Консультация на тему: Как выбрать спортивную секцию для ребенка. Как выбрать творческую студию или спортивную секцию для ребенка

Как и раньше, лучшим способом обеспечения правильного развития ребенка считается занятия спортом. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармоничной личностью, самым лучшим решением для вас будет спортивная секция. Там ребенка не только обучат тому или иному виду спорта. В спортивной секции ребенок научится работать в коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми. Во время занятий спортом развиваются не только физические, но и умственные качества ребенка. Однако такие позитивные изменения могут иметь место только в случае, если родители правильно выбрали спортивную секцию для ребенка.

Для того чтобы подобрать именно тот вид спорта, с которым справится ваш ребенок, вы можете воспользоваться специальными психологическими методиками . Эти методики легко выявляют предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности и, следовательно, наиболее подходящую для него спортивную секцию. Также с помощью психологических тестов, вы сможете определить, в каком возрасте ваш ребенок будет готов для занятий спортом. Ведь если слишком рано отвести малыша в спортивную секцию, это может обернуться абсолютным отвращением к спортивной деятельности или в страх перед командной работой.

Главное - перед первым занятием в спортивной секции правильно проанализировать состояние здоровья ребенка. Поэтому обязательно проконсультируйтесь с педиатром и со спортивным врачом. Именно спортивный врач даст вам наиболее точные рекомендации по поводу занятий тем или иным видом спорта.

Теперь рассмотрим различные виды спорта и их плюсы и минусы для ребенка.

Большой теннис

Большой теннис приобрел большую популярность в последнее время. Именно его наиболее часто родители выбирают как хобби для своих детей. Так как это вид спорта очень распространен, то можно сделать вывод и об эффективности большого тенниса.

К основным плюсам занятий большим теннисом можно отнести:

  • занятия направлены на развития ловкости и скорость реакции
  • во время занятий большим теннисом у ребенка развивается дыхательная система, улучшается координация движений
  • данный вид спорта является отличным средством профилактики остеохондроза и нарушений метаболизма

Противопоказания:

  • нарушения подвижности шейных позвонков
  • плоскостопие
  • близорукость
  • язвенная болезнь

Футбол, баскетбол, волейбол и хоккей

Если ваш ребенок общительный и любит компании, стоит выбрать ему подобные командные виды спорта. Тогда ребенок будет получать удовольствие от сотрудничества со сверстниками, и будет стремиться достичь общей цели.

Положительные стороны командных игр:

  • развитие ножных мышц и мышц таза во время игры
  • работа над зрительным и двигательным аппаратом, а также профилактика заболеваний дыхательной и сердечнососудистой систем во время занятий баскетболом
  • развитие координации движений, высокой точности и быстроты реакции, улучшение осанки
  • занятия хоккеем также улучшает работу дыхательной и сердечнососудистой системы, укрепляют нервную систему
  • в случае если ребенок страдает диабетом или сердечнососудистыми заболеваниями, занятия данными видами спорта могут улучшить состояние здоровья при условии правильного распределения нагрузки

Противопоказания:

  • неустойчивость шейных позвонков
  • плоскостопие
  • астма, язвенные болезни

Плавание

Плавание - один из самых любимых видов спорта для малышей. Кроме явной пользы от занятий спортом, ребенок получает удовольствие от того, что плавание - это веселое развлечение, ведь любой малыш получает удовольствие от плавания. Кроме плавания в бассейне полезными занятиями являются обливания и обтирания водой. Все эти процедуры повышает иммунитет, закаляет организм.

Польза от занятий плаванием:

  • улучшение кровообращения благодаря постоянному гидромассажу в бассейне
  • укрепление нервной системы
  • при условии систематических занятий у ребенка правильно формируется мышечная и костная система
  • улучшение работы легких
  • помогает бороться с такими заболеваниями, как сахарный диабет, сколиоз, ожирение и близорукость
  • повышение иммунитета, общее укрепление организма

Противопоказания:

  • не рекомендуется вести ребенка в бассейн, если на его теле имеются открытые раны
  • кожные заболевания
  • болезни слизистой оболочки глаз

Фигурное катание, катание на лыжах

Еще одним популярным среди детей видом спорта является фигурное катание и лыжный спорт. Зимние виды спорта укрепляют организм, помогает ему более эффективно бороться с болезнями.

Позитивные стороны зимних видов спорта:

  • развитие опорно-двигательного аппарата
  • повышение работоспособности дыхательной и сердечнососудистой системы
  • систематические занятия в целом повышают выносливость и работоспособность маленьких спортсменов
  • являются прекрасной профилактикой сколиоза, остеохондроза и нарушений метаболизма

Противопоказания:

  • если малыш страдает заболеваниями легких, лучше не слишком интенсивно заниматься зимними видами спорта
  • при астме и близорукости занятия спортом так же не рекомендуются

Восточные единоборства

Единоборства, как и любые виды борьбы сейчас становятся достаточно популярными. Однако при выборе секции восточных единоборств немаловажным будет ваше знакомство с тренером. Настоящий профессионал сможет подробно объяснить вам его методику преподавания, историю вида единоборств. Если же вместо особенностей выбранного вами вида единоборств, тренер пытается навязать вам свои верования и религиозные убеждения, то лучше не отдавать ребенка в эту секцию.

Плюсы занятий единоборствами:

  • такие занятия успешно укрепят общее состояние здоровье организма
  • во время занятий восточными единоборствами ребенок обучается самоконтролю. Это крайне полезно для тех детей, у которых имеются проблемы с нервной системой

Художественная гимнастика, аэробика, спортивные танцы

Зачастую эти виды спорта пользуются популярностью у девочек. Однако, вне зависимости от пола, данные виды спорта являются полезными.

Плюсы:

  • развития гибкости и пластичности
  • улучшение координации движений
  • систематические занятия танцами и аэробикой способствуют формированию красивой пропорциональной фигуры

Противопоказания:

  • сколиоз
  • тяжелая форма близорукости
  • нарушения работы сердечнососудистой системы

Дополнительно к сказанному

Очень хорошим видом спорта для детей может стать верховая езда . При отсутствии особой физической нагрузки, во время езды на лошади развиваются и укрепляются мышцы ног, бедер и спины. Кроме того контакт с животным будет неплохой психологической поддержкой для ребенка, склонного к депрессиям или психическим расстройствам. Да и для абсолютно здорового ребенка общение с таким большим и сильным животным будет в удовольствие.

В каком же возрасте лучше всего начинать посещение спортивной секции? Действительно, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, ведь каждый развивается как психологически, так и физически со своей скоростью. Однако существуют определенные возрастные нормы, установленные педиатрами. Зная эти нормы, родителям будет намного легче сориентироваться, когда лучше приводить ребенка в секцию для профессионального занятия спорта или для занятий в качестве хобби.

6-7 лет

Прекрасный возраст для того чтобы отвести девочку в секцию гимнастики или спортивных танцев. Фигурное катание и спортивная акробатика - также прекрасные виды спорта для этого возраста. Ближе к восьми годам ребенка можно готовить к походу в секцию плавания или настольного тенниса и хоккеем.

8-9 лет

Подождите, пока ребенок не достигнет этого возраста, и только тогда можете смело отдавать его на занятия футболом, баскетболом и горнолыжным спортом. К девяти годам спектр возможностей ребенка расширится, и он смело сможет заниматься водным поло, конькобежным спортом, легкой атлетикой или регби.

10-11 лет

В этом возрасте детям уже можно разрешать выбирать более тяжелые виды спорта, например бокс, греблю, скалолазание или фехтование. Однако это касается только парней. Девочкам же желательно подождать до 13 лет, прежде чем выбирать тяжелую атлетику.

Сентябрь - это не только начало учебного года. Совсем скоро начнутся и занятия в различных кружках и клубах. Редко какой родитель не мечтает приобщить детей к творчеству, спорту, изучению языков…
Но как понять, какие кружки и секции подойдут именно вашему ребенк у?

  • На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия?
  • И что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?
  • А если вообще не хочет ничем заниматься?
  1. Ребенку нужно давать такие задания, с которыми он может справиться, чтобы сохранялся интерес и желание двигаться дальше. Дети разные, и даже дети одного возраста могут иметь разный уровень умений. Это нормально, и, выбирая кружок, нужно сопоставить его соответствие вашему ребенку по возрасту и развитию.
  2. Дополнительные занятия - это и нагрузка, нужно реально смотреть на режим дня, в котором должно быть место и для учебы, и для отдыха , и для кружка. Загружая ребенка развитием, можно незаметно и здоровье подорвать перегрузом. Нормы нагрузки в настоящее время очень расплывчатые, каждый родитель полагается на свою разумность.
  3. Кружки должны соответствовать интересу ребенка, который родитель должен уметь отличать от своего. Порой родители грешат, реализуя свои детские мечты через детей, у которых мечты совсем другие.

Дополнительные занятия и кружки - очень важная составляющая жизни ребенка. Это возможность для него развиваться, заниматься любимым делом, развивать свои способности, расширять знаний и опыт.

На мой взгляд, особенно кружки нужны тому ребенку, который без особого увлечения учится в школе, когда он учится по принципу "надо", а не по принципу "хочу" (при этом не важно, на сколько хорошо он учится).

Отсюда несколько правил выбора дополнительного занятия для ребенка.

1. Опирайтесь на желание и интерес ребенка. Спросите его, куда бы он хотел ходить, чем бы хотел заниматься. Понятно, что первый выбор ребенка может быть довольно случаен - хочу ходить туда, куда ходит мой друг/подружка, или это красиво смотрится по телевизору. Дайте ребенку возможность попробовать на собственном опыте, "его" это или нет.

Безусловно, иногда выбор кружка определяют родители. Например, отдают ребенка в языковой кружок, потому что "в современном мире не обойтись без знания иностранного языка", или отдают в спортивную секцию, т.к. "ребенку важно двигаться, а не сидеть за компьютером". Это совсем не плохо. Важно, чтобы ребенок был согласен с выбором родителей.

Иногда на консультациях я слышу душераздирающие истории о том, на какие ухищрения идет ребенок, чтобы не посещать кружок - прогуливает, говорит родителям, что занятие отменили, жалуется, что у него что-то болит, просто плачет и отказывается идти. Уверена, что при таком поведении ребенка целесообразнее поменять занятие.

2. Предоставляйте возможность пробовать разные кружки, разные увлечения ребенка. Иногда родители уверены, что если ребенок сам выбрал кружок (просил, уговаривал настаивал), то и ходить он должен туда "до конца" (не очень, правда, понятно, что будет критерием это "конца"). Но мы с вами уже выяснили, что выбор ребенка (особенно младшего школьного возраста) может быть довольно случайным, поэтому ему действительно может разонравиться ранее выбранное занятие.

Мне кажется, что родителей пугает частая смена выбора ребенка, т.к. им кажется, что тем самым их ребенок демонстрирует легкомысленность, отсутствие целеустремленности, он боится трудностей. Это не совсем так. Я уже писала, что дополнительные занятия - это возможность развивать способности, возможность заниматься любимым делом, а настойчивость и целеустремленность лучше развивать в тех видах деятельности, в которых ребенок видит смысл и хочет получить какой-то результат.

Представьте, что вас заставят постоянно копать яму, а потом ее засыпать, а потом снова копать. Надолго ли вас хватит? И будет ли ваш отказ выполнять эти бессмысленные действия означать, что у вас нет целеустремленности?

3. Не ставьте возможность заниматься любимым делом в зависимость от успешности учебы в школе: "Если еще раз получишь двойку, то не будешь ходить на футбол!". В этом случае вы лишаете ребенка иногда единственной радости жизни. И несмотря на то, что школьное образование - обязательно, не каждый ребенок обязан быть отличником. Ведь все мы разные, у нас у всех разные интересы и разные способности. И если вашему ребенку не дается математика, а дается футбол, позвольте ему реализоваться именно в футболе! В этом случае именно дополнительные занятия могут стать основой для дальнейшего профессионального выбора вашего ребенка.

Вспоминаю одну консультацию.
Мама рассказывает, что ее сыну всегда трудно давалась учеба, она много сил вкладывала, чтобы его "тянуть" - многочасовое выполнение домашних занятий, репетиторы. Теперь он учится в 8-м классе и категорически отказывается учится! Я спрашиваю: "А чем увлекается ваш сын? Чем он любит заниматься? Ведь скоро он закончит 9 классов, и ему надо будет определяться с выбором профессии ". На что мне мама отвечает: "Нам некогда было ходить в кружки, все время у нас занимала учеба в школе".

И в этот момент мне стало очень жаль этого мальчика: он 8! лет целыми днями занимался нелюбимым делом, более того, его усилия не приносили никаких результатов (учился он неважно)! В свои 15 лет он не знал, что такое успех, радость достижения, увлеченность! И я предложила маме оставшиеся 1,5 года потратить не на "вытягивание" сына в школе, а на поиски его интересов, на развитие его способностей. Скорее всего, это будет что-то, связанное с получением конкретных результатов (ремонт автомобилей, приготовление еды, строительство, работа с деревом).

4. Если ваш ребенок говорит, что ему ничего не интересно, то, по моему опыту, это может быть связано с тремя причинами:

  • Родителям не нравятся интересы ребенка. Например, ребенок любит музыку и хотел бы играть в музыкальной группе, но родители говорят: "Лучше бы делом занялся, чем бренькать на гитаре/бить на барабанах/петь". Здесь задача родителей поддержать интерес ребенка и помочь вывести его на новый, более продуктивный уровень. Например, если ваш ребенок увлекается компьютерными играми, возможно, его может заинтересовать программирование (новых игр) или робототехника.
  • Ребенок "ничего не хочет", если родители все решают за ребенка, не дают возможность выбора, а просто принуждают его к посещению тех или иных занятий. Т.е. его никогда и не спрашивали, а чего он хочет!
  • Отказ чем-либо заниматься может быть связан с опасением негативной оценки. Ребенок размышляет примерно так: "Я сейчас выберу занятие, у меня не будет получаться, и родители будут критиковать меня, мол, сам же выбрал!" или "А что, если не получится? Лучше и начинать!".

Поэтому, если вам кажется, что вашему ребенку "ничего не интересно", понаблюдайте за ним: что он делает с бОльшим усердием, на что у него "загораются глаза", о чем он вас чаще всего просит. Это и есть сфера интересов ребенка. Теперь ваша задача предлагать ребенку более систематичный подход к его увлечению. Ведь даже если ваш ребенок любит просто гонять по улице с друзьями, возможно, он неплохой коммуникатор, значит важно развивать его навыки общения, и он сможет вырасти успешным руководителем.

- На что нужно обратить внимание, выбирая дополнительные занятия для ребенка?

Есть самый распространенный и самый "древний" метод изучения - НАБЛЮДЕНИЕ. Необходимо понаблюдать, что интересно именно Вашему ребенку, к чему он тянется.

Так, если девочка просит бабушку показать ей, как вязать крючком или спицами, то это и надо сделать. Вязание развивает мелкую моторику рук, прививает чувство красоты, позволяет сформировать интересы и к другим видам рукоделия.

Если мальчик тянется к папе в гараж, чтобы ремонтировать машину, надо разрешать ему это. Да, возможно, испачкается ребенок, но он будет знать, как, например, поменять лампочки в фарах...

- Что делать, если ребенок увлекается всем подряд, но быстро остывает?

Надо поддерживать разные интересы, "подогревать" их, но только не переусердствовать.

Например, играть на скрипке ребенку нравится, но вот амбициозные родители, желающие сделать из своего ребенка гениального исполнителя, заставляют его играть часами в ущерб другим занятиям. Вот это уже рискованно. Любому ребенку важно перемежать занятия, разнообразить хобби. Мы вот раньше успевали и в музыкальную школу ходить, и носить то, что сами связали и сами для себя сшили... И редиску в огороде было в кайф посадить, и почитать, а иногда на лавочке с детьми поиграть в "Монах в красных штанах" или на улице поиграть в лапту...

Моя мама никогда не говорила "некогда, отойди, не мешай". Она всегда готова была отложить какие-то свои дела, чтобы научить дочерей чему-то. Я, например, платье на выпускной вечер сама себе сшила, сама вышивку сделала на воланах, поступила на фортепианное отделение музыкального училища и ноты носила в связанной своими руками сумке, пока дипломат не появился (тогда они были в страшном дефиците)...

- А если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

Надо научиться общаться с ним конструктивно, быть ему примером!

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.

Вообще ничего не хотят (и учиться тоже) дети безразличных родителей, не интересующихся внутренним миром своего ребенка. Если родитель сам "горит", у него много интересов, ребенок ходит с ним в кино, обсуждает героев мультиков, вместе учит стихи, вместе пекут печенье, бегают по утрам, плавают по воскресеньям и т.п. (то есть поддерживает ребенка во всех его начинаниях!), то агрессивного, скучного или депрессивного Унылыша из него ну никак не получится!

Скука - это удел ленивых, равнодушных и мало чего умеющих людей, потому что скуку и апатию испытывают те, у кого внутренние ресурсы слабоваты, да еще и внешние возможности отсутствуют.

Тем, у кого "золотые руки", скучно в жизни не бывает. Творческое мышление создает такие яркие образы, которые эти люди готовы и ОЧЕНЬ ХОТЯТ воплотить в жизнь. Это и обеспечивает потом ощущение счастья жить, быть собой, состояться как Личность, повысить экспертность в выбранной профессии ! К тому же хобби и творчество - это колоссальный ресурс для снятия стресса , которым наполнена жизнь современного человека.

Следовательно, сфера хобби - это корабль, который в течение жизни помогает выплыть из трудных жизненных ситуаций.

Коллеги, принявшие участие в этом круглом столе, хорошо и подробно написали, на что можно ориентироваться в поведении ребёнка при выборе дополнительных занятий. Подводные камни и распространенные трудности тоже хорошо осветили. Чтобы не повторяться, об этих темах писать не буду. Остановлюсь коротко на теме, о которой сейчас не упомянули.

Думаю, родители, выбирающие дополнительные занятия для ребёнка (или соглашающиеся с ребёнком в этом вопросе), осознают, что это одно из проявлений контроля и ответственности родителей за текущую и будущую жизнь ребёнка. В связи с этим считаю важным для родителей обратить внимание на 2 фактора:

  1. Информация о дополнительном занятии. То есть ваша задача как родителей - хорошо разузнать особенности и нюансы того вида деятельности, на который пал предварительный выбор. Например, физические требования для того или иного вида спорта, какова будет временная нагрузка через год-два и так далее. Об неинформированность частенько разбиваются надежды детей и родителей через какое-то время, принося боль, горечь и тем, и другим.
  2. Как бы тщательно и идеально вы ни занимались выбором доп.занятия, далеко не факт, что ребенок вас не разочарует. Иногда доп.занятия становятся в дальнейшем профессией и определяют дальнейшую жизнь ребёнка, а иногда вспоминаются, как страшный сон . Как это будет в вашем случае, никто не сможет предугадать. Ограничения наших, родительских, возможностей при формировании будущего наших детей важно учитывать и принимать. Иначе вы рискуете окунуться в яму сожалений и раздражения своей несостоятельностью как родителя, а ребёнка погрузить в чувство вины.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 11 минут

А А

А, может, на фигурное катание? Или на карате? Или все-таки на шахматы (безопасно и спокойно)? Куда же отдать свое чадо? Этими вопросами задаются каждые родители, выбирая вид спорта для своего окрепшего активного малыша. Причем, выбирают обычно, руководствуясь собственными предпочтениями и близостью секции к дому.

Как выбрать вид спорта для чада правильно?

Вашему вниманию — наша инструкция!

Лучший возраст ребенка для начала занятий спортом – когда отдавать ребенка в спорт?

Самый первый вопрос, возникающий у мам и пап, озаботившихся поиском спортивной секции для чада — с какого возраста отдавать?

Специалисты советуют делать первые шаги в спорте еще в дошкольном возрасте . Правда, есть нюансы: не в каждую секцию берут малышей.

Чтобы подготовить чадо к большому спорту, рекомендуется начинать обучение еще «с пеленок». Например, оборудовать дома надежный , где малыш сможет освоить основные спортивные снаряды, забыть о страхах и прочувствовать удовольствие от самих занятий.

  • 2-3 года. В этот период полезно начинать систематические занятия физкультурой. Именно сейчас, когда детки гиперактивны, но быстро устают, тренировки следует проводить ежедневно, но не более 5-10 минут. На каждую тренировку выделяйте по 4-5 простых упражнений (вроде пружинки, прыг-скоков, хлопков и пр.).
  • 4-5 лет. В этом возрасте тип телосложения малыша уже сформирован (как и его характер), а таланты и способности активно просыпаются. Самое время — искать вид спорта, в котором чадо сможет себя обрести, и развивать координацию. Отдать можно в теннис, на гимнастику или акробатику, на фигурное катание или прыжки.
  • 5 лет. Уже можно попробовать себя в балете, в теннисе, в хоккее.
  • 6-7 лет. Возрастной период, в котором весьма успешно развивается гибкость (прим. — спустя год подвижность суставов сократится на четверть). Виды спорта на выбор: восточные единоборства, гимнастика, плавание и футбол.
  • 8-11 лет. Самый возраст для развития скорости. Выбирайте велоспорт, фехтование или греблю.
  • После 11-ти лет. Упор на выносливость, сложные движения. Подойдут игры с мячом (от футбола до волейбола), бокс и стрельба, легкая атлетика. Не забываем о — ему все возрасты покорны.
  • После 12-13 лет. Возраст для развития силы.

А со скольки лет уже можно?

Все индивидуально! Самый ранний возраст для спорта зависит от особенностей организма малыша. Кто-то встает на горные лыжи в 3 года, а кто-то физически и к 9-ти годам еще не готов к большинству видов спорта.

Безусловно, гибкость надо поддерживать еще в самом юном возрасте, иначе она «уйдет» вместе с ним. А вот что касается выносливости, то она, в целом, развивается постепенно — от 12 лет и до 25-ти.

Отдавать ли своего 3-летнего кроху в спорт — решают только родители (есть и «ранние» виды спорта), но следует помнить, что лишь к 5-ти годам у малыша заканчивается формирование костно-мышечной системы, и излишек физических нагрузок может аукнуться для неокрепшего организма неправильным развитием мышц, а также искривлением позвоночника. До 5 лет малышу вполне достаточно легкой гимнастики, активных прогулок и бассейна.

Куда и в каком возрасте берут детей?

  • На фигурное катание и гимнастику — с 5-6-ти лет.
  • На ушу и теннис, акробатику и спортивные танцы, на плавание, дартс и шашки с шахматами — с 7-ми лет.
  • На гольф, баскетбол и футбол, а также горнолыжный спорт и бадминтон — с 8-ми лет.
  • В конькобежный спорт и легкую атлетику, на игры с мячом, в парусный спорт и биатлон, регби — с 9-ти лет.
  • На кикбоксинг и велоспорт, бокс и бильярд, гиревой спорт и пулевую стрельбу, на фехтование и скалолазание, дзюдо и пятиборье — с 10-ти лет.
  • На стендовую стрельбу, а также стрельбу из лука — с 11-ти лет.
  • На бобслей — только с 12-ти лет.

Выбор вида спорта по телосложению ребенка

Нельзя не учитывать телосложение ребенка, выбирая для него спортивную секцию.

К примеру, высокий рост очень ценится в баскетболе и совсем некстати в гимнастике. А при наличии проблем с лишним весом следует выбирать вид спорта еще более внимательно, чтобы не вызвать у своего ребенка окончательно отвращение к тренировкам и понижение самооценки. В частности, высоких результатов в футболе с лишним весом ждать не приходится, а вот в хоккее или дзюдо ребенку будет вполне комфортно.

Чтобы определить тип фигуры, можно воспользоваться схемой Штефко и Островского, используемой в медицинской практике:

  • Астеноидный тип. Основные признаки: худощавость и длинные тонкие ноги, малая развитость мышц, узкая грудная клетка, нередко — сутулая спина и выступающие лопатки. Многие дети чувствуют себя весьма неуклюже и неуютно, поэтому выбор вида спорта должен учитывать поиск психологически комфортного коллектива и секции. Оптимальные варианты для ребят — это виды спорта, направленные на развитие силы, выносливости и, конечно, скорости. Например, прыжки, гребля, лыжный и велоспорт, метания, гольф и фехтование, спортивное плавание, баскетбол, художественная гимнастика.
  • Торакальный тип. Основные признаки: средний уровень развития мышечной массы, равная ширина у таза и плеч, довольно широкая грудная клетка. Эти детишки крайне активны, и вид спорт следует выбирать, ориентируясь на развитие выносливости и скорости. Например, гонки, гребля и биатлон, плавание и футбол, водный слалом и капоэйра, акробатика и кайтинг, балет и фигурное катание, прыжки и скоростной спуск на байдарках.
  • Мышечный тип. Основные признаки: отлично развитая мышечная масса, весьма массивный скелет. Для сильных и выносливых детей рекомендуется выбирать те виды спорта, что направлены на развитие, прежде всего, скорости. Также не будут лишними и силовые виды спорта. На выбор: альпинизм, тяжелая атлетика и пауэрлифтинг, единоборства и фехтование, водное поло и хоккей, теннис ВоркАут, капоэйра, футбол.
  • Дигестивный тип. Основные признаки: малый рост, выраженное «пузико», излишек жировой массы, широкая грудь. Данный тип свойственен детишкам медлительным и малоподвижным. Чтобы не отбить у чада стремление к спорту, стремление к спорту, присмотритесь к тяжелой атлетике и единоборствам, к атлетической гимнастике, к хоккею и метанию, мотоспорту и стрельбе, к WorkOut.

Спорт и темперамент ребенка – как выбрать лучшую для него спортивную секцию?

А куда же без него, без характера! Именно от него будут зависеть все победы и поражения в будущем.

Гиперактивным малышам в занятиях, требующих концентрации внимания и частых повторений упражнения, будет сложно. Лучше выбрать для них одну из командных игр, где они смогут выплескивать свою бушующую энергию.

  • Сангвиники — лидеры по природе своей. Они легко преодолевают страх, и им не чужды даже экстремальные виды спорта. Наиболее комфортно таким ребятам в тех видах спорта, где требуется регулярно доказывать свое личное превосходство. Следует обратить внимание на горные лыжи и каратэ, дельтапланеризм, спуск на байдарках, фехтование и альпинизм.
  • Холерикам лучше идти в командный спорт — они, в отличие от предыдущих детей, вполне способны делиться победой. Учитывая повышенную эмоциональность, есть смысл определить таких детишек в бокс и на борьбу.
  • Флегматики, как ни странно, добиваются в спорте наибольших высот. Связано это с тем, что они спокойно, невозмутимо и упорно трудятся, пока не добьются нужного результата. Таким деткам рекомендована атлетика, гимнастика, фигурное катание, шахматы.
  • А вот с выбором для меланхоликов придется потрудиться. Дети крайне ранимы, и строгость тренера может серьезно выбить почву из-под ног. В помощь таким детям — конный спорт и командные игры, парусный спорт, а также танцы, спортивная стрельба.

Как выбрать лучший спорт для ребенка по его здоровью – советы педиатров

После того, как вы всесторонне изучили критерии выбора вида спорта для своего ребенка, проанализировали его психические и физические способности, отведите чадо к педиатру. Потому что медицинский осмотр может выявить моменты, о которых вы не знали.

Кроме того, врач сможет выявить противопоказания и определить уровень нагрузок , что допустимы для вашего ребенка.

И, конечно, порекомендовать тот или иной вид спорта, наиболее ему подходящий:

  • Волейбол, баскетбол и футбол. Про эти виды спорта лучше забыть при близорукости, астме и плоскостопии. С другой стороны они станут помощниками при укреплении опорно-двигательного аппарата.
  • Художественная гимнастика. Поможет для формирования правильной осанки и станет 1-й помощью при плоскостопии.
  • Если есть проблемы с дыханием, добро пожаловать на ушу.
  • Плавание — оптимальный вариант, подходящий всем. Преимуществ у этого вида спорта — масса! От формирования правильной осанки до профилактики плоскостопия и укрепления нервной системы.
  • Хоккей поможет при проблемах дыхательной системы, но запрещен при наличии хронических болезней.
  • При слабом вестибулярном аппарате — горные лыжи и единоборства . А также фигурное катание и художественная гимнастика .
  • Укрепить нервную систему поможет детская йога, плавание и верховая езда .
  • Теннис . Вид спорта, способствующий улучшению мелкой моторики и формированию внимательности. Но запрещенный при близорукости и язвенной болезни.
  • Верховая езда способствует снижению судорожной готовности и даже уровня сахара у диабетиков, а также нормализации работы ЖКТ.
  • Легкая атлетика, конькобежный спорт и прыжки в воду способствуют развитию дыхательной системы и укреплению сердца.
  • Не рекомендовано фигурное катание при болезнях плевры и при высокой степени близорукости.

Не бойтесь экспериментов, но и не оправдывайте неудачи ребенка в спорте «обстоятельствами».

Неудача — это недостаток приложенных усилий. Ребенок должен уметь делать выводы и исправлять ошибки.

Поддерживайте свое чадо, независимо от спортивных успехов, и прислушивайтесь к его желаниям!

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Есть много причин, по которым родители решают, что их ребёнок будет «ходить на спорт». Но вид спорта с его конкретными задачами среди этих причин далеко не на первых местах. Соображения родителей в основном абстрактные: «энергию некуда девать», «чтоб дурью не маялся». Ксения Букша, испытав многое на собственном родительском опыте, даёт несколько советов, которые помогут выбрать для ребёнка ту самую спортивную секцию.

Конечно, легко сказать, ведь не родителю же «тянуть носок выше» 25 раз подряд два-пять дней в неделю. А между тем важнее всего именно носок, а также тон, с которым это говорится. Попробуем прикинуть, когда спорт превращается из «траты времени на трату сил» (М. Цветаева) в ту самую радость, праздник мускулов и эндорфинов. Каким он и должен быть.

1. Захотел сам

Шахматы - тоже спорт. И мой ребёнок захотел на них пойти. Это уж потом я узнала, что семь лет - не рано, а уже поздновато. Даже турнир такой специальный есть - «приз шестилетки», и выигрывают на них иногда сопливые шкетики из средней группы детского сада. А в тот момент я искренне не понимала, зачем ему вообще эти шахматы. Побаивалась их. Прочла «Защиту Лужина». Прошёл год. Ребёнок хотеть не перестал, а наоборот, напоминал мне: «Когда на шахматы-то отдашь?» Пришлось и правда «отдать». Боялась я зря: шахматы оказались игрой не аутичной, а весёлой и красивой. Ребёнок готов подолгу и с охотой решать задачки и играть на турнирах, рвётся выигрывать, учит дебюты. Недавно вот «второй взрослый» заработал. Одним словом, развивается. Приятно!

Вывод делаю простой: если ребёнок долго просит отдать его в какой-нибудь спорт - лучше всего так и сделать.

Неважно, станет ли он гроссмейстером «Зенита». Скорее всего - не станет. Но мир футбола, мир шахмат, мир бокса навсегда останется в его душе. Потому что он там уже есть. Ребёнок уже чувствует себя немножко шахматистом. А значит - есть мотивация преодолевать трудности и выигрывать.

2. Типичная гимнастка

Вот девочка: легко встаёт на мостик, обожает крутиться на кольцах, может заплести ноги и руки в косичку. А вот другая: её без мячика на прогулку не выгонишь. А третья лазает по деревьям, как обезьяна. Четвёртая - в два года могла пройти пять остановок, не уставая. Разные есть девочки и мальчики, и про некоторых прямо так и хочется сказать: «гимнастка» или «баскетболистка». Если они и сами при этом не против - можно смело отдавать их в соответствующий спорт. Даже если они пока об этом не мечтают.

Хорошие данные - это лёгкий старт, а лёгкий старт - это те самые эндорфины, мотивация повторять снова и снова.

Потом станет трудно, но человек уже привыкнет, что он гимнаст, и это даст ему силы продолжать.

3. Состояние здоровья

Есть дети, которым противопоказан или прямо показан определённый вид спорта. И если вовремя об этом узнать, можно избежать множества проблем. Например, бассейн очень хорош для детей с (как её называют отечественные педиатры) «дисплазией соединительной ткани» - плоскостопных, сутулых, с «вывернутыми» суставами и торчащими лопатками. Они реально крепнут и здоровеют от плавания.

Есть несколько мнений о том, стоит ли отдавать в хоккей хроников-бронхолегочников, и одно из них гласит, что, безусловно, стоит. Маленькие фигуристки зачастую не болеют даже в детском саду, пока не бросают лёд (и тогда уж начинают болеть вволю). Хорошо, конечно, если такие рассуждения производятся не нами, досужими писателями (инженерами, учителями), а врачом. Но где ж таких заинтересованных профессионалов взять.

4. «Всё равно он носится»

Или «надо же куда-то девать энергию». Рассуждая в этой логике, родители стремятся отдать активного ребёнка на лёгкую атлетику, а драчливого - на карате. Однако правда в том, что спорт - штука особенная, карате не равно драке, а гиперактивность чаще всего означает не избыток энергии, а неумение её правильно расходовать (а значит - она и кончается быстрее, чем у «обычного» ребёнка). В итоге после спорта ребёнок приходит домой никакой, пользы для здоровья обычно получается немного, а спортивных побед и того меньше.

Честное слово, лучшим применением так называемой «энергичности» суетливых и суматошных детей является длительная прогулка на свежем воздухе.

Там не устаёт внимание, не нужно концентрироваться, слушаться, целенаправленно что-то делать. Зато можно помахать руками и ногами в своём ритме. Следовательно - отдохнуть. А на спорт такому ребёнку вообще ходить не стоит лет до десяти.

5. «Не быть хлюпиком»

Тут логика противоположная. Ребёнок хилый, квёлый, любит читать и быть один - пора отдать его на футбол или в борьбу! Там его научат стоять за себя, давать сдачу, играть в команде (нужное подчеркнуть). Очевидно, таким образом можно только заставить ребёнка возненавидеть и спорт, и сдачу, и команды - сие многократно описано в литературе и воспоминаниях. Например, Стивена Фрая, который учился в английской школе - а они известны своим креном во всяческую греблю и прочий квиддич. Не надо.

Лучше выбирать для такого ребёнка индивидуальные виды спорта, и такие секции, в которых не надо обязательно быть лучшим. Например, трижды в неделю в бассейн, но не в спортшколу, а на абонемент. А ещё можно вместе понемножку бегать по утрам. И сами не заметите, как он из хлюпика превратится в крепкого юношу. Без стрессов и ненависти к спорту.

6. «Травмоопасно!»

Многие боятся отдать ребёнка в какой-либо спорт, потому что этот вид считается травмоопасным. На деле при правильном подходе тренера к делу ни один детский спорт не будет травмоопасным первые лет пять точно. Ну, а если ребёнок дорастёт до уровня, на котором бывают настоящие нокауты, где защитнику могут поломать ногу или экстремал падает с гаража, куда взгромоздился со своей доской, - то это уже, наверное, судьба и плата за настоящую страсть.

Раз ребёнок дорос до некого высокого уровня в своём спорте - то он несёт и риски.

И тут мы опять вспоминаем «Защиту Лужина» и выкрутасы Бобби Фишера: у шахматистов свои профессиональные деформации. А вообще, риск подросткам нужен. И если уж выбирать, то пусть это будет спланированный, ограниченный тросом или шлемом риск спортсмена. Так что бокс, значит бокс.

7. «Уходит куча денег и времени»

Всем вроде бы хочется, чтобы ребёнок побеждал. Но на практике победы ребёнка многих застают врасплох. Вдруг выясняется, что по мере спортивного роста фигуристки или участницы соревнований по аэробике, школу приходится пропускать всё чаще и чаще, а от родителей требуются прогрессивные денежные вложения. А тут ещё соревнования где-нибудь в Прибалтике, куда надо с ребёнком ехать либо отпускать его одного…

Да, лучше с самого начала посидеть на форумах, поспрашивать «жертв» и быть готовым к тому, что в некоторых видах спорта победы даром не даются. А главное, рано или поздно побеждать ребёнок в большинстве случаев перестаёт. Важно понять, что мы тогда-то делать будем. И вообще, «докуда» мы готовы растить спортсмена, какая спортивная карьера была бы для нас приемлема. Может быть, лучше «походить для здоровья»? Или нам всё-таки нужен чемпион? Тут есть о чём поразмыслить.

8. Мужская рука

Считается, что спорт воспитывает. На некоторых форумах можно даже встретить типичный совет «самостоятельной» маме: «Отца в доме нет? Отдай на спорт, пусть узнает мужскую тренерскую руку!» Совет дурацкий, потому что в нём всё поставлено с ног на голову. Да, возможна такая ситуация, при которой любимый тренер становится «отцовской фигурой».

Потому что любим сам спорт, в котором хочется побеждать и ориентироваться на учителя. Но не наоборот. В выборе спортивной секции фигура тренера важна совсем не потому, что мы ищем мужскую руку. Рука может быть и женской. Главное - то сочетание твёрдости и заботы, которое отличает хорошего тренера. Умение вести за собой, ставить задачи ровно на шаг дальше текущих возможностей. Таких тренеров на самом деле немало, и очень важно, чтобы наш был именно таким.

9. Сам этим занимался

Есть определённый резон в том, чтобы отдать ребёнка на тот же спорт, каким занимался в детстве сам. Но будем внимательны. Вдруг ребёнок не в нас? Или вдруг он совсем, вообще не хочет заниматься именно этим - а хотим-то мы, но у нас нет времени? Или мы не добились побед и пытаемся «продолжить» за счёт сына? Выловим свою мотивацию, и если она честная (дать ребёнку ту же радость, которую знал сам) - то очень даже хорошо. Тем более если какой-то вид спорта нам знаком, мы сможем дать ребёнку дельный совет. Или даже стать для него «помощником» или спарринг-партнёром.

Если суммировать наши советы и предположения - то можно сказать, что спорт, как и все остальное, надо выбирать, глядя на сам предмет выбора, а не «в небо».

Хорошо: «я знаю классного тренера», «он высокий/она гибкая и любит лазить», «похож на меня - не боится мяча», «врач посоветовал плавание», «это весёло!»

Плохо: «такой неловкий, надо развивать», «там научат жизни», «пусть лучше там дерётся, чем в школе», «ни за что на свете, у них у всех сломанные носы», «чемпионом всё равно не станет, зачем тогда».

То есть руководствоваться стоит простыми и конкретными, а не абстрактными соображениями. Как и везде.