Как влияет фиолетовый цвет в интерьере. Влияние цвета на психику человека

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Ц ветовой дизайн дома оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность, может украсить наш дом, изменить восприятие его внешнего и объемного вида.

З рительное изменение объема предмета или помещения тоже зависит от цвета. Цвета холодной гаммы называются отступающими, так как помещение становится более просторным и холодным на вид. Если комната небольшая, то ее рекомендуется окрашивать в зеленый, голубой, синий, фиолетовый и другие холодные тона. Цвета теплой гаммы называются выступающими. Если в убранстве комнаты преобладают теплые цвета, то помещение кажется меньше. Эту способность цвета можно использовать при дизайне непропорционально больших комнат, высоких потолков и т. д.

В ыступающие и отступающие цвета можно использовать так, чтобы за их счет помещения зрительно увеличивались или уменьшались. Например, небольшая комната, стены которой оклеены светло-голубыми обоями, производит впечатление более просторной. Если же стены этой комнаты окрасить в красный или интенсивный оранжевый цвет, она оптически станет меньше.

Красный цвет

К расный цвет - наиболее активный, с его помощью создают ощущение тепла и эффектного интерьера. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже. Этот цвет подходит для гостиной, кабинета, холла, кухни, а в спальне его лучше не применять. Красный цвет очень активен, при долгом воздействии вызывает возбуждение, переходящее в агрессивность, но в небольшом количестве придает энергию.

О ттенки красного цвета добавляют настроение любому цветовому решению. Это могут быть подушки, вазы или коврики. Красные абажуры будут смягчать свет и делать комнату теплой, отбрасывающей уютный блеск. Если вы настороженно относитесь к использованию ярких оттенков красного, используйте теплые тона терракоты и дерева, они создадут изысканные нежные сочетания этой группы цветов без всякого риска.

Желтый цвет

Ж елтый цвет дает человеку ощущение радости, он благотворно влияет на умственную деятельность, способствует повышению работоспособности. Желтый цвет является очень насыщенным и интенсивным, поэтому в чистом виде практически не применяется — чистый желтый цвет лучше применять для акцентов. Еще с эпохи Средневековья каждому цвету приписывалось символическое значение. Так, желтый - цвет ржи и золота - считался цветом изобилия и богатства.

В еселые оттенки ярко-желтого — отличный выбор для кухни. Бледно-желтый — это успокаивающий, расслабляющий цвет — это оттенок для спокойной спальни. Бледно-желтый цвет может создать яркую и свежую атмосферу простора даже в маленькой комнате. Цвет яичного желтка — чрезвычайно живой цвет, который является идеальным выбором, когда вы хотите сделать такую комнату как прихожая или гостиная максимально гостеприимной и радушной.

Оранжевый цвет

О ранжевый цвет вызывает радость, возбуждение, страстность. В сочетании с белым оранжевый дает ощущение солнечного света. Этот цвет усиливает и очищает воздействие холодных цветов. Его используют в цвете абажура, диванных подушек, штор.

К ак теплый оттенок оранжевый усиливает аппетит, повышает тонус, и поэтому можно использовать его в оформлении кухни, столовой. Яркие детали оранжевого цвета очень стильно смотрятся в гостиной в сочетании с более светлой гаммой цветов.

С очетание благородного оттенка — терракот — с оливково-зелеными и бордовыми тонами создает стиль антикварного кабинета. А сочетание оранжевого с синим и голубым — это напоминание о доме на берегу моря.

Синий цвет

С иний - цвет спокойствия. Оттенки синего особенно хороши для небольших помещений. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство. Это так называемый строгий цвет, который наряду с другими холодными цветами и оттенками создает деловую, рабочую обстановку. Поэтому чаще всего его применяют для дизайна рабочего помещения, например кабинета.

С иние комнаты не обязательно выглядят холодными. Цвет электрик в духе Матисса создаст уютную атмосферу семейной кухни. Синий и белый составляют классическое сочетание, которое всегда кажется свежим. Сочетайте аксессуары и цвета с тканями, например, с клетчатыми или полосатыми, чтобы создать непреходящее ощущение стиля. Создайте привлекательный облик комнаты, используя синий с оранжевым, его дополнительным цветом.

Голубой цвет

Г олубой цвет вызывает у человека чувство чистоты, свободы, спокойствия и умиротворения. Однако вы должны помнить, что переизбыток голубого цвета может вызывать у человека ощущение апатии и безразличия. Кроме того, он способствует зрительному «охлаждению» помещения, поэтому голубой цвет рекомендуется использовать в солнечных комнатах, выходящих окнами на южную сторону и сочетать с теплыми цветами.

П рименение светло-голубого цвета на потолках визуально сделает помещение выше и просторнее, поэтому подходит для кухни и ванной. Сочетание голубого и коричневых оттенков придают интерьеру респектабельность. Смешение с песочными и золотыми тонами — романтизм и винтажность.

Зеленый цвет

З еленый цвет - это цвет жизни, единения с природой. Он хорошо действует на нервную систему, успокаивает глаза. Цвет прекрасно сочетается со многими другими цветами (желтый, черный, красный, коричневый, белый, сиреневый и некоторые другие) и может присутствовать в интерьере любой комнаты.

О билие зеленого цвета уравновешивает и успокаивает, его пастельные оттенки уменьшают у человека чувство голода, поэтому его целесообразно использовать при оформлении кухни. Способность снимать стресс и приводить в эмоциональное равновесие делает зеленый цвет отличным выбором для спальни.

В зависимости от оттенка зеленый цвет может помочь вам чувствовать себя расслабленным (мята или цвет морской волны), активным (яблоко или лайм), или спрятавшимся далеко в лесу (бутылочный или оливковый).

Бирюзовый цвет

Б ирюзовый цвет — своего рода «хамелеон». Он воспринимается как синий рядом с синим и и как зеленый рядом с зеленым. Использование бирюзового цвета в качестве основного фона в гостиной и его сочетание с разнообразием акцентных тонов синего и зеленого, создает визуально сложную схему, которая вызывает множество иллюзий в нашем восприятии.

Б одрящий оттенок цвета морской волны является освежающим выбором для ванной комнаты. Он выступает в качестве удачной альтернативы традиционному голубому цвету. Этот оттенок смотрится особенно прохладным и чистым, когда сочетается с классическим белым.

В цветотерапии бирюзовый характеризуется как успокаивающий. Он не может надоесть. Поэтому бирюзовые тона будут особенно уместны в спальне, детской и любых зонах отдыха, где необходима спокойная, расслабляющая и умиротворяющая атмосфера.

Розовый цвет

Р озовый цвет расслабляет, создает легкомысленное настроение. В дизайне интерьера розовый цвет вызывает чувство комфорта, избавляет от навязчивых мыслей, создает ощущение защищенности.

Р озовый цвет имеет разные оттенки, и их эффект конечно отличается. Персиковый, кораллово-розовый, лососево-розовый, карминно-розовый и телесно-розовый прекрасно подойдут для спальни и помещений для отдыха. Более активные оттенки, такие как неоново-розовый, цвет фуксии и темно-розовый хороши для ванной, кухни, гостиной, прихожей.

О сновное правило применения розового цвета в интерьере - разбавляйте его другими цветами, тогда цвет не будет таким приторным. Если вы добавляете отдельные элементы декора розового, то их цвет может быть самый яркий и насыщенный. Даже один элемент такого цвета способен привлечь на себя все внимание и быть главным акцентом в помещении.

Фиолетовый цвет

Ф иолетовый цвет настраивает человека на торжественный лад, но обилие цвета может вызывать дискомфорт. Поэтому фиолетовый надо разбавлять — использование большого количества белого рядом с оттенками фиолетового сохраняет их яркость и свежесть, особенно когда комната наполнена солнцем. Светлые тона этого цвета могут визуально увеличить комнату.

В ы можете добавить комнате оттенки фиолетового с помощью аксессуаров, таких как покрывала, ковры, подушки, кисти штор. Чем более интересная у них текстура, тем более содержательным будет эффект в целом.

И спользование ярких оттенков фиолетового уместно на кухне, в ванной. Винные оттенки можно использовать в гостиной, столовой и кабинете. Спальню лучше оформлять в лавандовых и синих оттенка фиолетового цвета.

Бежевый цвет

Б ежевый цвет обладает внутренней теплотой, заряжает положительной энергией и способствует формированию душевной гармонии. Он способен расширить пространство небольшой комнаты и сделать помещение светлее в несколько раз. Он подходит для любых помещений: не бросается в глаза, сочетается с любыми цветами, может приглушить яркие оттенки и служит отличным фоном для мебели и ярких аксессуаров.

Б еж дружит с зеленым и коричневым. Для любителей теплых тонов подойдут сочетания бежевого с персиковым цветом или розовым, а для тех, кому по душе яркие краски, бежевый цвет в интерьере будет хорошим партнером для малинового или лилового.

О собенно популярен нежный беж в спальне: такой фон позволит полноценно отдохнуть и расслабиться после рабочего дня. Только не заглушайте бежевый яркими тонами – лучше подчеркните спокойными теплыми элементами декора.

Белый цвет

Б елый цвет - это цвет чистоты, мудрости и здоровья. У него множество оттенков: цвет слоновой кости, топленого молока, натурального хлопка и льна, цвет перламутра. Игра с различными оттенками поможет создать изысканную цветовую гамму в интерьере, которая не будет однообразной.

Ц ветовая гамма сочетаний может быть любой. В ансамбле с бежевыми, коричневыми, терракотовыми белый интерьер станет уютным и умиротворяющим. При добавлении ярких синих, зеленых, красных деталей – будет ярким, запоминающимся. Очень выразительно черно-белое сочетание – более стильный вариант отыскать сложно.

Б ольшое значение в белых интерьерах уделяется использованию различных материалов и фактур. Комбинации глянцевых и матовых, шершавых и гладких поверхностей, контрасты теплых и холодных материалов в интерьере приобретают особую прелесть.

Серый цвет

С ерый цвет в интерьере стал своеобразным интерьерным «мерилом люкса», успешности, стабильного достатка. Серый – прекрасный фоновый цвет, он может быть не только ахроматическим, но иметь оттенок — краски могут носить поэтические названия: белый свинец, льняной, белая жесть, известковый, пепельный, белый кремень.

К аково бы ни было сочетание цветов в интерьере, серый всегда будет уместен. Особенно выигрышно он смотрится в совокупности с теплыми тонами. Черно-белые фото или картины в стальных рамах на стенах, серебристо-серые подушки или покрывала, торшеры или бра, современные вазы либо слегка разбавят излишнюю пестроту вашего интерьера, либо добавят в него немного прохлады.

Б огатство оттенков позволяет использовать серый цвет в интерьере любого помещения: от детской до рабочего кабинета и спальни.

 

Люди стремятся создать в доме уют и комфортную атмосферу. Но их успех во многом зависит от того, какие цвета они используют при . Ведь у каждого цвета и конкретного оттенка есть свои особенности. Цветотерапия позволяет оценить влияние цвета интерьера на эмоциональное состояние человека.

Психологическое влияние цвета в интерьере

Создавая , дизайнеры непременно задумываются о том, какие цвета можно и нужно использовать в конкретном помещении. Лишь обладая знаниями о воздействии отдельных оттенков, можно с уверенностью окрашивать в выбранный цвет стены квартиры или дома. Очень часто люди обращаются к своим любимым цветам , чем негативно влияют на конечный результат. Ведь у каждого из них есть свои особенности и свои характеристики, все они оказывают специфическое и не всегда благоприятное действие на психику .

Подбирать отдельные цвета нужно с учетом целевого назначения помещения , характера и психологического состояния жильцов , а также степени освещенности. Влияние цветов в интерьере на человека во многом зависит от последнего пункта. Подбирать оттенок нужно не в магазине, а в самой комнате. Лучше всего делать это при ярком дневном и приглушенном вечернем света . Только так вы сможете оценить реальный цвет, который получится в итоге. Часто люди, выбрав конкретный оттенок, удивляются результату. Они обнаруживают, что при меньшей или большей интенсивности света меняется не только яркость, но и сам цвет. Такое, казалось бы, незначительное отклонение может сыграть очень важную роль и оказать противоположный эффект на психику человека.

Так что дизайнеры рекомендуют внимательно относиться к подбору нужного оттенка и тщательно проверять образец до начала отделочных работ. Однако перед этим нужно определиться с тем, какой же цвет необходим конкретному интерьеру. Итак, какими особенными характеристиками обладают цвета и оттенки? Все ли из них можно использовать для жилых помещений?

Красный

Его традиционно называют «цветом жизни» за сходство с кровью, но далеко не в каждый дом красный может вдохнуть эту самую жизнь и энергию . Обилие красного может негативно сказаться на нервной системе , привести к переутомлению, стрессам и даже депрессии. А вот в малых количествах и при непродолжительном контакте красный цвет весьма полезен . Он заряжает энергией, приводит в тонус и активизирует работу организма. Сердце начинает биться чаще, обостряются чувства и усиливается потребность в физическом контакте с другим человеком.

Дизайнеры советуют использовать в качестве дополнительного , придающего интерьеру сочность и яркость. Он будет отлично смотреться на кухне или в . А вот для детской, спальни или ванной лучше всего подобрать другой, менее агрессивный цвет. Впрочем, темные оттенки красного , находящиеся на грани с коричневым, придают интерьеру спальни богемную роскошь . Такую отделку не стоит сильно подсвечивать, будуар должен быть окружен загадочным полумраком.

Особенность красного заключается в том, что комнаты, в интерьере которых он используются, кажутся на несколько градусов теплее. Причина кроется в ускоренном кровообращении.

Оранжевый

Этот жизнерадостный цвет кажется уместным в любом помещении, но такой подход может привести к беспокойству, раздражительности и...ожирению. Все оттенки оранжевого заряжают позитивом , побуждают к немедленным действиям и способствуют установлению доверительных отношений. Желание общаться и делиться своими чувствами возникает даже у тех людей, которые привыкли держать «все в себе». Поэтому оранжевый уместен в интерьере и кухонь , где семьи собираются на обед и ужин.

Ещё одно достоинство (всех оттенков кроме апельсинового) - увеличение концентрации . Хотите, чтобы возросла производительность труда? Добавьте немного оранжевого цвета в . Также можно поступить и с . Важно не переусердствовать, ведь при длительном контакте и большом объеме оранжевый действует прямо противоположно .

Будьте внимательны, оранжевый усиливает аппетит , так что незаметно для себя можно набрать несколько килограмм. Если проблемы с лишним весом вас не тревожат, то кухня в этом цвете будет смотреться интересно и необычно.

Желтый

Отличный вариант для помещений, которым не хватает естественного освещения. Теплые насытят комнату светом , создадут уютную атмосферу. Этот цвет также заряжает энергией и побуждает к действиям , но в меньшей степени, чем оранжевый. Поэтому нередко можно встретить в светло-желтых тонах. Но стоит помнить о том, что такие сочетания строго противопоказаны людям , страдающим от бессонницы или нервной возбудимости . На них даже самые светлые оттенки будут влиять негативно.

Сочный желтый можно ввести в качестве дополнительного цвета как на кухню , так и в детскую комнату. Он способствует улучшению концентрации, увеличивает способности к самоорганизации, чем благотворно влияет на психику как подростков, так и взрослых людей.

Зеленый

Такие «природные» цвета благотворно влияют на самых разных людей. Зеленый успокаивает и позволяет сконцентрироваться на главном, отбросив суету и незначительные детали. Этот цвет нередко становится «базовым» для спален, кабинетов и гостиных . Его неоспоримым достоинством считается способность освежать и успокаивать одновременно. Он несет в себе глубину знаний, силу природы и полную безопасность. В интерьерах, выполненных в зеленом цвете, можно полностью расслабиться . Именно поэтому он идеально подходит как для , так и для кабинета.

К тому же оказывает благотворное влияние на нервную систему человека при длительном контакте: он избавляет от повышенной возбудимости и даже депрессий. В гостиной может использоваться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного цвета, чтобы помочь людям отвлечься от проблем и поговорить «по душам».

Голубой

Ещё один цвет, который ассоциируется с природой , также часто встречается в интерьерах. Светло-голубой способен «отодвигая» стены, поэтому он хорошо смотрится в небольших комнатах. Стоит отметить, что этот цвет лучше использовать в теплых солнечных помещениях, поскольку он обладает удивительным свойством понижения температуры . Такой эффект объясняется снижением кровяного давления у человека.

Достоинство голубого в том, что он не только повышает трудоспособность , но и отлично успокаивает. Ощущение простора и безграничного пространства позволяет отвлечься от забот, суеты и стресса, а приятная прохлада - сконцентрироваться на поставленных задачах.

Голубой часто используется в , поскольку он обладает свойством быстро и эффективно снижать тонус мышц. Этот цвет идеально подходит людям, страдающим от бессонницы , поскольку позволяет полностью расслабиться и погрузиться в бессознательное состояние.

Синий

Казалось бы, синий и голубой очень близки, но они оказывают на психику человека разное влияние. , встречаются гораздо реже. И причина в том, что малейшая ошибка в выборе оттенка может серьезно повлиять на конечный результат. Все светлые вариации подходят для оформления спальни и ванной комнаты . Они способствуют расслаблению , успокаивают и даже помогают быстрее восстановиться и заживить раны . А вот темно-синий цвет, поражающий своей глубиной и роскошью, дизайнеры советуют использовать с осторожностью. Такие оттенки при длительном контакте могут негативно влиять на психику, вызывая апатию и депрессию . Человеку, который много времени проводит в подобных интерьерах, сложно сконцентрироваться , его настигает уныние.

Фиолетовый

Мистический и загадочный редко встречается в интерьерах, поскольку с ним нужно обращаться очень осторожно . Волнующие и романтичные светлые оттенки можно увидеть в качестве акцентов в комнатах девочек-подростков, а также . Все дело в том, что такие комбинации настраивают на нужный лад, позволяют расслабиться и дать волю своим мечтам . В «малых дозах» фиолетовый способствует возникновению любовного настроения .

Более темные тона дизайнеры не советуют использовать в интерьерах, поскольку они негативно влияют на психику людей. Успокоение связано не с расслаблением мышц, а с отвлечением. Это приводит к быстрой утомляемости , снижению внимания и способности концентрироваться.

Коричневый

Этот цвет можно смело отнести к «нейтральным» , которые могут быть использованы в любых помещениях. Стоит помнить о том, что темные и светлые оттенки по-разному влияют на восприятие размеров помещения, поскольку на примере это особенно заметно. Отлично подходит как для интерьера спальни , так и для отделки кухни.

Этот природный цвет дарит уверенность в себе, чувство защищенности и стойкости . Он отлично подойдет тем людям, которые хотят стать более решительными и самодостаточными. К тому же коричневый цвет отлично успокаивает , помогает справиться с нервными потрясениями и стрессом.

Черный

Этот цвет всегда можно встретить в , фотографии которых публикуют в глянцевых журналах. Но подойдет такое оформление квартиры далеко не каждому человеку. Каким бы притягательным, загадочным и манящим ни был черный цвет, он все же создает «давящую» и напряженную атмосферу.

Дизайнеры рекомендуют использовать его в умеренных количествах и только в качестве дополнительного цвета. Благодаря высокой контрастности черный может стать идеальным способом расставить акценты и подчеркнуть все самое важное. В малых количествах он придаст интерьеру изысканную элегантность , а в больших может создать напряженную и дискомфортную атмосферу в помещении.

Белый

Достоинства белого цвета можно, кажется, перечислять бесконечно. Он не только заряжает позитивом и пробуждает желание жить , но и выгодно изменяет восприятие помещения. Белый цвет - лучший способ увеличить пространство , сделать его более легким и «чистым». Он часто используется в качестве фонового в самых разных помещениях от спальни до прихожей, часто . Многочисленные сочетания могут заметно изменить общее восприятие цветов. Так, например, классический , где последний цвет используется в качестве фонового, в результате приводит к созданию стильного, но светлого интерьера.

К тому же , подсознательно убеждает в качестве и безопасности блюд, их соответствии санитарным нормам. Этим свойством активно пользуются рестораторы.

И все же существуют определенные ограничения. Так, например, обилие белого цвета в детской и спальне - не лучший вариант. Холодный и не дополненный яркими акцентами, он будет смотреться скучно и даже немного угнетающе.

Серый

Этот универсальный цвет отлично смотрится в сочетании с другими, более яркими и насыщенными цветами. Он выступает в качестве идеального фона , позволяющего облагородить даже самую небольшую комнату со скромной отделкой. Нейтральный серый подойдет для любого помещения : от кухни до гостиной. Этот цвет способствует успокоению и поиску гармонии.

Впрочем, без дополнительных цветов от может показаться слишком скучным и однообразным, вызвать уныние и апатию . Поэтому дизайнеры рекомендуют «разбавлять» его яркими оттенками .

Что такое цветотерапия?

Влияние цветов на организм человека уже давно перестало быть мифом. За загадочным понятием «цветотерапия» скрывается целое медицинское направление , которое изучает влияние различных цветов на психоэмоциональное состояние человека . Но как формируются определенные зависимости? Одни развивались и укоренялись тысячелетиями и никак не связаны с историей конкретной личности. Так, например, красный цвет повышает кровяное давление , увеличивает сердцебиение и приводит весь организм в тонус. Причина в том, что многие тысячелетия красный цвет символизировал вызов (извержения вулканов, пожары и прочее). Но существуют и отдельные «условные рефлексы», которые формируются у отдельного человека из-за его позитивного или негативного жизненного опыта. Влияние цвета на психику человека в интерьере может быть очень сильным, поэтому подбирать оттенки нужно тщательно и аккуратно.

Как влиять цветом на физическое и психоэмоциональное состояние человека?

Правильный подбор цветов для определенных помещений позволит создать комфортную атмосферу для отдыха и для работы. «Вводить» в интерьер определенные оттенки следует лишь убедившись в том, что они действительно оказывают нужный эффект на конкретного человека.

Чтобы создать уютный и стильный интерьер, который будет благотворно влиять на организм человека, его психоэмоциональное состояние и жизнь в целом, необходимо обратить внимание на цветовую гамму.

Цвет в интерьере очень влияет на настроение человека. Различные цвета не просто вызывают психологическую реакцию у человека, но и подчеркивает настроение, создает атмосферу во всем доме. Рассмотрим основные цвета и их влияние на человека.

Красный . Этот цвет относится к теплому, яркому, живому, беспокойному. Он символизирует опасность или запрет. В интерьере красный цвет убыстряет работу организма, создает напряжение, ускоряет дыхание. При длительном воздействии утомляет. Чаще всего для своего интерьера красный цвет выбирают эмоциональные люди. Замкнутые люди выбирают пастельные оттенки красного.

Оранжевый. Данный цвет в интерьере воспринимается более спокойно, чем красный. Оранжевый цвет вызывает чувство благополучия.

Розовый. Это цвет нежности, мягкости, женственности. В интерьере розовый цвет рождает ощущение слабости. Он подходит не каждому.

Желтый. Этот цвет побуждает к работе головной мозг, положительно действует на зрение, нервную систему. Он долго сохраняется в памяти, привлекает внимание. В интерьере желтый цвет менее утомляет. А вот лимонный оттенок желтого цвета – отталкивает.

Золотистый. Такие цвета в интерьере показывают склонность к власти, главенство над другими. Золотистый цвет прибавляет солидности, уверенности, стабильности. Он указывает на престиж и богатство.

Зеленый . Данный цвет снижает боль, успокаивает, снимает усталость. В интерьере зеленый цвет используют уравновешенные и спокойные люди. В сочетании с желтыми оттенками, зеленый цвет оживает и становится более активным. Оливковый приглушает чистый цвет и вызывает успокаивающий эффект. Зеленый цвет идеально подходит для кухни, а оливковый цвет подойдет для спальни.

Голубой. Он успокаивает, расслабляет мускулы, замедляет дыхание, пульс.

Синий. Он дает ощущение силы и гармонии. Успокаивает нервную систему. В интерьере синий цвет может вызвать спад работоспособности. Но с другой стороны этот цвет вызывает стремление к чему- то бесконечному, сверхчувственному, чистому.

Фиолетовый. Данный цвет считается тяжелым. Он может угнетать и плохо влиять на нервную систему. В интерьере этот цвет применяют люди в период нестабильной ситуации. Впрочем, фиолетовый цвет можно активизировать, дополнив его зеленым цветом.

Коричневый. Практически у всех он вызывает ощущение реальности, стабильности. В интерьере коричневый цвет любят люди с устойчивым положением, хотя этот цвет считается тяжелым. Для снижения возбудимости рекомендуется коричневая гамма в интерьере.

Черный. Этот цвет великолепен при взаимодействии с другими цветами. У человека, в чистом виде вызывает чувство бесперспективности.

Белый. Это чистота и успокоение. Чаще всего белый цвет рекомендуют использовать в качестве дополнительного оттенка к другим цветам.

Серый. Данный цвет служит признаком солидности и благородства.

Семь цветов радуги окружают нас в повседневной жизни, раскрашивая нашу реальность в различные оттенки и тона. Основные цвета радужного спектра соответствуют семи музыкальным нотам и привносят в наше сознание определённые эмоциональные краски так же, как воздействует на нас музыка. Влияние цвета на психику человека уже давно не является тайной мироздания. На основе данных, полученных учёными, создано научное течение - цветоведение и связанные с ним цветотерапия и цветопсихология.

Влияние цветов основного спектра на человека

В течении своей жизни, в разных ситуациях, мы сами можем наблюдать, как цвет влияет на человека, изменяя его внутреннее состояние и даже внешность. Сначала рассмотрим самое простое, что мы может вынести из своего жизненного опыта - влияние цвета на настроение человека.

Красный цвет

Первый в радужном спектре. Красный цвет возбуждает, подталкивает к действию, заставляет предпринимать что-то. Женщины, желающие привлечь к себе внимание сильного пола, выбирают в качестве своих парадно-выходных нарядов платья красного цвета. Особенно высоко ценится алое платье - цвета крови. Оно возбуждает, соблазняет, западает в мужскую душу, притягивает и манит - алый цвет ассоциируется с поверженной добычей и первой брачной ночью. Мужчины - охотники, алый цвет красного платья привлечет к своей хозяйке настоящего добытчика и мужчину. Красный цвет согревает, действует благоприятно в интерьере комнаты, вызывая ощущение мягкого тепла летнего вечера, даже если не включено отопление. Красное постельное бельё не вызовет желания уснуть, лишь только коснувшись головой подушки. А избыток красного цвета приводит к агрессии и гневу.

Оранжевый цвет

2-ой цвет в радуге. Он весёлый и тёплый, как майский ветерок. Обещает лёгкое будущее и дарит сознанию ощущение свободного парения. Это цвет радости и оптимизма. Он способствуют получению удовлетворения от окружающего мира и от всей жизни, несмотря на любые перипетии. Устраняет депрессии и страхи, а также повышает аппетит. Злоупотребление оранжевым цветом в интерьере кухни или столовой может привести к лишнему весу. Правда, человек будет всё равно собой доволен.

Жёлтый цвет

Стоит в радуге 3-им. Цвет солнечного тепла и вечной молодости. Если жить в жёлтом интерьере, то можно надолго сохранить молодую и подтянутую кожу, потому что этот цвет обладает такой уникальной способностью, как растворять все заботы, неприятности и стрессы в себе, поглощая их полностью. В йоге используется такая асана, когда практикующий йогу человек садится в позу лотоса и представляет себя под лучом насыщенного жёлтого цвета, пронизывающего всё существо. Эта асана помогает сохранить молодыми внутренние органы человека, воздействуя на них на клеточном уровне.

Зелёный цвет

В радуге идёт сразу за жёлтым. Цвет спокойствия и умиротворения. Способствует расслаблению мышц и сознания человека. Снимает напряжение внутренних тканей организма. Он успокаивает психику и даёт ощущение удовлетворённости жизнью. Это основной цвет Природы - цвет зелени, лета и плодородия.

Голубой цвет

5-ый цвет радужного спектра. Цвет неба и всей нашей планеты, летящей в холодном космическом пространстве. Цвет прохлады и покоя. Символизирует собой бесконечность, создаёт ощущение чистоты, охлаждает пыл и страсти. Способствует внутреннему спокойствию.

Синий цвет

Предпоследний цвет радуги. Символизирует завершённость и умиротворение, спокойствие и холодность, сдержанную радость от достигнутого результата. Успокаивает и уравновешивает психику человека. И способствует уменьшению аппетита - желающие похудеть используют для трапезы посуду глубокого синего цвета.

Фиолетовый цвет

Последний, 7-ой цвет радуги. Цвет высшей радости, цвет духовной силы, познания духа, вдохновения. Это цвет души. Его воздействие на психику человека сродни молитве для души. Наивысшая радость от познания собственной духовной силы. Оказывает дренажное воздействие на лимфу в организме человека, застой которой приводит к необратимым для здоровья последствиям, плоть до онкологии.

Как цвета влияют на состояние человека

Влияние цвета на состояние человека использовалось ещё художниками Возрождения, когда те писали свои нетленные шедевры. Флаги государств и стяги рыцарей имели и имеют цветовое решение, побуждающее к действию. Крестьянки в средневековых замках закутывали своих младенцев в красные пледы и шали, чтобы дитя не мёрзло в холодных условиях каменных стен. Белый цвет по сей день предпочитают невесты, как символ чистоты и невинности. А зелёное знамя ислама говорит о том, что мусульманская вера обязана нести мир в души людей и в отношения государств.

Как цвета влияют на психологию человека

Психологическое влияние цвета на человека столь велико, что психологи уже дают советы для интерьерного решения жилища. Благодаря выбору правильного цвета в интерьере комнаты, можно добиться усиления тех задач, для которых предназначено то или иное помещение. Например, кабинет для творческой личности можно оформить в красно-фиолетовых тонах, чтобы ему легко работалось и вдохновение не покидало. Спальня молодожёнов должна быть красной, а опочивальня для супругов с большим семейным стажем может быть зелёной. Оранжевая или жёлтая гостиная подарит всем членам семьи чувство радости от совместного общения, а вот столовая может быть оформлена в оранжевых тонах только в том случае, если все члены семьи имеют отличный метаболизм. Голубая ванна даст покой и отдохновение, а также ощущение чистоты. А кухня пусть будет синей, чтобы хозяйка сохраняла спокойствие при готовке ужина и сама не объедалась до того, как все сядут за стол.

Какое влияние оказывают цвета на здоровье человека

Влияние цвета на здоровье человека эффективно используется в таком медицинском направлении, как цветотерапия. Основное воздействие цветов происходит в строго определённом направлении - в отношении отдельно взятых систем организма человека.

  • Красный цвет активизирует движение крови в кровеносной системе, повышает давление, воздействует возбуждающе на нервную систему, стимулирует сердечную мышцу и всю мышечную ткань человека. Благоприятно воздействует на половую систему и печень человека. Действует как допинг.
  • Оранжевый цвет улучшает пищеварение и сердечную деятельность, укрепляет силу духа и лёгкие, помогает сохранить молодость кожи и раскрепоститься, уничтожая чувство неуверенности и подавленности.
  • Жёлтый цвет очень полезен для зрения и пищеварения, дарит приподнятое настроение и энергию, омолаживает организм изнутри, поворачивая время вспять для каждого внутреннего органа. А также оптимален для деятельности мозга, увеличивая его умственные способности и функции памяти.
  • Зелёный цвет восстанавливает нервную систему и остроту зрения, снижает кровяное давление, расширяя капилляры и сосуды головного мозга. Отлично справляется с мигренью и бессонницей.
  • Голубой цвет положительно воздействует на дыхательные пути, нервную систему, зрение, успокаивает дыхание и сердцебиение, имеет жаропонижающее и спазмолитическое действие, успокаивает боль и борется с бессонницей.
  • Синий цвет уменьшает аппетит, обладает антисептическим и бактерицидным действием, успокаивает нервную систему, снижает тонус мышц и уничтожает очаги воспалительных процессов в организме.
  • Фиолетовый цвет лечит душу, восстанавливает самооценку, стимулирует лимфатическую систему и прямо воздействует на селезёнку.

В общем, влияние цвета на человека в презентации не нуждается - мы можем испытать воздействие цвета ежедневно в нашей жизни. Помните об этом, когда будете подбирать себе наряд для выхода в пятничный вечер.