым. В центре созданы все условия для тех, кто стремится приобщиться к истории, культуре и языку еврейского народа, для тех, кто намерен совершить алию.

Карен Гуршумов: Наша организация существует с 90-го года, официально зарегистрирована и помогает еврейскому населению во всех связанных вопросах с изучением языка, традицией, историей, возрождением, связанных с выездом, конечно же, в Израиль. На сегодняшний день численность населения совместно со смешенными, я думаю, не превышает шести тысяч в Дагестане. Основная часть еврейского населения находится в Дербенте, до четырех тысяч, и в Махачкале до двух тысяч, частично по всем городам республики Дагестана. Алия на протяжении десяти лет в Израиль и другие страны Европы, Америку, Австралию из Дагестана составила до 30 тысяч. По данным Союза горских евреев в Израиле, горско-еврейское население в Израиле составляет на сегодняшний день до ста тысяч человек, конкретно из Дагестана цифра до 30 тысяч человек - это приемлемая цифра. Если говорить о татско-еврейском населении, дать значение, кто такие таты, кто такие евреи, до 30-х годов было записано в документах у горских евреев просто чисто "горский еврей", у ашкиназийских евреев просто "еврей". В период советской власти татизация горско-еврейского населения, где многие изменили в документах горских евреев на татов. В нашей школе воскресной ведутся занятия как на иврите, как и на татском, приобщаются дети к культуре, к татской культуре, так как родившиеся здесь, и к дагестанской культуре, прежде всего. Соответственно, возрождается язык иврит, традиции и культура древнего еврейского народа. Преподаватели и руководитель нашей воскресной школы. Заведующий учебными программами Лидия Меломедовна, я думаю, несколько слов о школе она скажет и даже на иврите.

"Как тебя зовут?" - "Меня зовут Лидия". -"Ты говоришь на иврите?" - "Да, я говорю но немного". - "Что тебе дает иврит?" - "Иврит мне дает возможность читать Тору и говорить с друзьями в Израиле". -"Ты хочешь поехать в Израиль или остаться в Дагестане?" - "Я мечтаю поехать в Израиль".

Олег Кусов: В московской религиозной общине горских евреев "Бейт Талхум" я воочию убедился, что таты не чувствуют себя чужими. Наравне со всеми посещают службу. Но всё же некоторые исследователи истории горских евреев видят существенные различия между ними и татами. Услышал я такое мнение и в "Бейт Талхуме". В синагоге меня познакомили с изданием "Горские евреи. История, этнография, культура", составитель - Валерий Дымщиц. О проблеме татов и горских евреев речь заходит уже в первой главе книги.

"Всякий раз, как только речь заходит о горских евреях, начинается путаница между понятиями "горские евреи" и "таты". Даже в специальной литературе иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно, стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу, смешивают татов и горских евреев. Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от горских евреев, однако на сегодняшний день нет никаких оснований утверждать, что горские евреи и таты - это один народ. Прежде всего сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным этническим общностям. Необходимо внести ясность в этот вопрос. Нет никакого сомнения, в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживают в Азербайджане, причем таты записаны в паспортах и, следовательно, в переписях, как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи. Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане. Здесь таты считаются одним из местных народов. Причем, основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, татов-мусульман в Дагестане почти нет. В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедования, составляют единый татский народ, один из многих народов Дагестана. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах татами, дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Так во время переписи 1979-го года свыше 20 тысяч горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, можно утверждать, что запись в паспорте "тат", во-первых, могла появиться только в Дагестане, а, во-вторых, скорее свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта. В результате такого своеобразного решения горско-еврейского, а заодно и татского вопросов, статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы "горский еврей" и "тат" перепутаны. Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта. Причем пишущие на этом языке называли себя татским, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейскими писателями. Сам по себе этноним "таты" впервые появился в 8 веке. Таты не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и шире - всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним "таты" встречается на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, в Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время кроме северного Кавказа он используется для именования ираноязычного населения южного иранского Азербайджана. Слово "тат" также отчетливо слышится в этнониме таджик, обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи. Причем в этих районах они сильно тюркизированы. И в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана районы Кубы, где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность. Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом.

Олег Кусов: Это был отрывок из книги "Горские евреи. История, этнография, культура".

Татско-еврейский спор длиться не первый год, и, по всей видимости, разрешится ещё не скоро. Но он уже принёс положительные плоды - истину ищут в дискуссиях учёные-историки, богословы. Таты и горские евреи, пытаясь разрешить свои противоречия, держаться подальше от политиков и чиновников. На Кавказе этнический фактор очень часто используется для достижения определённых политических целей. Таты и горские евреи на своём примере убеждают других - на межнациональные темы спорить необходимо, но только тогда, когда эти споры не преследуют неблаговидных политических целей.

Недавно прочитал статью «О Зороастризме в средневековом Дагестане», опубликованную на сайте прогрессивной кубачинской молодежи. Эта статья и побудила меня поговорить с татской, да и не только с татской молодежью о её прошлом и будущем.
1. Предлагаемая публикация никоим образом не претендует на открытие чего-либо нового в исторической, этнической и религиоведческой науках. У автора нет никакого желания открывать Америку или изобретать велосипед. В вопросах о том, кто такие Таты и кто такие Евреи давно всё открыто и всё написано. Любителям точных определений, формулировок и первоисточников посоветую обратиться к энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданной ещё до революции 1917 года, в 86 томах. Существует и энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, а, так - же, современная электронная версия этого издания на DVD дисках, но в них эти понятия даны с некоторыми сокращениями.

Можно обратиться и к Б.С.Э. (Большая Советская Энциклопедия), но и в ней текст изменён и, в зависимости от времени (Сталинского, Брежневского) издания – эти изменения существенно варьировались. В любом случае – первоисточником с которого переписывались и компилировались эти и многие другие понятия – является энциклопедия Брокгауза и Ефрона в 86 томах.

2. Поскольку в наши дни термин «национальность» упрощают или искажают в связи с отсутствием его определения, которое соответствовало бы современным требованиям, мы не будем доказывать друг другу, что между понятиями Еврей, Иудей, Горский Еврей и Тат нельзя ставить знак равенства. На это уйдет слишком много времени, причем впустую. И без этого любой образованный человек понимает, что Тат – это национальность, а не вероисповедание, что Иудей – это вероисповедание, а не национальность, и что Еврей – тоже национальность. Правда, после недавней поездки по Израилю понял, что здесь нужна оговорка. Дело в том, что Эфиопов, исповедующих Иудаизм, в Израиле считают Евреями.

В Америке слово «американец» – это никак не национальность, а означает гражданство, американское подданство человека, будь он Француз или Русский, Немец или Китаец, или любой другой национальности, главное здесь – гражданство. Так может быть в наше время понятие «Еврей» означает не национальность, а гражданство, израильское подданство?

В этой связи не пройти мимо удивительного словосочетания – «Горские Евреи». Это что означает? Если такое понятие имеет место быть в науке, тогда полное право на существование имеют и такие понятия, как Лесные, Степные или ещё какие-нибудь Озёрные Евреи. Ладно, не будем больше строить из себя «шибко грамотных», не будем тратить время на неразбериху в понятиях, определениях и терминах. Перейдем к основной теме. Поставим себе конкретную задачу из двух вопросов и ответим на них.
Вопрос № 1: Как и почему среди этнически единого татского народа оказались и Зороастрийцы, и правоверные Мусульмане, и Христиане, и Иудеи?
Вопрос № 2: Как и почему произошло, что между совершенно разными национальностями «Тат» и «Еврей» поставлен знак равенства?

Давайте разберемся в первом вопросе. Задолго до возникновения Христианской религии народы, населяющие обширные территории Ближнего и Среднего Востока, Кавказа, Закавказья и многие другие сопредельные территории, были язычниками – Зороастрийцами. Среди народов населяющих современные территории Афганистана, Ирака, Ирана, Турции и Дагестана имел место быть и татский народ, находившийся на службе у иранских правителей. Таты вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и ремесленничеством. Их задачей было снабжение многочисленных пограничных гарнизонов, охранявших все рубежи государства. А на северных границах, в частности, от кочевых племен прикаспийских степей.

Естественно, что и вероисповедание у Татов было таким же, как и у всех окружающих их народов дохристианской эпохи – язычество Зороастрийского толка.
С появлением и распространением Христианства народы, населяющие территории Ближнего Востока, Кавказа и Закавказья тоже стали принимать христианскую веру. Первые, кто в этом регионе «изменил» вере своих предков – Зороастризму, были Армяне, принявшие Христианство в самом начале 4 века.

Почти сразу за Арменией раннее Христианство проникло и на территорию Дагестана. Доказательством тому служит Христианский Храм, расположенный в самой цитадели Дербентской крепости. Храм этот погребен под землей и выходит на поверхность самой верхней частью купольного свода небольшим отверстием в земле. Все местные жители считали его огромным резервуаром для хранения воды (или гигантским колодцем). Так говорили и экскурсоводы. Многие поколения дербентских мальчишек (и мой отец в детстве) приходили и бросали туда камни, и слушали долго ли падает камень и когда раздастся всплеск воды.

Только в 70-х – 80-х годах 20 века было установлено, что это не хранилище для воды, а засыпанный землей и забытый в веках раннехристианский Храм. Полагаю естественным тот факт, что во времена строительства и функционирования этого храма большая чась местного населения, включая некоторую часть татского народа, приняла Христианство. Таким образом, древний Зороастризм и раннее Христианство сосуществовали здесь (до распространения Мусульманства), по меньшей мере, 300 – 400 лет.

Ну, а в 7 веке зародилась и стала стремительно распространяться новая Мировая Религия – Мусульманство. Очень скоро эта религия заняла главенствующее положение на рассматриваемых нами территориях и за их пределами, включая Индию, Африку, Ипанию. Итак, доминирующей религией на территории Дагетана стал Ислам, прочно сохраняющий свои позиции и в наши дни. Таков исторический процесс и здесь ничего нового не скажешь. Можно сделать только одно замечание, что некоторые местные народы принимали новую религию добровольно, а некоторые – насильственно.

Вообще территория Дагестана постоянно переходила из рук в руки, терзаемая нескончаемыми набегами и войнами между Византией, Персией и Хазарией. Вот они-то, Хазары, и принесли с собой Иудаизм. Интересующихся тем, как и почему Хазары стали Иудеями, отсылаю к авторам книг по истории Хазар: М.И.Артамонову, С.А.Плетневой, Л.Н.Гумилеву.