Бог тюр в скандинавской мифологии. Тюр, Тир или Тив (Týr, также Ziu) - однорукий бог воинской доблести, бог космического закона и порядка. Происхождение Тюра, интерпретация образа

Мифология разных народов отличается, но при этом есть схожие мотивы. Верования людей того времени основывались на многобожии и у каждой значимой фигуры древнего скандинавского пантеона были свои особенные задачи, которые выполняли во благо или во вред обычного народа.

Скандинавские боги

Мифология скандинавов имеет связь с викингами, воинами и конунгами, которые создавали богов и историю. К тому же климатические условия того времени позволяли людям заниматься земледелием и скотоводством. История скандинавских богов делит их на две основные группы: покровители войны и земли. Они во многом схожи с обычными людьми, так у них есть и положительные, и отрицательные качества.

Бог Один в скандинавской мифологии

Главным и верховным богом скандинавского пантеона был Один, которого называли отцом богов, воином, мудрецом и ведуном. Его считали покровителем войны и победы. Современные исследователи считают, что скандинавский бог Один управлял аристократией.

  1. К особым символам этого божества относят Валькнут («узел павших»), который олицетворял воинов, павших в битвах.
  2. У Одина есть несколько характерных атрибутов, например, гунгнир – копье, которое никогда не промахивалось. Его выковали для бога темные альвы. Верховный бог в скандинавской мифологии имеет и другой знаменитый атрибут – семиногий конь, который передвигался быстрее ветра.

Бог Локи в скандинавской мифологии

Популярный скандинавский бог, который является ярким и пафосным персонажем – Локи. Он был уникален тем, что жил с асами в Асгарде, но он происходил из другого рода. Скандинавский был обманщиком и хитрецом и его приняли другие за его ум и изворотливость.

  1. Он всегда находился в поиске и ему были интересны тайны Вселенной.
  2. Локи является мстительным, завистливым и бесчестным.
  3. В предсказаниях указывается, что Локи будет биться на стороне Хель против асов и умрет он в борьбе с Хеймдалем.
  4. Есть предположение, что Локи является производным от древнеисландского слова, которое означает «запирать или завершать». В другой версии это скандинавское божество сближено с культом медведя и волка.
  5. Изображение Локи можно найти в «Младшей Эдде», где его представляют невысоким и красивым с длинными волосами и бородой.
  6. Он является главным виновником смерти Бальдра, поскольку он подложил его брату ветку, которую тот выпустил и поразил бога весны.

Бог Тор в скандинавской мифологии

Один из самых популярных богов, который был покровителем грома и бури является . Он приходился сыном Одину и Ерде. Он занимал вторую позицию по значимости после Одина. Представляли его с большой бородой рыжего цвета. Тор обладал могучей силой и любил ею мериться со всеми. Многие были наслышаны огромным аппетитом этого бога.

  1. Скандинавский бог Тор имел волшебное снаряжение – молот и железные рукавицы, без которых нельзя было удерживать рукоятку раскаленного орудия. Был у него и пояс, который удваивал силу. С таким снаряжением Тор считался непобедимым.
  2. Он передвигался по небу на бронзовой колеснице, которую тащили два козла. Тор мог в любое время съесть их, а затем, при помощи своего молота воскресить останки.
  3. Скандинавская мифология описывает, что Тора часто сопровождал хитрый Локи, который держался за его пояс.
  4. Считают его главным защитником от врагов, так он мог обратить силы недругов против них самих. Своей энергетикой он может очищать окружающее пространство от негатива.
  5. Считают Тора помощником рабочих и крестьян.

Бог Тюр в скандинавской мифологии

Покровителем правосудия и рационального мышления был Тюр или Тиу. Скандинавы называли его богом истинной веры. Он приходился сыном Фригг и Одину. Тюра считали еще богом битвы. Скандинавы тесно связывали культ этого бога с Одином, так, например, обоим в жертву приносили повешенных.

  1. Германо-скандинавская мифология представляет Тюра одноруким богом воинской доблести, который хранит воинские правила и покровительствует поединкам.
  2. Согласно некоторым версия Тюр мог изначально быть богом неба, полномочия которого потом перешли к Одину и Тору.
  3. В мифе, описывающим обуздание волка Фенрира, бог Тюр для того, чтобы подтвердить, что надетая на животное цепь не принесет ему вреда, положил ему в пасть свою правую руку, которую тот откусил. Отсюда и пошло название «однорукий».

Скандинавский бог Видар

Сыном Одина и великанши Грид был бог мщения Видар. Его цель – отомстить за своего отца, чьей проекцией он является. Герои скандинавской мифологии имели несколько обязательств, и Видар не является исключением, так его считали еще богом безмолвия и помощником в кризисных ситуациях.

  1. Согласно преданиям в день гибели богов огромный фолк Фенрир поглотит Одина, но после этого его убьет Видар. Его часто представляют, как струю воду, а волка огнем.
  2. Древние скандинавы считали, что этот бог является олицетворением девственного леса и сил природы.
  3. Жил Видар в Ландвиди (далекой земле), где в густом лесу находился чертог, украшенный ветками и цветами.
  4. В скандинавской мифологии представляют Видара высоким красавцем, который был облачен в железные доспехи. На поясе у него находился меч с широким лезвием. Обут он в железные или кожаные башмаки, которые должны были служить защитой от волка Фенрира, которого тот с успехом одолел. Стоит сказать, что в мифах упоминается только об одном башмаке.
  5. Считается, что Видар после смерти Одина займет его место и будет править новым миром.
  6. Скандинавы воспринимали Видара, символом обновления природы. Они считал, что вместе с ним вместо старого приходит что-то новое и прекрасное.

Скандинавский бог Хед

Одним из сыновей Одина и Фригг был Хед, который являлся богом тьмы. Он был слепым, мрачным и молчаливым, как считали, скандинавы олицетворением мрачности греха. В преданиях сказано, что Хед находится в Хель, где он ждет наступление Рагнарек (дня, когда все боги погибнут). Согласно преданиям он вернется в мир живых и встанет в ряды новых божеств, которые начнут править миром.

О нем не известного много информации, но мифы скандинавских богов описывают историю, как Хед убил своего родного брата Бальдра, который был богом весны. Фригг знала о том, что ее сын Бальдр вскоре умрет, поэтому она взяла обещание со всего существующего на земле, что могло навредить парню, за исключением побега омелы, которая казалась абсолютно безопасной. Этим воспользовался Локи, который взял ветку растения и вложил ее в руки слепого Хеда, и тот выстрелил из лука и случайно убил своего брата.


Богини скандинавской мифологии

Рядом с сильными богами находились и представительницы прекрасного пола, которые ничем им не уступали и имели широкий спектр обязанностей. Скандинавские мифы стали основой и вдохновением для многих мыслителей, военных и поэтов. Божественные персонажи того времени используются и в современной индустрии кино и развлечений. Многие язычники обращаются к скандинавским божествам до сих пор, например, скандинавская богиня Фрейя помогает людям в разных начинаниях. Считается, что скандинавская мифология стала символической основой для многих религиозных течений.

Богиня Фрейя скандинавская мифология

Покровительницей плодородия, любви и красоты была богиня Фрейя, которая к тому же являлась валькирией. Вместе с Одином они переходят в разные миры, собирая души, поэтому их еще называли божествами-шаманами. Имя «Фрейя» переводится, как госпожа или хозяйка дома.

  1. Представляли скандинавы ее красивой женщиной с длинными волосами золотого цвета и голубыми глазами.
  2. Богиня любви в скандинавской мифологии передвигалась на колеснице, в которую были запряжены две кошки.
  3. Она имела ценное украшение – янтарное ожерелье, которое получила за четыре ночи любви с карликами и они символизировали собой четыре стихии.
  4. Скандинавская богиня красоты обладала магическими силами, а надевая соколиное оперение, она могла летать.
  5. Фрейя была замужем несколько раз, но все ее мужья погибли или столкнулись с другими несчастьями.
  6. Обращались к богине люди, которые хотели освятить новое дело. Она позволяла раскрыть свой энергетический потенциал для . В дар ей приносили мед, цветы, выпечку, фрукты и разные украшения.

Богиня Фригг в скандинавской мифологии

Верховной богиней, которая была связана брачными узами с Одином, являлась Фригг. С того времени возник социальный статус для женщин, которые имели вес в обществе.

  1. Скандинавская богиня Фригг обладала обширными знаниями и могла рассказать о прошлом, настоящем и будущем.
  2. Она имеет отношение ко всему, что в той или иной мере связано с семьей. Фригг помогала создавать, сохранить и уберечь от разных невзгод семью. Способствовала она и беременности. Считали ее покровительницей супружества и материнской любви.
  3. Скандинавская мифология представляла богиню высокой, красивой и статной женщиной, на голове которой находился убор из перьев цапли, а эту птицу считали символом молчания. Одежда у нее белого цвета, а еще был пояс из золота, с которого свисали ключи.
  4. Богиню часто представляли с прялкой, с помощью которой она делали нити, используемые в дальнейшем норнами для плетения человеческих судеб.

Скандинавская богиня Соль

Персонификацией солнца в мифологии скандинавов была богиня Соль или Суль. Считается, то она освящает мир магическими искрами, которые появляются из огненной земли. Согласно предсказаниям в день, когда произойдет конец света ее проглотит волк Сколь.

  1. Богиня Соль обладала способностью благословлять умирающих людей.
  2. У нее было два коня, впряженных в колесницу, на которой она передвигалась.
  3. Скандинавы считали Соль источником жизни, света и победы.
  4. Цвет этой богини – золотой, который олицетворяет солнце, но также ее представляли и в белых одеяниях.

Скандинавская богиня Эйр

В мифологии скандинавов за помощь людям и целительство отвечала Эйр, которая могла вылечить любое заболевание и раны. Согласно старинным преданиям девушке, которая сможет подняться на гору Лифья, удастся справиться со всеми болезнями.

  1. Богиня Эйр появилась из девятого соска Аудумлы и ее считают одной из старших богинь.
  2. Сначала она враждовала с асами – мужчинами-богами, но позже ей стали покровительствовать Тор и Хед.
  3. Жрицы перед тем, как явиться перед богиней-целительницей, должны были не употреблять мясо и фрукты, а еще не пить молоко и алкогольные напитки.
  4. В древних представлениях Эйр была девственницей.

На волне популярности фильмов от студии Marvel о приключениях бога Тора возрос интерес к скандинавской мифологии в целом. Среди богов северного пантеона есть немало интересных персоналий. В этой статье мы поведаем о Тире. Уделим внимание и одноименному финикийскому городу, чтобы напомнить: созвучные названия и имена в истории не всегда связаны между собой.

Происхождение Тира

Существуют разные версии произношения имени этого бога, но чаще всего встречается форма Тюр или Тир. В некоторых германских племенах его называли Зиу или Тиваз, а в латинизированном варианте - Тиус. В скандинавской мифологии бог Тир - это сын верховного божества Одина или великана Гимира.

Имя Тир этимологически связано со многими другими однокоренными именами небожителей (Тор, Туисто, Зевс, Дионис, Диевас), а также с латинскими и санскритскими словами, обозначающими божеств - Деус и Дэва. Такое имя свидетельствует о том, что когда-то Тир в небесной иерархией находился на вершине пантеона и, скорее всего, был богом небес в ранних скандинавских мифах. Затем с этого места его сместил Один. Из-за чего именно произошла такая перемена в верованиях, современным историкам и культурологам неизвестно. Существует версия, что это как-то связано с мифом о пленении Фенрира, из-за чего Тир лишился руки, а другие боги стали потешаться над ним.

Порождения Ангрбоды

В скандинавской мифологии наиболее яркий эпизод с участием бога Тира относится к укрощению чудовищного волка Фенрира (порождение бога хитрости и коварства Локи и великанши Ангрбоды). Всего Ангрбода родила Локи троих детей, если чудовищ, конечно, можно назвать детьми:

  • Змея Ермунганда, который вырос настолько большим, что опоясал всю Землю и все остальные миры. Он обитает на морском дне и поднимется на сушу, когда настанет рагнарек (конец света).
  • повелительницу царства мертвых. Наполовину она дева с прекрасным обликом, но другая половина ее тела — полуразложившийся труп. Во время рагнарека она поведет армию мертвецов на живых.
  • Волка Фенрира. Яростный зверь был пленен асами и ожидает своего часа. Во время конца света он сразится с верховным богом Одином и убьет его. Сам же погибнет от руки Видара.

Пленение волка Фенрира

Изначально Фенрир не считался опасным и был взят асами в Асгард на воспитание. Волк рос диким и сильным, он никому не давал кормить себя, кроме бога Тира, отчего случившаяся позже история становится еще более драматичной. Асы, осознавая, что Фенрир представляет собой существенную угрозу, решили заковать его в цепи. Первые две попытки были безуспешны: Фенрир разорвал прочные и могучие цепи: Лединг и Дроми. Тогда асы решили пойти на хитрость и воспользоваться магией. Третью цепь, названную Глейпнир, выковали гномы, создав ее из женской бороды, шума кошачьих шагов, птичьей слюны, медвежьих жил, горных корней и рыбьих голосов. Эта цепь получилась мягкой и легкой, словно лента.

Увидев Глейпнир, Фенрир сразу заподозрил неладное, но согласился заковать себя только при условии, что кто-либо из асов положит руку ему в пасть в знак доверия. И именно доблестный бог Тир, кормивший его еще щенком, согласился на этот шаг, зная, на что идет. Когда Фенриру не удалось освободиться, он откусил лежавшую у него в пасти кисть Тира. С тех пор Тир зовется Одноруким.

Бог воинской доблести

Однорукий бог Тир в северной традиции стал примером доблести и настоящей воинской чести. Эпизод с откушенной рукой символизировал умение отвечать за свои слова и служил примером ответственности за свои поступки. Эти качества делают Тира не только богом войны и сражений, но и справедливости. Для древних скандинавских и германских племен эти два понятия были неразрывны.

Считается, что Тиру соответствует в римской мифологии бог войны Марс. Подтверждением этому служат названия дней недели: английское Tuesday и норвежское Tirsdag соотносятся с латинским Martis. Также Тиру-Тивазу соответствует изображающаяся в виде стрелы, направленной в небо. Эту руну ассоциируют с мужским началом, разрушительной силой и способностями атаковать и защищать.

Другой Тир: город, а не бог

Если где-то вам попадется упоминание о древнем городе Тире, то знайте, что к богу Тиру из скандинавской и германской традиции он не имеет никакого отношения. Это древний финикийский город, находившийся на территории современного Ливана на берегу Средиземного моря. Его история началась за два тысячелетия до нашей эры.

Какой бог почитался в Тире?

В этом финикийском городе несколько божеств почитались превыше остальных. Для жителей Тира самым значимым был Усоос — бог-мореплаватель, который по легенде и стал его основателем. Считалось, что до появления Усооса Тир был островом и дрейфовал по морю, а бог заставил его застыть, принеся в жертву животное (чаще всего в легендах упоминается орел).

Но еще более важным, чем отец-основатель Усоос, для тирян был бог Мелькарт, также почитавшийся как покровитель мореплавания. Считается, что именно Мелькарт стал для древних греков прообразом Геракла: финикийские мифы об этом божестве содержат немало сюжетов как две капли воды схожих с греческой гераклиадой. В Тире стоял храм, посвященный Мелькарту, воздвигнутый одним из царей. Со временем финикийцы становились все более искусными в морском деле и все более чтили своего покровителя. Бог мореплавания превратился также и в бога колонизации. Современный пролив Гибралтар финикийцы назвали Мелькартовыми столбами, считая, что именно он помог мореходам туда добраться. Интересно, что греки назвали прибрежные скалы Геракловыми столбами, приписывая этому герою создание самого пролива путем раздвигания гор в стороны.

ТЮР ТЮР

Тиу (др.-исл. Туг, зап.-герм. Tiu, вероятно, от древнегерм. Tlwas; отсюда tivar, одно из обозначений понятия «боги» в др.-исл. языке), в германо-скандинавской мифологии бог; у саксов и англов обозначался как Сакснот (Saxnot). В генезисе Т. - индоевропейский бог, этимологически соответствующий греческому Зевсу - Диаусу. Это свидетельствует о том, что Т. был первоначально богом неба. Тацит описывает Т. под именем Марса, что указывает на его военные функции. Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде» говорит, что Т. мудрый и самый смелый, его призывают в бою и поединках; один из кеннингов (поэтических иносказаний) Т. - «бог битвы». В мифе об обуздании богами чудовища-волка Фенрира («Младшая Эдда») Т. в подтверждение того, что надетая богами на Фенрира цепь не принесёт ему вреда, кладёт в пасть волку свою правую руку, которую Фенрир сразу же откусывает (отсюда эпитет Т. - «однорукий»). В мифе о походе Тора к великану Хюмиру за котлом для пива Т. сопровождает Тора и назван сыном Хюмира (в других источниках он, как все основные асы, считается сыном Одина). В последней битве перед концом мира (см. Рагнарёк ) Т. сражается с демонским псом Гармом, и они убивают друг друга. Возможно, что в этом мифе Гарм вытеснил Фенрира, так как с последним в этой битве сражался Один. В скандинавской мифологии Один, несомненно, очень потеснил Т. и как небесного, и как военного бога, но если Один - бог военной магии, то Т. сохранил функции, связанные с военным правовым обычаем. В кеннингах Одина часто фигурирует (в порядке сравнения) имя Т. Тиу - Тюра иногда отождествляют с германским божеством Ирмином. Близким аналогом Т. является кельтский бог Нуаду, также вооружённый мечом и однорукий.
Е. М.


(Источник: «Мифы народов мира».)

ТЮР

в германо-скандинавской мифологии бог неба, воины и воинских правил

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Синонимы :

Смотреть что такое "ТЮР" в других словарях:

    ТЮР, в скандинавской мифологии одно из верховных божеств, бог войны, сражающийся с хтоническими силами. Изображался одноруким, поскольку правую руку Тюра откусил волк Фенрир (см. ФЕНРИР), когда на него налагали оковы боги асы (см. АСЫ (боги)). В… … Энциклопедический словарь

    В скандинавской мифологии одно из верховных божеств, бог войны, сражающийся с хтоническими силами. Изображался одноруким, поскольку правую руку Тюра откусил волк Фенрир, когда на него налагали оковы боги асы. В последней битве богов Тюр убьет… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 бог (375) боги войны (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Германо скандинавская мифология Асы (боги и богини) боги: Даг, Деллинг, Мейли, Риг, Андхримнир, Бальдр, Бёр, Браги, Бури, Вали, Ве, Видар, Вили, Квасир, Лодур, Магни, Моди, Од … Википедия

    Тюр - 1. Мужская, парадная половина в татарском сельском доме (1). 2. Широкие нары рядом с печью в избах (1) татар мишарей. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

    Тюр як - Основная, жилая часть четырехстенной башкирской избы (1), отделенная от хозяйственной части занавесью. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

    Тюр - Тиу в герм. сканд. миф. бог; у саксов и англов обозначался как Сакснот. В генезисе Т. индоевроп. бог, этимологически соотв. греч. Зевсу Диаусу. В последний битве перед концом мира Т. сражается с демонским псом Гармом, и они убивают друг… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Тюр - (герм., сканд.) – бог войны и сражений, сын Одина (вариант: великана Хюмира). В мифе об обуздании богами чудовищного волка Фенрира Т. положил правую руку ему в пасть в залог того, что надетая богами на Фенрира цепь не принесет ему вреда. Поняв,… … Мифологический словарь

    Характеристика Длина 15 км Бассейн Пур Бассейн рек Пур Водоток Устье КАР … Википедия

    Коммуна Тюр (город в Германии) Thür Герб … Википедия

Книги

  • , Юрий Вронский. Исторические повести о приключениях Кукши из Домовичей стали основой для знаменитого фильма "И на камнях растут деревья" . Приключения Кукши - варяжского пленника, затем раба, вора, а затем -…
  • Слепец. Мистическая элегия , Юра Тюр. СЛЕПЕЦ – мистическая элегия, песнь самой души, звуки поиска истины и интимного прозрения. Поэтическое признание о самых сакральных темах человеческих взаимоотношений. Он и Она, в их…

Тюр (Тиу или Циу) был сыном Одина, согласно мнению некоторых мифологов, его матерью была Фригг, богиня богинь, по другой версии, безымянная великанша, олицетворявшая бушующее море. Он считался богом битвы и был одним из двенадцати главных богов в Асгарде. Хотя у него не было особого чертога, он занимал один из двенадцати престолов в большом зале в Глядсхейме, и его с радостью приветствовали в Вингольве и в Вальхалле.

Зал Глядсхейма из золота сделан,
двенадцать престолов златых стоят там кругом,
и самый высокий из них - Одина трон.
(Мэтыо Арнолд. Смерть Бальдра)

Народы Северной Европы обращались к Тюру, богу смелости и битвы, так же как и к Одину, с просьбой о даровании победы. То, что в пантеоне богов Тюр занимает следующее после Одина и Тора место, доказывает тот факт, что имя Тиу присвоено одному из дней недели, дню Тиу, который в современном английском стал вторником. Под именем Циу Тюр был главным божеством швабов, которые первоначально назвали свою столицу, современный Аугсбург, Цизбургом. В обычае здесь было поклонение мечу, главному атрибуту этого бога, в его же честь исполняли танцы с мечами. Иногда танцующие становились в две шеренги, скрещивали мечи остриями вверх и призывали самого смелого прыгнуть через них. В других случаях воины соединяли свои мечи остриями вместе, образовывая тем самым розу или колесо, а после этого приглашали своего предводителя встать в центр фигуры, сформированной из ровных, сверкающих лезвий мечей, после чего с ликованием вносили его в лагерь. Острие меча считалось настолько священным, что в обычае было произносить на нем клятвы.

Руны победы,
коль ты к ней стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!
(Речи Сигдривы. Переводчик неизвестен)

Как считали древние жители Северной Европы, Тюр, чье имя ассоциировалось со смелостью и мудростью, имел в своем подчинении белоруких дев валькирий, помощниц Одина. Они полагали, что именно Тюр выбирал воинов, которые должны были быть перенесены в Вальхаллу, с тем чтобы в последней битве прийти на помощь богам.

Бог Тюр отправил
Гондуль и Скегуль
Народа Ингвов
Конунга выбрать,
Чтобы с Одином он поселился
В Вальхалле просторной.
(Р. Б. Андерсен. Мифология народов Северной Европы)

Тюр и Фенрир

Тюр обычно представляется одноруким, так же как Один одноглазым.

Когда асы заманили Фенрира Волка, чтобы надеть на него путы Глейпнир, тот не поверил, что его выпустят, пока ему в пасть не положили как залог руку Тюра. А когда асы не захотели отпустить его, он откусил руку в том месте, которое называется "волчий сустав".

В последней битве Рагнарёк Тюр не встретится с Фенриров, уступая его Одину. Однако ему приготовлен достойный противник - "Гарм, лучший пес":

Тут вырывается на свободу пес Гарм,
привязанный в пещере Гнипахеллир.
Нет его опасней. Он вступает в бой с Трюмом,
и они поражают друг друга насмерть".
(Младшая Эдда. Видение Гюльви)

Поклонение Тюру

Отличительной чертой культа этого бога среди франков и других народов Северной Европы являлось то, что священнослужители, которых называли друидами или годи, приносили человеческие жертвоприношения на алтарь этому богу. Сначала над жертвами убивали орла, предварительно вытянув ему крылья. Затем по обеим сторонам позвоночника жертвы делали разрезы, выворачивали ребра, обнажая при этом внутренности и вырывая их из тела. Конечно же, подобным образом обращались только с военнопленными, и среди народов Северной Европы считалось особой честью выдержать эту пытку без стонов. Эти жертвоприношения производились на грубых каменных алтарях, называвшимися дольменами, которые все еще можно увидеть в Северной Европе. Так как считалось, что Тюр был покровителем меча, то полагали необходимой гравировку его знака или руны на лезвие каждого меча. По свидетельствам Эдды, этот обычай считался обязательным для тех, кто хотел одержать победу.

Поклонение Тюру осуществлялось в разных местах (например, в Тюбингене, в Германии), где имя его было несколько изменено. Его имя также носит растение аконит, известное в странах Северной Европы как "шлем Тюра".

В германо-скандинавском пантеоне бог Тюр занимает особое место, ведь есть немало фактов, свидетельствующих о том, что он был известен почти всем народам Северной Европы, и, вероятно, восходит к единому индоевропейскому мифологическому образу. При этом традиционно бог Тюр считается покровителем воинов, он воплощает доблесть и отвагу (что особенно хорошо прослеживается в мифе о Фенрире). Однако подобные атрибуты Тюр получил лишь в средневековье, ранее его образ был неразрывно связан с образом Одина .

Существует версия, согласно которой Тюр был главной пантеона асов до Одина, и тому есть два свидетельства. В «Младшей Эдде» Снории Стурлусона, в части «Язык поэзии», упоминаются следующие кеннинги (образные обозначения) Одина - «Тюр повешенных» и «Тюр победы». Кроме того, неоднократны археологические находки копий, на которых орнаментальные рунические надписи гласят, что эти копья «посвящены мудрому и отважному Тюру». На основании этих находок некоторые исследователи полагают, что даже легендарный Гунгнир Одина ранее мог принадлежать богу Тюру.

Существует распространенное заблуждение, согласно которому Тюру и Одину приносили жертвы, в частности - повешенных. Относительно того, почему Одина в скальдической поэзии иногда зовут «богом повешенных» подробно сказано в статье о владыке Асгарда . Однако нужно понимать, что не существует ни одного прямого доказательства тому, что этим богам действительно приносились жертвы. Вероятно, подобное утверждение могло возникнуть после прихода христианства на европейский север по ряду очевидных причин.

Происхождение Тюра, интерпретация образа

Относительно происхождения бога Тюра не существует единой общепринятой версии. Дело в том, что в эддических текстах на этот счет существуют разночтения - в одном месте говорится, что Тюр - сын Одина и Фригг, в другом - что он был зачат Одином от безымянной великанши, сестры Хюмира. То есть Тюр либо чистокровный ас, либо наполовину великан (причем именно инеистый, а не йотун, так как Хюмир относится к роду инеистых великанов). Что же касается этимологии имени бога Тюра, то здесь все значительно проще.

Согласно общепринятой версии поздняя форма имени «Tyr» происходит от прагерманской формы «Teiwaz». Аналогичное название носит одна из рун так называемого Старшего Футарка (24-рунный ряд общегерманских рун). Руну Тейваз иногда так и называют, руной Тюр. Однако руну Тюр не стоит путать с «руной великана», Турисаз, ведь не только в их сущности, но даже в названии кроются принципиальные лингвистические различия, которые, однако, позволяют проследить происхождение имени самого Тюра.

Итак, многие формы рунических названий, например, Тейваз («Teiwaz»), Турисаз («Thurisaz»), Воданаз («Wodenaz»), имеют характерное окончание «az», которое, как полагают некоторые лингвисты, является более ранней формой слова «as» или «ass» (в ряде диалектов - «ozz»). В скандинавских языках «ass» значит «бог». В случае с руной Тюр, корень слова «Tei», вероятно, восходит к прагерманской форме «djevs», что значит «небо» или «свет». Несмотря на то, что данная лингвистическая гипотеза не получила абсолютной поддержки и подвергается критике, она достаточно четко прослеживает историю образа Тюра, который изначально действительно мог быть одним из наиболее значимых и наиболее почитаемых древнегерманских богов. Вероятно, бог Тюр действительно покровительствовал небу и всем асам, но позже, когда данная функция перешла к Одину, Тюр стал богом битвы.

В «Младшей Эдде» на этот счет есть хорошее описание «функции» бога Тюра. Высокий (Один) в разговоре с Ганглери рассказывает о том, что есть среди асов тот, «от кого зависит победа в бою». Один называет Тюра самым смелым и отважным из асов, говорит, что именно Тюра призывают воины, идущие в бой. Вместе с тем, согласно речи Высокого, Тюр не только храбр, но и мудр, «ибо Тюром зовут того, кто умнеет всех».

Индоевропейские «корни» Тюра, поздний эддический миф

Предположительно бог Тюр был известен саксам под именем Тиу и почитался, как «небесный бог». Восточные саксы звали его Сакснот и верили, что род владык Эссекса происходит от этого мифического героя. Древние германцы могли знать Тюра под именем Зиу (или Зио). Существует еще немало гипотетических аналогий между Тюром и другими европейскими богами (вплоть до отождествления Тюра и Марса), но они выглядят надуманными и в действительности не имеют никакой фактологической базы.

Многие исследователи в своих предположениях доходят до того, что приписывают богу Тюру андрогинные черты, связывают его с неким культом богов-близнецов, существование которого, однако, не имеет никаких доказательств, даже косвенных. С другой стороны, версия о том, что Тюр изначально мог выполнять функции Всеотца, выглядит логичной, учитывая вышеприведенные лингвистические гипотезы и реальную близость аналогичных мифологических образов средневековых народов европейского севера. Этот вопрос сохраняет свой дискуссионный статус, что не может не указывать на сложность, неоднозначность и особую значимость образа бога Тюра.

При этом в позднесредневековой Европе Тюр был известен благодаря одному конкретному эпизоду, упоминаемому Снорри Стурлусоном в «Младшей Эдде». Согласно оригинальному мифу (который, по всей видимости, появился достаточно поздно), из всех детей Локи асы отважились принять к себе только Фенрира , огромного и страшного волка. Фенрир рос очень быстро и был невероятно свиреп, только бог Тюр сумел найти со зверем общий язык, он приносил ему пищу и скоро подружился с волком. Но асы боялись Фенрира, они изготовили волшебную цепь Лединг, чтобы пленить волка. Цепь принесли Фенриру и сказали, что не так уж он и силен, если не сумеет порвать ее. Фенрир был уверен в своей силе, влез в Лединг и без труда разорвал ее. Тоже произошло и со второй цепью, Дроми, что была вдвое крепче первой.

Тогда Скирнир (гонец Фрейра) был послан к черным альвам, чтобы те изготовили самую крепкую цепь в мире. Альвы соединили шесть «сутей» - женскую бороду, птичью слюну, дыхание рыбы, звук кошачьих шагов, жилы медведя и корни гор. Как нетрудно догадаться, речь идет об объектах и явлениях, которых, как полагали древние скандинавы, не существует в природе (точнее - не стало существовать после изготовления альвами той самой цепи). Цепь Глейпнир была тонкой, словно шелковая лента и Фенрир не захотел ее надевать. Волк сказал, что не будет ему никакой славы, если он порвет столь тонкую цепь, но если есть в ней хитрость, то надевать ее ему опасно, ведь тогда он станет уязвим. Он предложил асам, чтобы кто-то из них в залог вложил ему в пасть свою руку. Никто, кроме отважного Тюра, не рискнул выполнить просьбу волка. Фенрир доверял Тюру, поэтому согласился. В итоге, волк не сумел порвать цепь, откусил Тюру руку и был погружен асами под землю до Рагнарека.

Анализ образа Тюра, руна Тюр, другие мифы

Так бог Тюр получил свои знаменитые кеннинги - «однорукий» и «отважный». При этом во время Рагнарека Тюру и Фенриру, который возненавидел аса, не удастся встретиться в бою. Тюр сразится с адским псом Гармом и они убьют друг друга. Хотя здесь стоит обратить внимание на тот факт, что Гарм по одной из версий является воплощением Фенрира, возникшим в результате более поздних или диалектных интерпретаций оригинального мифа.

Сущность образа бога Тюра наглядно демонстрирует традиционная трактовка одноименной руны. Значение руны Тюр (Тейваз) сводится к понятиям - воин, стрела, победа. Руна Тюр также считается руной мужчины (тогда как Беркана - явно женская руна), отчасти воплощая в себе фаллическую эмблематику. Это активный, динамичный принцип, меняющий действительность. В большинстве раскладов руна Тюр указывает на верное направление, достижение задуманного, защиту и покровительство.

В тоже время руну Тейваз, как и самого Тюра, часто ассоциируют с Полярной звездой. Дело в том, что в знаменитой «Англосаксонской рунической поэме» (X век) говорится о том, что «бог Тюр всегда в пути над тьмою ночи и подвести не может он». Вероятно, этот фрагмент действительно может служить прямой отсылкой к Полярной звезде, по которой ориентировались скандинавские мореплаватели. И это вновь возвращает нас к образу главного небесного бога.

Также стоит упомянуть, что в песни «Перебранка Локи» из «Старшей Эдды» бог хитрости говорит Тюру: «Молчи, ибо жена твоя от меня родила!» Многие исследователи уверены: речь в этих строках идет о том, что великанша Ангрбода , первая жена Локи, изначально принадлежала богу Тюру. Причем, вероятно, у них даже могли быть дети, и некоторые скандинавоведы полагают, что именно Фенрир является сыном Тюра и Ангрбоды. Это объясняет тот факт, что только Тюр мог кормить волка, пока он жил в Асгарде.

Так или иначе, но нет никаких сомнений относительно того, что Тюр - один из важнейших героев скандинавского эпоса. Особое значение здесь имеет тот факт, что, по всей видимости, поздние мифы о нем не соответствуют изначальному образу. Причина этого несоответствия нам неизвестна, но это вовсе не значит, что с течением времени исследователи не смогут понять сущность метаморфоз, произошедших с Тюром в эпосе и мифологии. Это яркий, положительный персонаж, бог победы, доблести и мудрости. Фактически - апофеоз настоящего мужчины.

P.S. Считается, что день Тюра - вторник, так как английское слово «Tuesday» вполне вероятно произошло от норвежского «Tysdag», которое в свою очередь восходит к форме «Tyr».