Конспект ноод в старшей группе по развитию речи "составление описательного рассказа". Развитие речи составление описательных рассказов в старшей группе с использованием кодов семадени Занятие составлению рассказа старшей группе

Чапурина Ксения Владимировна
Занятие по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему»

Задачи :

связная речь : учить составлять короткий рассказ на заданную тему ;

словарь и грамматика : закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

Звуковая культура речи : учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Материалы :

Сюжетные картинки с изображениями детенышей разных животных (по количеству детей) : лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др. ;

Скворечник.

Ход занятия

Воспитатель (читает детям стихотворение И. Токмаковой)

Где спит рыбка?

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Воспитатель : Где спит рыбка?

Дети. В воде.

Воспитатель. А в конуре кто спит?

Дети. Собака.

Воспитатель. Собака с малышами. щенками. В конуре собака со щенками, в дупле - белка с бель. чатами, в норе. лиса с лисятами, а в дырочке под полом. мышка с мышатами.

Если дети затрудняются в подборе наименований, воспитатель подсказывает начало слова.

В разных домах живут животные со своими детенышами. Сейчас мы поиграем в игру «Чей домик?» . Я назову разные, знакомые вам дома животных, а вы скажете, какие детеныши в них живут, чей это домик.

Чей дом - конура?

Конура - дом щенков, а нора. лисят.

Дупло - дом. бельчат.

Конюшня - дом. жеребят.

Коровник - дом. телят.

Скворечник - дом. скворчат.

Как вы догадались, что скворечник - дом скворчат?

Дети отвечают.

Скворечник - домик, который люди строят для скворцов поэтому он и называется : скворечник.

В скворечнике любят селиться не только скворцы, но и многие другие птицы - синички, воробьи, а бывает, что в забытом скворечнике и белка устроит себе дом или кладовую.

Очень гостеприимный скворечник! Вот такой же гостеприимный домик есть и у нас, вот он. (Показывает картинку со скворечником или макет.) Помогите детенышам попасть в свои домики. (Раздает картинки с изображением одного или нескольких детенышей - по одной каждому ребенку.)

У детей, речь которых развита хуже , можно спросить : «Тебе обезьянку или олененка? Тебе ласточку или снегиренка?»

Проводится физкультминутка.

Утром бабочка проснулась

Потянулась, улыбнулась

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась

Три- присела

На четыре- улетела.

Рассмотрите картинки . Можете тихонечко рассказать друг другу , что на них изображено.

Домик пускает к себе всех : и зверят, и птенцов. Только нужна правильно и вежливо попросить об этом : если вы ошибетесь и неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыш не сможет попасть в домик.

Воспитатель проносит по рядам скворечник, давая детям возможность выполнить игровое задание , правильно попросить : «Домик, домик, пусти, пожалуйста, наших скворчат, наших бельчат, моего снегиренка» и т. п.

Все малыши собрались в домике. Догадайтесь, о ком из них эта загадка.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка.)

Дети отгадывают, почему вы думаете, что это белка?

Дети отвечают.

А вот еще загадка.

Зимой спит - летом ульи ворошит.

(Медведь.)

Дети отгадывают.

Как вы догадались, что это медведь?

Дети отвечают,

Слушайте еще :

Кто на елке, на суку,

Счет ведет : «Ку-ку. ку-ку» ?

(Кукушка.)

Дети отгадывают.

Почему вы думаете, что это кукушка?

Дети отвечают.

Смотрите на эту картинку. Кто на ней изображен? Дети. Зайчонок.

Воспитатель. Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте так, чтобы получилось складно. Зайчик, зайчик, где ты был? Д е т и. За капустой я ходил. Воспитатель. Зайчик, зайчик, где гулял? Дети. За морковкой поскакал, на полянке танцевал и т. п. Воспитатель. А сейчас придумайте короткий рассказ про зайчика , который на «полянке танцевал» .

Дети придумывают и рассказывают .

Воспитатель. Молодцы ребята! Мне очень понравились ваши рассказы ,на этом наше занятие окончено . До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Придумывание сказки на заданную тему» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Белоснежка» Конспект непосредственно-образовательной.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему» Тема: «Составление рассказа на заданную тему».Задачи: Образовательные: 1. Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. 2. Закрепить.

Одготовил: Воспитатель Ершова Н. Ф. МДОУ Детский сад № 150 Ярославль 2017 Конспект ООД по развитию речи во 2-й младшей группе Тема: Составление.

Конспект занятия по развитию речи, по составление описательного рассказа «Зима» в старшей группе Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА «ЗИМА». Цель: - учить детей составлять небольшой.

Задачи: 1. Образовательные: Уточнить и закрепить знания о профессии повара. Учить составлять небольшой связный рассказ с опорой на наглядность.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень». Цель: закрепить представление.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30

Конспект организованной деятельности по развитию речи в старшей группе

Тема: «Составление рассказа на предложенную тему»

Подготовила и провела

воспитатель: Ахмедова

Наталья Владимиров

Арзамас 2013 год а

Задачи: 1.Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный текст.

2.Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках.

3.Уточнить и закрепить правильное произношение звуков з, ж , изолированных, в словах и фразах; учить произносить эти звуки протяжно, с различной силой голоса (громко, тихо); учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками.

4. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу.

Материал: картинки с изображениями гномов; картинки с изображениями животных: заяц, коза, зубр, жираф, медведь, журавль.

Ход занятия:

В.: Ребята, а вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется « Слова наоборот». Я буду вам говорить слова, а вы должны мне придумать слова «наоборот», т.е. слова с противоположным значением.

Игра « Слова наоборот»

Добро (зло ), труд (лень ), храбрость (трусость ), страшный (красивый ), сильный (слабый ), вперед (назад ), легко (трудно ), начало (конец ), день (ночь ), пасмурно (ясно) .

В. : Молодцы, с заданием справились. Ребята, давайте вспомним сказку « Белоснежка и семь гномов», которую мы с вами читали на прошлой неделе. О ком говорится в этой сказке? (О Белоснежке и гномах )

В.: Вы не помните, как их звали? (Ответы детей )

В.: Ребята, вы сможете сказать, глядя на эти картинки, кто из них кто? (Дети показывают и называют)

В.: Почему вы так думаете? Как вы догадались? (Ответы детей )

В.: Ребята, вы не знаете, почему их так назвали? (Ответы детей )

В .: Послушайте, а я вам прочитаю, почему же так назвали гномов. (Читает сказку со слов « Жили они в бедной…»)

В .: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:

Кто такие гномы?

Как звали гномов из сказки?

Почему же их так назвали?

Дети отвечают. Если они затрудняются в ответе на какой-либо вопрос, можно использовать вопросы-подсказки.

Как звали самого старшего, самого умного гнома, которого все слушались?

Как звали гнома, который все время чихал?

А кто все время молчал?

Кто любил спать? А кто ворчать?

Кто всегда стеснялся?

Кто всегда был веселым?

В .: Попробуем придумать короткий рассказ о том, как гномы праздновали новоселье. Но сначала представьте, что мы с вами находимся на празднике у гномов и танцуем вместе с ними. Это поможет нам при составлении рассказа.

Воспитатель предлагает детям потанцевать под музыку.

В.: Молодцы, ребята. Мы с вами окунулись в атмосферу праздничного настроения и веселья, совсем как братья- гномы. Сейчас придумайте рассказ о новоселье гномов.

Дети составляют рассказ.

В .: Ребята, вы просто замечательные сказочники.

Физкультминутка (в кругу).

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Дети выполняют соответствующие движения.

В .: Послушайте 2 стихотворения, которые я буду читать, и скажите, какой звук чаще в них слышится. Но для начала скажите мне, чем отличается звук от буквы.

Дети : Буквы пишутся, а звуки произносятся.

В .(читает ): Зайка.

На замок закрыли Зайку.

Он сидит и ждет хозяйку.

В .: Какой звук чаще всего слышится в этом стихотворении. Произнесите его четко. (Дети произносят)

В .: Послушайте, как я произнесу этот звук. (В. протяжно произносит звук з )

В .: Произнесите его так же, как я. (Дети произносят звук з протяжно )

В .: В каких словах стихотворения слышится этот звук? (Зайка, замок, закрыли, хозяйку )

В.: Теперь слушайте второе стихотворение:

Жук в коробочке лежит

И в коробочке дрожит.

В .: Какой звук слышится здесь часто? Четко произнесите его.

Дети произносят звук ж.

В .: Послушайте, как протяжно можно произнести звук ж . Произнесите его.

Дети произносят протяжно звук ж.

В .: В каких словах вы услышали этот звук? (Жук, лежит, дрожит )

В .: Ребята, давайте поиграем с вами в эхо. Один из вас должен произнести звук ж громко, другой – тихо.

Дети произносят.

В .: А теперь посмотрите на картинки и назовите животных, в названиях которых есть звук з . Теперь назовите животных, в названиях которых слышится звук ж.

Ответы детей.

В .: Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали.

Цели:

Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

Способствовать формированию развёрнутого связного высказывания;

Закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

Развивать у детей логическое мышление и долговременную память;

Развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова;

Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

Развивать общую моторику.

Воспитывать нравственные качества;

Формировать положительную установку детей на участие в занятии,

Навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности

Оборудование: схемы для составления рассказов, картинки домов, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент .

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, по первым звукам названий картинок отгадайте слово (дом) .

Вводная часть .

Дома бывают разные, давайте их назовём.

Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки)

Цель: образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича – (кирпичный),

… из камня – (каменный),

… из дерева – (деревянный),

… из панелей – (панельный).

(Убираю картинки, оставляю одну).

Каких домов не стало?

(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)

Остался, какой дом? (панельный) . Из каких частей он состоит?

Что можно о нём сказать, он какой? – многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, тёплый….

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов .

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Объявление темы .

У каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.

Беседа по вопросам .

На какой улице стоит ваш дом?

Опишите свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

Почему возвращение домой для каждого человека это радость?

Кого вы рады видеть у себя дома?

Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроём, шагают на месте

Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой

Был облезлый, скучный, голый – «красят»

Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой

Составление рассказов .

Мы с вами так много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с вашим домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на эти схемы, расскажите о своём доме.

Рассказы детей .

(Дети составляют рассказы)

Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своём доме, нарисуете его. И мы с вами оформим книгу и назовём её «Дом, в котором я живу».

Итог занятия .

Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?

Почему каждому человеку нужен свой дом? (ответы и рассуждения детей)


Виды и приемы рассказывания в детском саду

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды :

Рассказывание по картине.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения - учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это - подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения - в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.

В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Рассказывание из личного опыта

Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.

Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы.

Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.

В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности.

Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.

Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)

Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Приемы рассказывания

Совместное рассказывание . Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок.

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой).

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; « Незнайка просит научить рассказывать сказки про»). В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Составлено основываясь на материале:

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада.- М.:Мозаика – Синтез, 1999г.

2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.- М.: Просвещение, 1983г.

3.Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года.СПб.: Детство – Пресс, 2001г.

4.Ткаченко С.Н. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда.- М.: Владос, 2006г.

5.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТВ. Центр, 2001г.

6.Любина Т. Как учить стихи… играючи / Дошкольное воспитание. № 1 – 2001г.

7.Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.Кн.1. Младшая и средняя группы.- М. : Школьная Пресса,2004г.

Занятие по развитию речи в старшей группе.

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Приоритетные задачи: развитие звуковой культуры речи;

обогащение словаря ребенка.

Программное содержание:

1. Учить детей последовательно, логично, выразительно передавать сюжет картинок, объединяя их единым содержанием.

2.Формировать навыки совместной деятельности, составляя коллективные рассказы.

3.Воспитывать желание внимательно слушать выступление своих товарищей, дополняя при необходимости ответы.

Д/Игра «Подбери предметы с нужным звуком»
Закреплять навыки правильного произношения глухих и звонких согласных Ш-Ж.

Д/Игра «Предумай слово»
Закреплять умение подбирать однокоренные слова, нужные прилагательные.
Материал: настенные и настольные картины одного содержания. Плоскостные фигурки в названии которых слышатся звуки Ш-Ж. Фигурки зверей: лиса, медведь, заяц, ёж.
Мелкие игрушки для поощрения детей.
Активизация словоря: дремучий, непроходимый, тёмный.
Ход занятия.
Воспитатель читает загадку:

«Лежалал между елками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала» /Ёж/

-Ёжик к нам пришел не случайно, он нам принёс интересные картинки, про своих друзей - лесных ежей.
Воспитатель вывешивает картинки.
-Какое время года изображено на картинках?
-А почему вы думаете, что лето? лес зеленый, на поляне цветы, в лесу выросли грибы.

Пришла в лес девочка. Какое имя ей дадим? /Таня/
-Как вы думаете, зачем она пришла в лес? /Погулять, отдохнуть, собрать грибы. /
-Какой лес окружал Таню? /Густой, непроходимый, хвойный, тенистый./
-Присела Таня отдохнуть, раздвинула руками травинки и кого она увидела? /Семейство ежей./

Какими они были? /Трудолюбивые, колючие, дружные, заботливые, добрые./

Чем же они были заняты? /Собирали грибы, делали заготовки к земе, накалывали грибы на колючки./
-Почему вы думаете, что ежы – добрые? /Они показали Тане, где много грибов./
-Осталась ли Таня довольной прогулкой в лес? /Да. Она познакомилась с ежами. Ежи помогли ей найти грибы./

А сейчас нужно придумать рассказ по этим картинкам, припоминая то, о чём мы только что говорили. О чём нужно в первую очередь рассказать? /Кто пришел в лес и зачем/

О чём следует сказать особенно подробно? «Что приключилось с Таней в лесу»
-Чем закончить рассказ? «Довольна ли Таня прогулкой»
Спросить 6-8 детей пересказать свои рассказы. Воспитатель предлагает детям физкультминутку: -А сейчас вспомним стихотворение Александровой стих-е «Ёж».

Гонит осень в небе тучки
Пляшут листья во дворе
/Дети танцуют под музыку Чайковского/

Гриб, надетый на ключки,
Тащит ёж к своей норе.
/ Дети садятся /

Воспитатель предлагает детям картинки, в названии которых слышится звук Ш-Ж: жаба, ёжик, ужик, жук, чиж; петушок, лошадь, мышь, мишка, кошка.
-У нас много зверюшек, птиц, насекомых в названии которых слышится звук Ш и звук Ж. Нужно их разобрать: со звуком Ш поставить на верхнюю полоску, а со звуком Ж на нижнюю полоску. Воспитатель с детьми проверяют, правильно ли разобрали картинки. Дети называют предметы на картинках, четко выделяя нужный звук.
Воспитатель обращает внимание на фланелеграф.
-В лесу много разных зверюшек. Я вам называю короткое слово животного, а вы придумываете, как это слово можно изменить. Кто придумает слово, тот получит от ежика грибок. Слушайте, думайте, придумывайте. Шла я по лесу, встретила зайца, как можно изменить слово «заяц»? «Зайченок, зайчиха, зайчище, зайчата»
-Как можно описать зайца, какой он? «длинноухий, трусливый, быстроногий, черноглазый, косоглазый»
Воспитатель предлагает такую же работу проделать со словами – медведь, лиса, еж.
В конце занятия отметить активность детей, количество полученных грибков, решение поставленных задач.