Земледельцы в библейские времена. Посеянное семя


Почему семена не всходят

Причина первая: семена с просроченным сроком годности

Именно это считают причиной неудачи чаще всего. Хотя на самом деле это, пожалуй, наименее вероятное объяснение отсутствия всходов. Современные производители семян очень следят за сроками годности своей продукции и обязательно указывают ее на пакетике (причем, как правило, с запасом).

Впрочем, стоит знать, что из-за хранения при слишком высокой или слишком низкой температуре и влажности воздуха, срок годности семян может уменьшиться. А храниться подобным образом они могли как в магазине, так и у вас. Вот почему, наилучший вариант – это семена, помещенные в специальную упаковку из фольги, которая предохраняет их от внешних воздействий и в несколько раз увеличивает срок годности.

Причина вторая: «непородистые» семена

Все вышесказанное (про точные сроки годности и специальную упаковку) относится лишь к серьезным семеноводческим компаниям, которые дорожат своей репутацией. Если же вы купили пакетик какого-то неведомого производителя, не стоит надеяться, что «непородистые» семена из него взойдут, а впоследствии порадуют вам именно такими цветами, которые изображены на красивой картинке. Конечно, семена от известного производителя стоят несколько дороже, но, поверьте, это того стоит!

Причина третья: перед посевом этим семенам требовалась специальная обработка

Если вы - начинающий цветовод, то возможно понятия не имеете о том, что далеко не всякие семена прорастают только от того, что их закопали в землю и полили. Увы, но далеко не всегда информация о необходимой предпосевной обработке содержится и на пакетике с семенами. Возможно, производители считают, что подобные тонкости могут отпугнуть покупателя, и он не приобретет такие «сложные» семена.

Так как же нужно обрабатывать семена перед посевом

Крупные семена с твердой оболочкой (например, клещевина) прорастают легче, если ее нарушить. Можно делать это с помощью наждачной бумаги или острого лезвия, немного подпиливая или надрезая оболочку. Но делать это надо очень аккуратно, чтобы не повредить зародыш. В общем-то, та же самая клещевина может прорасти и без таких ухищрений, но делать она это будет куда дольше.

Стратификация – это еще один способ обработки семян. Чаще всего он используется при выращивании из семян многолетних растений. Дело в том, что в природе большинство многолетников дают семена в конце лета - осенью, после чего несколько месяцев подвергаются воздействию низких температур и лишь после этого прорастают. Именно поэтому очень многие многолетние виды просто не могут прорасти без такого «холодного периода». Создать его можно двумя способами: или посеять семена в грунт под зиму, или подержать плошку с посевами несколько месяцев на нижней полке холодильника (если конечно ваши домашние не будут против!).

Причина четвертая: эти семена просто очень долго всходят

Семена многих цветов (особенно многолетних) могут всходить чуть ли не по полгода. Так что иногда нужно просто набраться терпения и не ставить крест на результатах своего труда, если ростки не появились через неделю.

Среди многолетников таких «тугодумов» очень много, но, к счастью, большинство из нас все-таки чаще выращивает однолетники, которые редко когда всходят больше месяца. К наиболее «задумчивым» относятся клещевина, вербена, настурция, кобея и некоторые другие.

Причина пятая: вы их неправильно посеяли

Дело в том, что некоторым семенам для прорастания необходим свет, а потому их ни в коем случае нельзя засыпать землей, а некоторые, напротив, прорастают только в темноте (горшок или грядку с ними даже рекомендуется накрывать чем-то темным).
Кроме того, у некоторых растений очень мелкие семена, которые просто не могут пробиться сквозь даже самый минимальный слой почвы. И если семена какой-нибудь настурции вполне способны проклюнуться и из-под двухсантиметрового слоя почвы, то лобелия или петуния могут прорасти лишь при поверхностном посеве.

Кстати, многие производители указывают информацию о глубине посева и световом режиме на упаковке. Так что, читайте внимательно!

Причина шестая: вы забыли их вовремя полить и они просто высохли

Если вы полили семена при посеве, это еще не значит, что полученной влаги им хватит до момента прорастания. Очень часто семечко набухает, в нем начинает формироваться будущий росток и… именно в этот момент влага в почве и заканчивается. В итоге, росток гибнет и последующий полив уже никак ситуацию исправить не может.

Причина седьмая: для прорастания им требуется более высокая температура

Особенно актуальна эта причина тогда, когда семена весной сеются непосредственно в грунт. Дело в том, что большинство выращиваемых в наших садах и на балконах цветов (особенно однолетников) – это выходцы их южных стран, а потому им для прорастания нужна температура не ниже 15, а то и 20 градусов. В холодной же и мокрой земле они просто гниют. Вот почему большинство однолетников рекомендуется выращивать рассадой. Кстати, информация об оптимальной температуре прорастания тоже довольно часто указывается на пакетиках с семенами.

Причина восьмая: они взошли, но сразу же погибли

Если вы не проверяли всходы неделю или две, то за это время только что появившиеся ростки могут вылезти, загнуться и даже… полностью исчезнуть (особенно, если они были совсем крошечные).

Итак, помните, что если вы посеяли семена в грядку и уехали с дачи, то за время вашего отсутствия всходы могут успеть не только появиться, но и погибнуть от заморозков или высыхания верхнего слоя почвы. Лучший способ предохранить их от этих проблем – накрыть посевы пленкой, сохраняющей влагу и тепло.

А вот если семена были посеяны дома, то у нежных всходов есть шанс без вашего внимания погибнуть как от отсутствия воды, так и от его избытка. В последнем случае опасность представляет такая болезнь, как «черная ножка». Она приводит к тому, что нежные всходы подгнивают у основания и погибают буквально за несколько дней (особенно этому подвержены астры, лобелия, петуния, левкои и др.).

Причина девятая: при посеве гранулированных семян вы недостаточно увлажнили гранулы

Конечно, семена в гранулах – это очень удобно. Особенно, когда сами семена очень мелкие и посеять их на нормальном расстоянии друг от друга почти невозможно. Кроме того, в гранулах обычно содержится запас питательных веществ на первое время роста, а также препараты, защищающие молодые растения от некоторых болезней. Все прекрасно, но есть одно «но»! Для того, что семечко смогло разрушить оболочку гранулы, оно требует очень хорошего полива. То есть просто слегка увлажнить верхний слой почвы явно не достаточно!

Если семена требуют лишь поверхностного посева (то есть землей их засыпать нельзя), гранулы просто раскладывают на поверхности почвы и тщательно увлажняют с помощью распрыскивателя (лейкой лучше пользоваться лишь при посевах в открытый грунт, когда гранулы или сами семена крупные) и накрывают плошку стеклом или пленкой.

Если гранулы рекомендуется засыпать землей, то перед этим их все равно обязательно нужно полить, после чего присыпать тонким слоем почвы и еще раз полить. Накрывать посевы стеклом или пленкой и в этом случае нужно обязательно.

Причина десятая: во всем виновата Луна

Ну и напоследок самое спорное из всех возможных объяснений. Возможно дело в том, что вы посеяли семена в неблагоприятный период по лунному календарю (то есть когда этого делать нельзя, потому что энергия прорастания семян в такой период сильно снижена). Хотя я, честно говоря, отношусь к подобным календарям с большой долей скептицизма. Много раз убеждалась, что семена, посеянные в «правильный» период, не прорастали а, напротив, в «неправильный» - всходили чуть ли не на следующий день. Впрочем, если никаких других объяснений для неудачи нет – свалить все на Луну очень удобно. Исходя из этого, заранее лучше в подобные календари даже не заглядывать. Ну чтобы потом можно было успокоить саму себя тем, что вы же не знали, что день для посевных работ был неподходящий. На тот случай, если вас все же постигнет неудача!


Подающая надежду семка конопли уже вылезла из своего убежища и готова покорит новый мир? Ей в этом обязательно нужно помощь, ведь не видать тогда гроверу урожая. Высадка проросших семян конопли в грунт довольно несложная задача, но со своими подводными камнями. Семечку нужно правильно посадить, ухаживать за ней, дать все необходимое на данной стадии развития.

Когда семена проращиваются в специальном субстрате или контейнере, то они потом обязательно требуют высадки в подходящий горшок или открыты грунт. Выполнять эту процедуру следует с осторожностью и правильно. К счастью, в наши дни есть специальные таблетки и горшки, которые способны значительно упростить этот процесс.

Семя конопли проросло - что делать?

Существует два варианта высадки проросшего семени конопли:

Первый вариант лучше тем, что позволяет высадить сразу несколько растишек на небольшой площади. За ними будет легче приглядывать и ухаживать. А также обеспечивать благоприятные условия среды. К тому же, некоторые семки могут не прорасти, а значит гровер не будет тратить на них целый горшок, заполненный почвой. Но, если садовод высаживает всего несколько растишек, а в гроубоксе нет уже зрелый растений, то лучше сразу посадить их в конечный горшок.

  • В небольшой горшок или пластиковый стаканчик;
  • В конечный контейнер.

Автоцветущие семена конопли следует всегда высаживать в окончательное место роста, без каких-либо пересадок. Из-за короткого жизненного цикла и невозможности продлить период вегетации теряется слишком много времени на привыкание к новым условиям роста и преодоление стресса, что крайне негативно сказывается на производительности растения.

Сама высадка происходит в такой последовательности:

  • В подготовленном субстрате делается углубление не более чем на 2 см;
  • Ростком вниз туда помещается семечко. Он является корнем будущего растения и будет устремляться вглубь. Скорлупа же будет подыматься вверх;
  • Семка присыпается землей, которую не следует утрамбовывать;
  • Место посадки слегка поливается водой. Обычно достаточно 2-3 капель.

Далее детенышу нужно обеспечить благоприятные условия, создав парниковый эффект, установив благоприятную температуру и освещение. Если все будет сделано правильно и семена были высокого качества, то увидеть первые ростки можно будет дня через два. Они будут еще со скорлупой, которая самостоятельно отпадет еще через несколько дней. Если скорлупа не снимается с ростка конопли, то нужно сделать это самому.

В случае, если из земли никто не показался спустя неделю, то скорей всего что-то пошло не так. Причин почему погибли семена конопли может быть несколько.

Видео про пересадку ростков марихуаны

Парниковый эффект для семян конопли

Благодаря парниковому эффекту растишка получает благоприятную среду для своего развития. Повышенная влажность позволяет ей легко поглощать влагу, а повышенная температура стимулирует рост.

Если семена были высажены в пластиковый стаканчик или маленький горшок, то их следует обтянуть сверху пищевой пленкой. В ней необходимо проделать несколько отверстий, чтобы внутрь поступал кислород. Также 1 раз в день стаканчик проветривают, снимая пленку минут на 10.

В случае с большим горшком, место высадки накрывают прозрачным пластиковым стаканчиком, ставя его вверх дном. Также важно в нем сделать отверстия.

Температура проращивания семени конопли

На данном этапе самой благоприятной для семян каннабиса температурой является значение в промежутке 25-27 градусов. Следует учитывать, что из-за парникового эффекта температура внутри горшка будет отличаться от окружающей температуры воздуха на несколько градусов. Не стоит очень близко ставить лампы к месту посадки, особенно это касается ДНаТ, поскольку они также поднимают значение температуры.

После высадки семян в грунт освещение должно работать 24 часу в сутки на протяжении нескольких дней. Лишь когда росток вылезет из земли, немного окрепнет и перейдет в стадию вегетации, продолжительность дня можно будет уменьшить до 18 или 20 часов.

Лампы могут быть любыми, но лучше всего для проращивания семян подходят биколорные фитолампа для конопли. Они излучают только синий и красный спектр света, которые существенно стимулируют рост растишки, ускоряя процесс фотосинтеза. Длины волн светильника составляют 660 и 450 нм. Биколорные лампы можно также использовать в сочетании с обычными в качестве досветки. Они также помогают экономить электроэнергию за счет создания «узкого» источника света.

В последние годы гроверы все чаще начали пользоваться торфяными таблетками или стаканчиками. Первые представляют собой сухой субстрат, спрессованный в форму таблетки. Его поливают водой, после чего он набухает. В него помещают семечку, которая получает оптимальные для развития условия. Она прорастает и превращается в саженец, растущий все в той же распухшей таблетке. Когда субстрата становится недостаточно, растишку высаживают в грунт.

Торфяные стаканчики представляют собой небольшой горшок, который изготавливают из торфо-картонной смеси с незначительным добавлением мела. В него засыпают субстрат, в котором проращивают семя. После того, как оно вырастает, его корни свободно проходят сквозь стенки горшка и развиваются дальше.

В обоих случаях высадка в грунт осуществляется по одной схеме:

  • В подготовленном субстрате делают углубление, которое по размерам соответствует торфяной таблетке или горшку;
  • Растишку вместе с горшочком или таблеткой помещают в это углубление так, чтобы уровень земли сравнялся. Можно посадить растишку глубже на 1-2 см, в зависимости от ее роста. Это позволит ей лучше укрепится и простимулирует дополнительное развитие корневой системы;
  • Свободное пространство заполняет субстратом так, чтобы росток был хорошо закреплен;
  • Полив осуществляется по необходимости, но лучше заранее увлажнить место высадки.

Если семена конопли сажались в отдельные горшки, то после прорастания им обязательно понадобится высадка в открытый грунт или больший горшок. Пересаживать коноплю нужно правильно. К процессу приступают спустя 2-3 после полива растишки, чтобы земля была не слишком сухой, но и не сильно влажной. Выполнять пересадку стоит осторожно, иначе корневая система может легко повредиться, что может привести к замедлению роста и даже гибели растишки. Не помешает и использование одноразовых перчаток, чтобы избежать занесение инфекции.

Пересадка ростков выполняется в следующей последовательности:

  • Неострым плоским предметом необходимо отслоить почву от стенок горшка по всему смежному периметру;
  • Почву в новом горшке слегка увлажнить, чтобы она не была слишком рассыпчатой;
  • В земле проделывается углубление, по размерам немного уступающим габаритам нынешнего горшка растения;
  • Контейнер с растишкой перевернуть вверх ногами, придерживая растение и грунт рукой. Стебель должен находиться между указательным и средним пальцем, а ладошка должна удерживать сам грунт;
  • Растишку поместить в подготовленную выемку;
  • Свободное пространство засыпать почвой, которую можно слегка примять для лучшего закрепления растения. Для большего эффекта можно углубить растишку в грунт на 1-2 см.

*Вся представленная информация носит исключительно ознакомительный характер и не является руководством или призывом к действию.

**Напоминаем, что использование семян марихуаны в качестве посевного материала (выращивание конопли с целью получения растения) запрещено УК Российской Федерации. Подробнее с законом Вы можете ознакомиться .

Глава 1. Рассказ о пшеничном зерне

"Если пшеничное зерно, падши в землю не умрёт, то останется одно;
а если умрёт, то принесёт много плода". (Иоанна 12:24)

Господь Иисус Сам, несомненно, Тот, к Кому, прежде всего, относится этот отрывок, но Он добавляет: "Кто Мне служит, Мне да последует", - чтобы призвать "детей царства" в полнейшее общение с Собой, так, чтобы в пожертвовании жизнью они также могли принести много плода во славу Отца Его. Пусть это запомнится не в аспекте умилостивления за грехи, потому что "Он топтал точило Один, и из народов никого не было с Ним" (Ис.63:3), но в послушании закону жертвенности для плодоношения. Союз с Ним, Кто отдал Свою жизнь, как первое зерно-семя, существенен для нас, Его последователей сегодня, если мы собираемся достичь цели нашего существования.
Чтобы проследить начало истории Божиих зерен-семян, мы должны обратиться к притче о сеятеле, притче "начал".
"И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?" (Марк.4:13).
Если мы не понимаем, как семя прорастает к жизни, оживлённое силой Святого Духа, и становится началом жизни Божией в душе, то как мы можем понять развитие этой жизни и дальнейшие стадии её роста, как они представлены нам в других притчах? Как мы можем понять закон жертвенности, как он открыт в излиянии до смерти первого Зерна-семени? Ибо истинное знание тайн царства всегда согласовывается с развитием скрытой жизни царства внутри нас.

Притча начал: сеятель, семя и почва

1. "Вот вышел сеятель сеять" (Марк.4:3).
Сеятель может быть как Самим земледельцем, так и Его работниками, посланными по Его команде. В любом случае мы видим, что всё, добивающееся душ, и всё, сеющее семя жизни, начинается на стороне Бога и Самим Богом. "Бог так возлюбил..., что отдал..." (Ин.3:16).
2. Семя, посеянное сеятелем.
"Семя есть слово Божие" (Лук.8:11).
"...слово о царствии..." (Матф.13:19).
Написанное слово содержит зародыш вечной жизни. Живое Слово, Христос Божий, сокрыт в написанном слове, которое, будучи посажено в сердце, сообщает человеку новую жизнь, так что души оказываются рождёнными "словом истины" (Иак.1:18). "Возрождённые не от тленного семени, но... словом Божиим, живым и пребывающим вечно" (1Пет.1:23).
3. Почва, в которую посеяно семя.
"Какое-то упало при дороге" (Марк.4:4; ВКЯ).
"Какое-то упало на каменистую почву" (Марк.4:5; ВКЯ).
"Какое-то упало в терние" (Марк.4:7; ВКЯ).
"Другое упало на добрую землю" (Марк.4:8; ВКЯ).
Одинаковое семя, содержащее тот же зародыш жизни, те же возможности, и всё же натыкается на четыре разных результата у четырёх классов слушающих. О, как важна эта притча "начал". Как много зависит от старта.

Случаи при сеянии семян

1. Упавшее при дороге.
"Упавшие при дороге - это суть те, которые услышали; потом приходит дьявол и похищает слово" (Лук.8:12).
Лежащее на поверхности легко похищается. Дьявол приходит на каждое сеяние слова жизни. Он должен быть там, чтобы "тот час" стащить семя, потому что слушающему не должно даваться время на размышление. Чего он боится, так это "чтобы они не уверовали и не были спасены".
Что он страстно желает похитить, так это слово Божие! Пусть Божии вестники помнят это. Дьявол не боится рассуждений о слове, но - слова самого, содержащего зародыш жизни. Выступления могут быть, как столь блестящими и обширными, так и не содержащими настоящих "семян" или же разбросанных так, что они вовсе не достигают почвы сердец слушателей.
2. Семя на каменистой почве.
"Упавшие на камень - это суть те, которые, когда услышат, принимают слово с радостью, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают" (Лук.8:13; ср.Марк.4:16-17).
Эти слушатели получали слово с радостью; их эмоции были глубоко затронуты, но у этих радостных получателей "не было корня". Как там мог быть глубокий корень, пока не вспахана почва и не убраны камни? Сеятель должен не только сеять семя, но сеять его во вспаханную землю.
Семя, посеянное на этих двух видах почвы, очевидно, не придёт к результату. Слушатели продвинулись, возможно, чтобы быть достигнутыми опять каким-нибудь другим сеятелем.
3. Семя на тернистой почве.
"Иное упало в терние, и терние выросло и заглушило его, и оно не дало плода. ...Посеянное в тернии означает услышавших слово, но в которых заботы мира, обольщение богатством и другие прихоти, входя в них, заглушают слово, и оно становится бесплодным" (ср.Марк.4:7,18-19).
Здесь семя жизни действительно укоренилось и взошло. Оно посажено в сердце, но оно не имеет достаточной возможности для полного роста. Оно заглушено: 1) заботами; 2) богатством; 3) удовольствиями; 4) любовью к "другим вещам".
Здесь мы имеем сердце, которое было открыто для получения слова Божиего, но которое никогда не было очищено от своих желаний или полностью подчинено Богу. Плотские христиане, бесплодные христиане - какое их множество! Они не приносят плода совершенства (Лук.8:14; ср. Отк.3:2). Они никогда не достигнут степени пригодности быть Божиими зернами-семенами. Плод все же имеется, в смысле того, что маленькая былинка пшеницы показалась на вид, но она слаба, хила, низкоросла.
Можно ли что-либо сделать с тернистой почвой, даже если начало показывает возможный результат "бесплодия к совершенству"? Да, благодарение Богу, можно, так как другие притчи рассказывают, как Бог воздействует на бесплодные души. Тернистая почва может всё же быть очищена от её терний, и семя жизни достигает полной зрелости.
Пророк Исаия даёт нам на ветхозаветном языке (и говоря прежде всего об Израиле) яркую картину, каким образом Бог должен воздействовать на жизнь, производящую тернии: "Господь Саваоф... возжёт горение, как пламя огня. И Свет Израиля будет за огонь, и Святый Его - за пламя, и оно сожжёт и пожрёт терны его и волчцы его в один день; и истребит... от души и даже до плоти" (Ис.10:16-18; ВКЯ).
Тернии земли, из которых сплели терновый венок для Христа Божия и которыми усеян путь следующих за Ним, должны сгореть. Это означает просто - "Примите Духа Святого" (Ин.20:22).
"Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, ... верою очистив их сердца" (Деян.15:8-9).
Как много получают Иисуса Спасителя Самого, как дар вечной жизни, которые не знают, что они могут также получить дар Вознесенного Господа - Святого Духа, Утешителя! Как мало тех, кто знает, что Святой Дух приходит очистить сердце и открыть в возможно глубочайшей реальности Христа Бога! Если семя жизни намеревается достичь полного роста, Святому Духу должен быть вверен контроль над всем бытием.
"Когда же придет Утешитель... Он будет свидетельствовать о Мне", - сказал Господь Иисус (Ин.15:26). Святой Дух будет свидетельствовать о законченной работе Искупителя и даст истинное внутреннее знание Голгофского Креста, более того, открывая воскресшего и вознесшегося Господа. Он очистит сердце от его старых желаний, применяя смерть Распятого, и сделает крест постоянной силой, чтобы отделить нас от той земной жизни, которая произвела тернии, так что небесная жизнь может расти в нас до полной зрелости; "ибо слово о кресте... для нас спасаемых - сила Божия" (1Кор.1:18).

Во 2-м послании к Тимофею (2:6) Павел говорил: «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов».

Традиции земледелия на Ближнем Востоке уходят вглубь истории на тысячи лет. Много разных исторических документов описывают работу земледельца. Не меньше 50 греческих авторов оставили после себя записи своих наблюдений за работой крестьян. К сожалению, именно эти документы сохраняются редко. Тем не менее, их все еще достаточно много.

История раскрывает такой факт, что в тех странах, где процветало христианство, система земледелия была высокоразвитой. Территории, окружающие Израиль, были сельскохозяйственными землями. Именно поэтому Иисус так часто использовал образ земледельца в Своих притчах. Примеры были взяты из повседневной жизни, которой в Его время жило большинство людей.

Псалом 125:5 говорит: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» . В книге Екклесиаста (3:2) говорится: «...время насаждать, и время вырывать посаженное» . В конце всегда приходит время пожинать плоды своего труда!

В дни Иисуса существовало два основных метода посева. Первый заключался в том, что почву сначала обрабатывали и подготавливали к посеву семян. Когда почва была готова, семена разбрасывались и затем запахивались земледельцем в почву. При втором методе семена сеяли на твердую, невспаханную землю. Позже земледелец пахал землю плугом, запряженным волами, и таким образом семена проникали в почву.

Из двух методов первый был более продуктивным. Этот метод отображает сеяние Слова в Церкви.

Инструменты для сбора урожая и обработки земли. Эти инструменты были популярны в библейские времена. Сбор урожая происходил обычно вручную. Для обработки земли часто использовали мотыги, у которых наконечники был сделан из камня либо из железа.

«Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я - Господь, Бог ваш» (Лев. 19:9, 10) .

Подобный же обычай - не собирать урожай полностью - соблюдался и при сборе оливок. Этот акт человеколюбия давал возможность нуждающимся получить пропитание и при этом сохранить чувство собственного достоинства.

Еще одна опасность подстерегает земледельца и его поля - угроза всепожирающей саранчи. Что еще хуже, земледельцы библейских времен не имели даже самых примитивных механизмов или химикатов для борьбы с этими ужасными вредителями полей. Саранчи было так много, что невозможно было собрать ее руками.

На первый взгляд может показаться, что из такой ситуации не было выхода. Если саранча наводняла ваши поля, вы просто теряли урожай. Земледельцы не имели ни средств, ни методов борьбы с этими разрушителями. У них не было никаких пестицидов. Но существовало одно последнее средство, к которому они прибегали, это была контратака на этих отвратительных тварей. Они обнаружили, что саранча ненавидит дым.

Вместо того, чтобы позволить саранче пожирать поля, они научились разводить большой огонь. Величина костра определялась количеством нападающей саранчи. Если стая насекомых была большой, они складывали груды и груды дров, чтобы пламя было сильным, а дым - очень, очень густым. Если стая была не столь многочисленной, пламени и дыма требовалось меньше.

Дым от разожженного костра поднимался в небо, и оно становилось серо-черным от пепла и сажи. Когда дым полностью окутывал небо, их контратака срабатывала! Саранча, теряя способность дышать, задыхалась и погибала. В конце концов она падала вниз, прямо в разожженный костер, и сгорала, пожираемая его пламенем.

Многие земледельцы в библейские времена просто беспорядочно разбрасывали семена по полю. Это срабатывало, но существовал более продуктивный метод. Самые лучшие земледельцы своей рукой опускали каждое семя - одно за другим - в почву. Таким образом они не только обретали уверенность в том, что семена посеяны с должной заботой; их посевы могли содержаться в порядке, образуя ровные ряды.

На древнем Ближнем Востоке площадь поля нередко обозначалась количеством зерна, необходимого для того, чтобы его засеять. По-видимому, именно так измеряется площадь поля в Лев 27:16 (но есть и другое предположение: что речь идет о количестве зерна, которое можно собрать с поля в качестве урожая).

Земледелец начинал работу со вспашки в октябре или ноябре, когда проходили дожди. Дождь размягчал пересохшую землю и облегчал пахоту. Нередко пахали и одновременно сеяли. Плугом служило Т-образное деревянное орудие с острым выступом, который взрезал почву. Тянули плуг два осла или вола. Если земельный участок располагался на холме или среди деревьев, вспахивать его приходилось вручную. Для такой вспашки использовали орудие, напоминавшее мотыгу; называлось оно «бороздник» (Ис. 7:25) .

В библейские времена семена обычно сеяли вразброс. Сеятель носил семена в складке своей одежды или в мешкообразной суме и разбрасывал их широким, размашистым движением.

Когда в июле, августе или сентябре виноград созревал, семья виноградаря нередко перебиралась в сторожевую башню посреди виноградника (Ис. 5:2) . По ночам люди охраняли виноград от воров, а днем собирали его и укладывали в большие корзины.

Виноградные лозы лучше всего было высаживать по склонам холмов (Ис. 5:1) . Виноград там получал много солнца, а дождевая вода стекала вниз. Часто склоны холмов разделяли уступами на ряд нешироких террас, поднимавшихся по склону одна над другой. На краю каждой террасы возводили невысокую стенку из камней и обломков скал.

Прежде чем высаживать новые лозы, виноградарь вскапывал землю мотыгой или бороздником.Затем он сажал лозы на значительном расстоянии одну от другой. Если одни лозы росли по земле, то другим нужны были подпорки, чтобы подниматься вверх.

Многие уже не знают, что такое ярмо. А в библейские времена ярмо одевали на волов, чтобы пахать на них поле. Это приспособление состояло из деревянной рамы с прорезями с обеих сторон, для того, чтобы фиксировать головы животных и уравновешивать их усилия. Ярмо одевалось на головы волов и они становились одной командой. Ярмо связывало животных. Ярмо иногда называют любую ношу или обязанности человека. Рабство, тюремное заключение или налог можно назвать ярмом.

Время посева было крайне важным для земледельца. Погода, насекомые или птицы могли легко помешать росту семян. Серьезный, ответственный земледелец всегда внимательно наблюдал за тем, как молодые побеги поднимаются и набирают силу. Он знал, что ранние весенние ветры могут повредить им. Это было опасно как для почвы, так и для семян. Сильная буря могла поднять в воздух верхний слой земли и унести семена.

Сегодня в Израиле время жатвы в разных регионах разное, так как зависит от температурных условий и от такого фактора, как высота над уровнем моря. В более низменной местности сбор урожая может идти в полную силу, тогда как в высотных районах он может начаться через несколько недель или через месяц.Средняя температура воздуха, высота над уровнем моря и климат в целом определяют время жатвы для каждого отдельного региона.

Как отделяли зерно от соломы?

Сжатый хлеб доставляли на гумно - площадку плотно утрамбованной земли (1 Пар. 21:18-26) . Обычно гумно находилось за городом на возвышенности, где преобладали сильные ветра.

Здесь хлеб молотили деревянными орудиями или гоняли по нему волов, которые копытами выбивали зерно из колосьев. Иногда применяли молотилку. Это была деревянная доска, на нижней стороне которой имелись каменные или железные шипы. Волы таскали ее взад и вперед по расстеленному хлебу и вымолачивали зерно из колосьев.

Веяние - после молотьбы нужно было отделить зерно от мякины - шелухи и мелких частиц соломы. Зерно подбрасывали вверх особой деревянной лопатой, веялом. Легкую мякину ветер относил в сторону, а более тяжелое зерно падало тут же на землю. Окончательно зерно очищали от всяких примесей, встряхивая его в большом решете.

Притчей о сеятеле Христос иллюстрирует предметы Небесного Царства и работу великого Отца для Своего народа. Подобно сеятелю в поле, Он пришел рассыпать зерно небесной истины. И само Его учение притчами было семенем, посредством которого были посеяны наиболее драгоценные истины Его благодати. Вследствие своей простоты, притча о сеятеле не была оценена так, как должна была бы быть оценена. В ней от естественного зерна, бросаемого в почву, Христос желает повести наши умы к евангельскому семени, сеяние которого в конечном результате возвращает человека к верности Богу. Тот, Кто сказал притчу о крошечном зерне, является Правителем Неба, и те же самые законы, которые управляют земным сеянием семени, управляют и сеянием семян истины.

У моря Галилейского собралась толпа, чтобы видеть и слышать Иисуса, – нетерпеливое, ожидающее множество. Там были и больные, лежащие на своих подстилках, ожидающие представить Ему свои просьбы. Это было правом Христа, данным Ему Богом, – исцелять страдания грешной расы, и Он теперь изгонял болезни и распространял вокруг Себя жизнь, здоровье и мир.

По мере того, как толпа увеличивалась, народ все больше и больше теснился около Христа, пока, наконец, не стало хватать места, чтобы вместить всех. Тогда, сказав слово к людям, находившимся в их рыбачьих лодках. Он вошел в лодку, которая ожидала, чтобы перевести Его через озеро, и, попросив учеников оттолкнуть ее немного от берега, Он начал говорить к людям, собравшимся на берегу.

Рядом с морем лежала прекрасная Генисаретская долина, окруженная холмами, на склонах которых работали и сеятели и жнецы, – одни, занятые посевом зерна, а другие сбором раннего урожая его. Взглянув на эту сцену, Христос сказал: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Матф. 13:1-8).

Миссия Христа не была понята людьми того времени. Характер Его пришествия не соответствовал их ожиданиям. Они упускали из виду, что Господь Иисус был основанием всего иудейского государственного устройства, величественное служение которого было Его божественным установлением. Последнее должно было научить людей, что в назначенное время придет Тот, на которого указывали все обряды. Но иудеи слишком превознесли формы и церемонии и потеряли из виду их объект. Традиции, правила и человеческие установления скрыли от них уроки, которые, по предопределению Божию, должны были в них заключаться. Эти правила и традиции сделались для них препятствием к пониманию и проведению в жизнь истинной религии. И когда пришла Действительность в лице Христа, они не узнали в Нем исполнения всех данных им прообразов, сущность всех «теней» будущего. Они отвергли истинный образ и прилепились к самим прообразам и своим бесполезным церемониям. Сын Божий пришел, но они все еще продолжали просить знамения. На весть – «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 3:2), – они ответили требованием чуда. Евангелие о Христе было для них камнем преткновения, ибо они требовали знамений, а не Спасителя. Они ожидали, что Мессия докажет Свои права могущественными победами и установит Свою империю на руинах земных царств. На это ожидание Христос ответил им в притче о сеятеле. Царство Божие одержит верх не силой рук, не жестокими притеснениями, но насаждением новых принципов в сердцах людей.

Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий

Христос пришел не как Царь, а как Сеятель; не для того, чтобы свергать царства, а для того, чтобы рассыпать зерна; не для того, чтобы обратить внимание Своих последователей к земной славе и национальному величию, но к жатве, которая должна быть собрана после терпеливого труда, среди многих потерь и разочарований.

Фарисеи поняли значение притчи Христа, но ее урок не был для них благоприятен. Они притворились непонимающими. Для толпы же притча окутывала еще большей тайной цель нового Учителя, слова которого так страшно трогали их сердце и так горько разочаровывали их честолюбие. Сами ученики не понимали притчи, но их интерес был пробужден. Они приступили к Иисусу наедине и попросили объяснения.

Это желание Христос и хотел возбудить в них, чтобы иметь возможность дать им более определенное наставление. Он объяснил им притчу, так как Он желает сделать ясным Свое Слово всем, кто ищет Его в искренности сердца. Те, кто изучают Слово Божие с сердцами, открытыми для просвещения Святым Духом, не останутся в темноте относительно значения Слова. «Кто хочет творить волю Его», – сказал Иисус, – «тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Иоан. 7:17). Все, кто приходят ко Христу за более ясным познанием истины, получат его. Он откроет им тайны Царства Небесного, и эти тайны будут понятны сердцам, которые страстно желают познать истину. Небесный свет будет светить в храме их души и откроется другим, как яркий светильник в темном месте.

Сеятель вышел сеять

На Востоке политическое положение было настолько неустойчиво и существовала постоянно такая большая опасность насилия, что народ жил большею частью в городах, огражденных стенами, и землепашцы ежедневно выходили за стены на свою работу. Так и Христос, Небесный Сеятель, вышел сеять. Он покинул Свой дом безопасности и мира, оставил Свою славу, которую имел с Отцом прежде создания мира, покинул свое место на престоле вселенной. Он вышел, как страдающий, искушаемый человек; вышел одиноким, чтобы сеять в слезах и поливать Своею кровью семя жизни для погибающего мира.

Его слуги должны выходить сеять семя таким же образом.

Когда Авраам был призван сделаться сеятелем семени истины, ему было дано такое повеление: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). «И он пошел, не зная, куда идет» (Евреям 11:8).

Так и Апостол Павел, молясь в храме в Иерусалиме, получил весть от Бога: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:21). Так и те, кто призван присоединиться ко Христу, должны оставить все, чтобы следовать за Ним. Старые связи должны быть разорваны, планы жизни изменены; земные надежды оставлены. В труде, слезах, одиночестве, среди самопожертвований должно сеяться семя.

Сеятель сеет Слово

Христос пришел засеять мир истиной. Уже тотчас после падения человека, сатана начал сеять семя зла. Ложью он впервые получил власть над человеком, и таким образом он работает до сих пор, чтобы свергнуть Царство Божие на земле и вполне подчинить человека своей власти. Сеятель из высшего мира, Христос, пришел сеять семена истины. Тот, Кто состоял в совете Отца, Кто обитал во внутреннейшем Святилище Вечного, мог принести людям чистые принципы истины. Уже со времени падения человека Христос начал открывать истину миру. Через Него нетленное семя, «Слово Божие, живое и пребывающее в век» (Пет. 1:23), передается человеку. В Своем первом обещании, данном нашей павшей расе в Эдеме, Христос уже сеял семя Евангелия. Но притча о сеятеле особенно применима к Его личному служению среди людей и к работе, которую Он таким образом установил.

Слово Божие есть семя

Каждое семя имеет в себе силу к проростанию. В нем скрыта жизнь растения. Так же есть жизнь и в Слове Божием. Христос говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан. 6:63). «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Иоан. 5:24). В каждом повелении, в каждом обещании Слова Божия есть сила, самая жизнь Бога, посредством которой повеление может быть исполнено и обещание осуществлено. Тот, кто верою принимает Слово, принимает самую жизнь и характер Божий.

Каждое семя приносит плод по роду своему. Посейте семя при надлежащих условиях, и оно покажет свою собственную жизнь в растении. Примите верою в вашу душу нетленное семя Слова, и оно выявит характер и жизнь по подобию характера и жизни Божиих.

Учителя израильские не сеяли семени Слова Божия. Работа Христа, как Учителя истины, была полной противоположностью работе раввинов того времени. Они основывались на традициях, человеческих теориях и умозрениях. Часто то, что люди говорили и писали о Слове, они ставили на место самого Слова. Их учения не имели силы оживотворить душу. Предметом учения и проповеди Христа было Слово Божие. На вопросы Он отвечал простым: «написано», «как говорит Писание», «как читаешь?» При каждом удобном случае, когда возбуждался интерес, другом ли, врагом ли, Он сеял семя Слова. Тот, Кто есть и Путь, и Истина, и Жизнь, и Сам – живое Слово, указывает на Писания, говоря: «Они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:39). «И начав от Моисея, из всех пророков», Он открывал Своим ученикам «сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:27).

Слуги Христа должны делать ту же самую работу. В наши дни, как и в древние времена, жизненные истины Слова Божия отодвинуты назад человеческими теориями и умозаключениями. Многие, именующие себя проповедниками Евангелия, не принимают всей Библии, как вдохновенного Слова Божия. Один мудрец отвергает одну часть, другой сомневается в другой части. Они ставят свое суждение выше Слова, и Писание, которое они проповедуют, покоится на их собственном авторитете. Его Божественная достоверность отвергнута. Так щедрою рукою сеются семена неверия, ибо народ сбит с толку и не знает, чему верить. В дни Христа раввины придумали натянутые, таинственные толкования на многие места Священного Писания. Так как ясное учение Слова Божия обличало их действия, то они старались уничтожать его силу. То же самое делается и теперь. Слово Божие представлено таинственным и затемненным для того, чтобы этим извинить нарушение Его закона. Христос осуждал такие дела в Свои дни. Он учил, что Слово Божие должно быть понимаемо всеми. Он указывал на Писание, как на неоспоримый авторитет, и мы должны поступать так же. Библия должна быть представлена, как Слово Великого Бога, как конец всего служения, как основание всей веры.

У Библии отняли ее силу, и результаты этого мы видим в понижении уровня духовной жизни. В проповедях со многих кафедр настоящего времени нет того Божественного проявления, которое пробуждает сознание и дает жизнь душе. Слушатели не могут сказать: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лук. 24:32).

Есть многие, которые взывают к живому Богу, желая Его Божественного присутствия, и они должны быть удовлетворены. Философские теории и литературные произведения, как бы они ни были блестящи, не могут им в этом помочь. Утверждения и выдумки человеческие не имеют никакой ценности. Пусть Слово Божие говорит к народу. Пусть те, которые слышали только о традициях, человеческих теориях и правилах, услышат голос Того, Чье Слово может возродить душу для вечной жизни.

Любимой темой Христа была отеческая нежность и незримая милость Бога; Он представлял Себя народу, как Путь, Истину и Жизнь. Пусть это будет темами и христианских проповедников. Представляйте истину, как она есть в Иисусе. Разъясните требования Закона и Евангелия. Расскажите людям о Христовой жизни, жизни отречения и самопожертвования; об Его унижении и смерти, об Его ходатайстве за них пред престолом Божиим, об Его обещании: «Я приду опять и возьму вас к Себе» (Иоан. 14:3).

Вместо того, чтобы обсуждать ошибочные теории или стремиться поразить противников Евангелия, последуйте примеру Христа. Пусть свежие истины из сокровищницы Божией прольются в вашу жизнь. «Проповедуй Слово» (2 Тим. 4:2), «сейте при всех водах» (Ис. 32:20), «настой во время и не во время» (2 Тим. 4:2). «У которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер. 23:28). «Всякое слово Бога чисто... Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Пр. 30:5, 6).

Сеятель сеет Слово

Здесь представлен великий принцип, который должен стать основанием всей воспитательной работы. «Семя есть Слово Божие». Но в очень многих школах настоящего времени Слово Божие оставлено. Другие предметы занимают ум. Изучение неверующих авторов занимает обширное место в воспитательной и образовательной системе. Скептические мысли перемешаны с содержанием школьных учебников. Научные исследования часто вводят учащихся в обман, потому что они перетолковываются в ложном смысле и искажаются. Слово Божие сравнивается с предположениями науки, и в свете их оно кажется недостаточно верным и недостойным внимания. Так сеются семена сомнения в умах юношества, и во времена искушения они созревают. Когда вера в Слово Божие потеряна, душа не имеет руководителя, не имеет помощника. Юношество увлекается на пути, которые уводят от Бога и от вечной жизни.

Это может быть причиною широко распространенного беззакония современного мира. Когда Слово Божие оставлено, то отвергнута и его сила, помогающая нам противостоять злым страстям нашего плотского сердца. Люди сеют в плоть и от плоти пожнут тление.

В этом также кроется великая причина умственной слабости и бессилия. Отворачиваясь от Слова Божия, чтобы питаться писаниями не вдохновенных людей, ум человека делается хилым и недалеким. Он не приводится в общение с глубокими и широкими принципами вечной истины. Понимание приноравливается к уразумению только тех вещей, с которыми оно знакомо, и в этом посвящении определенным вещам оно ослабевает, его сила сокращается, с течением времени оно делается неспособным развернуться.

Все это – ложное образование. Работой каждого учителя должно быть привлечение умов юношества к великим истинам Слова Вдохновения. Вот это есть образование, достаточное для этой жизни и для будущей.

И не думайте, что это будет мешать изучению наук, или будет причиной низкого уровня образования. Познание Бога так высоко, как небо, и так широко, как вселенная. Нет ничего более облагораживающего и дающего энергию, как изучение величественных тем относительно вечной жизни. Пусть юношество старается усвоить эти Богом данные истины: их умы развернутся и укрепятся в своих усилиях. Это даст каждому студенту, который станет делателем Слова, более широкое поле мысли и укажет ему здоровое, нетленное знание.

Образование, которое должно быть найдено исследованием Писаний, есть знание плана спасения, проводимое на опыте. Такое образование возродит образ Божий в душе. Это усилит и укрепит ум против искушения и подготовит изучающего сделаться соработником Христа в Его великой миссии. Это сделает его членом небесной семьи и приготовит его разделить будущее наследие святых в Царстве Христа.

Но учитель святой истины может передать только то, что он сам знает по опыту.

Сеятель сеял семя Свое

Христос учил истине, потому что Он Сам был истина. Его собственные мысли, Его характер, Его жизненные опыты были воплощением в Его учении. Так и с Его слугами. Те, которые желают учить Слову, должны сделать Его своею собственностью посредством личного опыта. Они должны знать, что это значит – иметь Христа, сделавшегося для них мудростью, и праведностью, и освящением, и искуплением. Представляя Слово Бога другим, они не должны делать его неуверенным или шатким предположением. Они должны заявить с апостолом Петром: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывшим очевидцами Его величия» (1 Пет. 1:16). Каждый служитель Христа и каждый учитель должен быть в состоянии сказать с возлюбленным Иоанном: «ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Иоан. 1:2).

Почва при дороге

То, о чем в притче о сеятеле главным образом говорится, есть действие, производимое на возрастание семени почвою, в которую оно попадает. Этой притчей Христос, как бы образно, говорил Своим слушателям: «не безопасно для вас быть критиками Моей работы, или позволять себе разочаровываться в ней, из-за того только, что она не удовлетворяет вашим идеям. Вопрос величайшей важности для вас заключается в том, как вы воспринимаете Мою весть. От принятия или отвержения ее зависит ваша вечная участь».

Объясняя семя, которое упало при дороге, Он говорит: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге» (Матф. 13:19).

Семя, посеянное при дороге, символизирует собою Слово Божие, попадающее в сердце невнимательного слушателя. Подобно твердо-убитой дороге, утоптанной ногами людей и животных, это сердце становится широким трактом для мирских занятий, удовольствий и грехов. Поглощенная себялюбивыми целями и греховной снисходительностью к себе, душа «ожесточается, обольстившись грехом» (Евр.3:13). Духовные дарования парализуются. Люди слушают Слово, но не понимают его. Они не чувствуют любви Христа и пропускают мимо ушей весть об Его благодати, как нечто, не относящееся к ним.

Как птицы готовы схватить семя с дороги, так и сатана готов выхватить семя Божественной истины из души. Он боится, что Слово Божие может пробудить беззаботного и произвести действие на отвердевшее сердце. Сатана и его ангелы всегда присутствуют на собраниях, где проповедуется Евангелие. В то время, как Ангелы небесные стараются запечатлеть сердце Словом Божиим, сатана, наоборот, все время настороже, чтобы сделать Слово бездейственным.

С прилежанием, равным его злобе, он старается противодействовать работе Духа Божия. В то время, как Христос влечет Своею любовью душу, сатана пытается отвлечь внимание того, в ком пробуждено желание искать Спасителя. Он занимает его ум мирскими интересами. Он возбуждает в нем дух критики или вселяет сомнение и недоверие. Язык и манеры проповедующего могут не нравиться слушателям, и они останавливаются на этих недостатках. Таким образом истина, которая им нужна и которую Бог милостиво посылает им, не производит прочного впечатления. Сатана имеет много помощников. Многие, кто называют себя христианами, помогают искусителю выхватить семена истины из других сердец. Многие, кто слушали проповедь Слова Божия, делают ее предметом критики дома. Они судят проповедь, как судили бы слова лектора или политического оратора. Весть, которая должна была бы рассматриваться, как слово Господне к ним, обсуждается с шутками или насмешливыми комментариями. Характер проповедника, мотивы и действия, а также и поведение членов церкви свободно обсуждаются. Выносится суровое осуждение, повторяются сплетни или клевета и все это вслух необращенных. Часто такие вещи говорятся родителями в присутствии своих собственных детей. Таким образом разрушается уважение к Божиим вестникам и благоговение к их вести. И многие научаются смотреть легкомысленно и на самое Слово Божие.

Так во многих христианских домах родители сами делают своих детей неверующими. И потом сами же спрашивают их: почему они так мало заинтересованы в проповеди и так готовы сомневаться в истине Библии. Они удивляются, как трудно поддаются они моральному и религиозному влиянию. Они не видят, что их собственный пример ожесточил сердца их детей. Доброе семя не находит места, чтобы пустить корень, и сатана уносит его.

На каменистом месте

«Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются» (Марк. 4:16-17).

Семя, посеянное на каменистой почве, находит маленькую толщу земли. Растение быстро всходит, но корень не может проникнуть сквозь скалу, чтобы найти пищу для поддержания своего роста, и растение скоро погибает. Многие, кто исповедуют религию, суть слушатели с каменистою почвою. Подобно скале, лежащей под слоем земли, природная гордость их сердца залегает под почвою их добрых желаний и стремлений. Любовь к самому себе не побеждена. Они не видят чрезвычайной греховности греха, и сердце их не сокрушено сознанием его виновности. Этот класс людей может быть легко побежден Писанием, и они кажутся искренно обращенными, но они имеют только поверхностную религию.

Конечно, не потому люди поверхностны и не потому отпадают, что они принимают слово немедленно, также и не потому, что они радуются в нем. Так скоро, как Матфей услышал призыв Спасителя, он тотчас же встал и последовал за Ним. Так скоро, как Божественное Слово приходит в наши сердца, Бог желает, чтобы мы приняли его с радостью. «На небесах более будет радости об одном грешнике кающемся»... (Лук. 15:7) Та же радость должна быть и в душах, которые верят в Христа, но те, о которых сказано в притче, что они принимают Слово тотчас же, не учитывают ценности его. Они не размышляют о том, что Слово Божие требует от них. Они не ставят его лицом к лицу со всеми их житейскими привычками и не отдают себя всецело под его руководство.

Корни растений проникают глубоко в почву и, скрытые из виду, поддерживают жизнь растений. Так и с христианином: посредством невидимой связи души со Христом через веру, питается его духовная жизнь. Но слушатели с каменистою почвою полагаются на самих себя, вместо Христа. Они верят в свои добрые дела и побуждения и сильны в своей собственной праведности. Они не сильны в Господе и в силе Его могущества. Такой человек «не имеет в себе корня», потому что он не соединен с Христом.

Горячее, летнее солнце, которое усиливает и помогает созревать крепкому зерну, губит то, которое не имеет глубокого корня. Так и тот, кто «не имеет в себе корня», «непостоянен» и, «когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется». Многие принимают Евангелие более, как путь избежания страдания, нежели как освобождение от греха. Они радуются некоторое время, потому что они думают, что религия освободит их от затруднений и испытаний. Пока их жизнь протекает гладко, они кажутся похожими на христиан. Но они падают под суровым испытанием искушения. Они не могут переносить упреков за имя Христа. Когда Слово Божие указывает на какой-нибудь любимый ими грех или требует самоотречения и жертвы, они соблазняются. Им стоило бы слишком больших усилий произвести радикальную перемену в своей жизни. Они смотрят на неудобства и испытания в настоящем и забывают вечность. Подобно ученикам, которые оставили Иисуса, они готовы сказать: «какие странные слова! кто может это слушать?» (Иоан. 6:60).

Есть много людей, которые желают служить Богу, но не имеют познания Его, основанного на опыте. Их желание исполнять волю Его основано на их собственной склонности, но не на глубокой победе Святого Духа. Их поведение не приведено в согласие с законом Божиим. Они исповедуют принятие Христа, как своего Спасителя, но они не верят, что Он даст им силу победить их грехи. Они не имеют личного общения с живым Спасителем, и их характеры проявляют недостатки, как наследственные, так и благоприобретенные.

Согласиться в общих чертах с действием Святого Духа – это одно, а принять Его работу, как осуждающий призыв к покаянию, – совсем другое. Многие испытывают чувство отчуждения от Бога, как последствие их связи со своим «я» и с грехом; они делают усилия произвести реформу, но они не распинают самих себя. Они не отдают себя всецело в руки Христа, ища божественной силы, чтобы исполнить Его волю. Они не желают быть измененными по божественному подобию. В главном они признают свое несовершенство, но они не отказываются от своих мелких грехов. И тогда с каждым ложным поступком прежняя гордая натура приобретает силу.

Единственная надежда этих душ заключается в том, чтобы осуществить в самих себе истину слов Христа к Никодиму: «должно вам родиться свыше», «кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3:7, 3).

Истинная святость есть цельность в служении Богу. Это есть условие истинного христианского жития. Христос требует полного посвящения, нераздельного служения. Он требует сердце, ум, душу, силу. Любви к самому себе не должно быть. Тот, кто живет для себя, не есть христианин.

Любовь должна быть принципом действия. Любовь есть основной принцип Божьего правления на небесах и на земле, и он должен быть основанием христианского характера. Это одно только может сделать его стойким. Это одно может сделать его способным противостоять испытанию и искушению.

И любовь проявится в жертве. План искупления был основан на жертве, жертве такой неизмеримо широкой, глубокой и высокой. Христос отдал все для нас и те, кто приняли Христа, будут готовы пожертвовать всем во имя Его, Нашего Искупителя. Мысль об Его чести и славе придет прежде всего другого.

Если мы любим Иисуса, мы будем любить жить для Него. Всякий труд будет легким во имя Его. Во имя Его будем алкать и жаждать, терпеть боль, работать и жертвовать. Мы будем сочувствовать Его страстному желанию спасти людей. Мы будем чувствовать ту же нежную заботливость по отношению спасения душ, которую Он чувствовал.

Такова религия Христа. Что-либо меньшее, чем это, есть обман. Не простая теория истины или принадлежность к ученикам и исповедание Христа спасет нас. Мы еще не принадлежим Христу, если мы не Его всецело. Посредством полусердечности в христианской жизни люди делаются слабыми в цели и изменчивыми в желании. Усилия служить одновременно и себе и Христу делают слушателя каменистою почвою, и он не устоит во дни испытания.

Среди терний

«А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мат. 13:22). Семя Евангелия часто падает среди терний и вредных семян, и если не происходит нравственного изменения в сердце человека, если старые привычки и обычаи и прежняя жизнь греха не оставлены, и, если характерные особенности сатаны не изгнаны из души, пшеница будет заглушена. Тернии принесут жатву и убьют пшеницу.

Благодать может развиваться только в сердце, которое было постепенно приготовлено для драгоценных семян истины. Тернии греха могут расти во всякой душе; они не нуждаются в культивировании, но благодать должна быть тщательно культивируема. Сорные травы и тернии всегда готовы взойти, и работа очистки от них должна происходить все время. Если сердце не находится под руководством Божиим, если Дух Святой беспрерывно не работает, чтобы очистить и облагородить характер, старые привычки будут проявляться в жизни. Люди могут называть себя верующими в Евангелие, но, если они не освящены Евангелием, их исповедание не имеет цены. Если они не одержали победы над грехом, то, следовательно, грех одержал победу над ними. Тернии, которые были только срезаны, но не вырваны с корнем, снова вырастут, пока не заполнят собою всей души.

Христос перечислил предметы, опасные для души. Как записано у евангелиста Марка, Он упомянул: заботы сего мира, обольщение богатством и сильные желания других вещей. Лука упоминает заботы, богатства и удовольствия этой жизни. Это суть то, что заглушает Слово, возрастающее духовное семя. Душа перестает получать питание от Христа и духовно умирает в сердце своем.

«Заботы века сего»

Ни один класс людей не свободен от искушения мирских забот. Бедняку труд, страх нищеты и лишения приносят затруднения и тяжести. К богачу приходят страх потери и множество беспокойных дум. Многие последователи Христа забывают урок, которому Он приказал научиться от полевых цветов. Они не доверяют Его постоянной заботе. Он не может нести их бремени, потому что они не возлагают его на Него. Поэтому заботы житейские, которые должны были бы приводить их к Спасителю за помощью и утешением, отделяют их от Него.

Многие, которые могли бы быть плодовитыми в служении Богу, становятся склонными к стяжанию богатства. Вся их энергия целиком поглощена деловыми предприятиями, и они чувствуют себя принужденными пренебрегать предметами духовной природы. Таким образом они отделяют самих себя от Бога. Нам предписывается Священным Писанием «не ослабевать в усердии» (Рим. 12:11). Мы должны работать, чтобы быть в состоянии уделить нуждающемуся. Христиане должны работать, они должны заниматься трудом, но они должны делать это, не предаваясь греху. Многие становятся настолько погруженными в дела, что не имеют времени ни для молитвы, ни для изучения Библии, ни для того, чтобы искать Бога и служить Ему. Временами душа страстно желает идти к небесам и святости, но нет времени отвернуться прочь от мирского шума и прислушаться к величественным и авторитетным словам Духа Божия. Предметы вечности сделались подчиненными, а предметы мира главенствующими. Для семени Слова невозможно принести плод, потому что жизнь души отдана для того, чтобы питать тернии любви к миру.

Многие, кто работают по различным побуждениям, впадают, однако же, в одно и то же заблуждение. Они работают для блага других, обязанности давят их, у них много ответственностей, и они дозволяют своему труду вытеснить благочестие. Соединение с Богом через молитву и изучение Его Слова пренебрежено. Они забыли, что Христос сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5). Они ходят отдельно от Христа, их жизнь не проникнута Его благодатью и проявляются характерные черты их «я». Их служение испорчено желанием превосходства и неприятными, отталкивающими чертами непокоренного сердца. Вот одна из главных тайн падения в христианской работе. Поэтому часто ее результаты бывают такими скудными.

«Обольщение богатства»

Любовь к богатству имеет увлекательную, обманчивую силу. Слишком часто те, кто обладает мирскими сокровищами, забывают, что это Бог дал им силу, чтобы приобрести богатство. Они говорят: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». Их богатства, вместо пробуждения благодарности к Богу, ведут к возвышению самого себя. Они теряют чувство их зависимости от Бога и своей обязанности по отношению к ближним, вместо того, чтобы рассматривать богатство, как талант, который должен быть употреблен для славы Божией и для возвышения человечества, они смотрят на него, как на средство угождения самим себе. Вместо развития в человеке черт Божественного характера, богатства, таким образом употребленные, развивают в нем резкие черты характера сатаны. Семя Слова заглушено терниями.

«Наслаждения житейские»

Есть опасность в развлечениях, которые ищут просто для самоудовлетворения. Все привычки самоугождения, которые ослабляют физические силы, которые затмевают разум или притупляют духовное понимание, суть «плотские похоти, восстающие на душу» (1 Петра 2:11).

«Другие пожелания»

Не обязательно, чтобы это были предметы, греховные сами по себе, но, если это даже только то, что поставлено более важным, чем Царствие Божие, – уже плохо. Что бы ни отвлекало ум от Бога, что бы ни отвращало склонности от Христа, все это – враг души.

Когда ум молод и силен и доступен быстрому развитию, существует великое искушение быть гордым самим собою, служить себе. Если мирские предначертания выполняются успешно, проявляется склонность продолжать линию жизни, которая умерщвляет совесть и препятствует правильной оценке того, что составляет истинное превосходство характера. Когда обстоятельства благоприятствуют этому развитию, возраст будет виден в направлении, запрещенном Словом Божиим.

В этом периоде формирования детской жизни, ответственность родителей очень велика. Их задачею должно было бы быть старание окружить юношество правильными влияниями, которые дадут им правильные взгляды на жизнь и ее истинный успех. Вместо этого, как много родителей делают своим первым стремлением обеспечить своих детей мирским благоденствием! Они избирают общество для них, соответственно этому. Многие родители устраивают свой дом в каком-нибудь большом городе и вводят своих детей в светское общество. Они окружают их влияниями, которые способствуют развитию светскости и гордости. В такой атмосфере ум и душа делаются карликовыми. Высокие и благородные задачи жизни теряются из виду. Преимущество быть сыновьями Божьими, наследниками вечности, обменено на мирскую выгоду.

Многие родители стараются увеличить счастье своих детей посредством удовлетворения их любви к развлечениям. Они позволяют им увлекаться спортом и посещать увеселения и снабжают их деньгами, чтобы употреблять их свободно для самоудовлетворения. Чем более удовлетворяется желание удовольствий, тем сильнее оно становится. Интересы юношества все более и более погружаются в развлечения до тех пор, пока они не начнут смотреть на них, как на сущность жизни. Они развивают в себе привычки лености и самоугождения, что делает почти невозможным для них когда-либо сделаться стойкими христианами.

Даже Церковь, которая должна была бы быть столпом и утверждением истины, поощряет эгоистичную любовь к удовольствиям. Когда собираются деньги для каких-либо религиозных целей, то к какому средству прибегают многие церкви? – К базарам, представлениям, даже к лотереям и тому подобным затеям. Часто место, предназначенное для богослужений, оскверняется гуляниями, выпивками, куплею и продажею и увеселениями. Уважение к дому Божию и богослужению умалено в разумах юношества. Пределы самоограничения ослаблены: самолюбие, аппетит, любовь к тщеславию поощряются, и они усиливаются по мере удовлетворения.

Погоня за удовлетворениями и развлечениями концентрируется в городах. Многие родители, которые избирают город домом для своих детей, думая дать им большие преимущества, встречаются с разочарованием и слишком поздно раскаиваются в своей ужасной ошибке. Современные города быстро делаются похожими на Содом и Гоморру. Большое количество праздников поощряют праздность. Возбуждающие спорт, театры, бега, картежные игры, выпивки и кутежи поощряют всякое влечение к усиленной деятельности. Молодежь унесена общим течением. Те, кто научился любить развлечения ради них самих, открыли дверь целому потоку искушений. Они отдаются общественному веселию и необдуманной радости, и их общение с любителями удовольствий производит отравляющее действие на разум. Их ведут от одной формы беспутства к другой до тех пор, пока они не потеряют и желание и способности к полезной жизни. Их религиозные стремления заморожены; их духовная жизнь омрачена. Более благородные дарования души, – все, что связывает человека с духовным миром, – уничтожены.

Правда, что некоторые могут видеть свое безумие и раскаяться. Бог может простить их. Но они изранили свои собственные души и навлекли на себя опасность на все время своей жизни. Сила разборчивости, которая должна всегда быть остро сохраняема и чувствительна для того, чтобы различать правильное от ложного, в большей мере разрушена. Они не могут быстро распознавать руководящий голос Святого Духа или различать ухищрения сатаны. Слишком часто, во время опасности, они падают под искушением и отводятся от Бога. Конец их жизни, полной любви к наслаждениям, есть разрушение, как для этого мира, так и для грядущего.

Заботы, богатство, удовольствия, – все это употребляется сатаною, чтобы приобрести человеческую душу в жизненной игре. Предостережение дано: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (Иоан. 2:15-16). Тот, Кто читает в сердцах людей, как в открытой книге, говорит: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Луки 21:34). Апостол Павел, посредством Духа Святого, пишет: «а желающие обогащаться, впадают в искушение и в сеть и во многие безрасудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствия и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:9-10).

Приготовление почвы

В притче о сеятеле Христос представляет различные результаты сеяния в зависимости от почвы. В каждом случае сеятель и семя – те же самые. Этим Он учит, что если Слово Божие не достигает осуществления своей работы в наших сердцах и жизнях, то причина этого должна находиться в нас самих. Но результат не находится вне наших возможностей. Правда, мы не можем изменить самих себя, но сила выбора принадлежит нам, и она остается с нами, чтобы определить, чем мы сделаемся. Придорожная, каменистая и поросшая тернием почва слушателей нуждается в перемене. Дух Божий всегда старается рассеять туман ослепления, который держит людей погруженными в мирские предметы, и возбудить стремление к нетленному сокровищу. Вследствие сопротивления духа зла, люди делаются невнимательными к Слову Божию или пренебрегают им. Они сами ответственны за твердость своих сердец, которая мешает доброму семени пустить корень, и за то, что там растет зло, препятствуя его развитию.

Сад сердца должен быть разработан. Почва должна быть разрыхлена глубоким раскаянием во грехе. Ядовитые сатанинские насаждения должны быть вырваны с корнем. Почва, однажды поросшая тернием, может быть исправлена только посредством труда. Так и злые наклонности природного сердца могут быть побеждены прилежным усилием во имя и силою Иисуса Христа. Господь повелевает нам через пророка: «распашите себе новые нивы и не сейте между тернами» (Иер. 4:3), «сейте себе в правду и пожнете милость» (Осин 10:12). Он желает совершить это дело для нас, и Он просит нас быть Его сотрудниками.

Сеятели семени должны приготовить сердца к принятию Евангелия. В служении Слова слишком много проповедывания и слишком мало действительной работы сердца. Необходим личный труд для душ погибающих. С христоподобным сочувствием мы должны близко подойти к людям и стараться пробудить их интерес к предметам вечной жизни. Их сердца могут быть тверды, как утоптанная дорога, и может казаться бесполезным усилие представить им Спасителя, но в то время, как логика может остаться незатронутой и доказательства будут бессильны, любовь Христа, проявленная в личном служении, может смягчить каменное сердце, так что семя истины может пустить корень.

Так сеятели должны сделать нечто, чтобы семя не могло быть заглушено терниями или погибнуть вследствие тонкости пласта почвы. В самом начале христианской жизни каждый верующий должен быть научен ее основным принципам. Он должен быть научен, что он не просто может быть спасен жертвою Христа, но что он должен сделать жизнь Христа своею жизнью и характер Христа своим характером. Пусть все будут научены, что они должны носить бремена и отвергнуть природную склонность. Пусть они узнают благословенность работы для Христа, следования за Ним в самоотверженности и перенесения тяжести, подобно добрым воинам. Пусть они научатся доверять любви Христа и возлагать на Него свои заботы. Пусть они вкусят радость приобретения душ для Него. В своей любви и интересе к погибающим они потеряют из виду самих себя. Удовольствия мира утратят свою силу привлекать их, и бремена его не смогут лишить их бодрости. Сошник истины сделает свое дело. Он разрыхлит невспаханную землю, он не будет срезать только верхушки терний, но вырвет их с корнями.

В доброй земле

Сеятель не всегда встречается с разочарованием. О семени, которое падает в добрую землю, Спаситель сказал, что те, кто слушает Слово и принимает его, приносят плод: «один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат». «А упадшее на добрую землю, это те, которые, услышавши Слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении».

Чистое и доброе сердце, о котором говорит притча, не есть сердце без греха, потому что Евангелие должно быть проповедано погибающим. Христос сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Марка 2:17). Тот имеет чистое сердце, кто поддался побеждающему влиянию Святого Духа. Он исповедывает свою вину и чувствует свою нужду в милости и любви Бога. Он имеет искреннее желание узнать истину, чтобы повиноваться ей. Доброе сердце есть сердце верующие, то, которое имеет веру в Слово Божие. Без веры невозможно принять Слово. «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Это тот, кто слышит Слово и понимает его. Фарисеи дней Христа закрывали свои глаза, чтобы не видеть, и уши свои, чтобы не слышать; поэтому истина не могла достигнуть их сердец. Они должны будут выстрадать возмездие за свое умышленное игнорирование и обманчивую слепоту. Но Христос учил Своих учеников, что они должны открыть свои умы к наставлению и быть готовыми поверить. Он произнес благословение на них, потому что они видели глазами и слышали ушами то, чему и поверили.

Добрая земля слушателя принимает Слово, «не как слово человеческое, но как Слово Божие, каково оно есть по истине» (1 Фес. 2:13). Только тот, кто принимает Священное Писание, как голос Божий, говорящий к нему, есть истинный ученик. Он трепещет при Слове, потому что оно для него – живая действительность. Он открывает свое разумение, и сердце его принимает его. Такими слушателями были Корнилий и его друзья, которые сказали апостолу Петру: «Теперь мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что поведено тебе от Бога» (Деян. 10:33).

Познание истины зависит не столько от силы интеллекта, сколько от чистоты причины, от чистоты пылкой, преданной веры; к тем, кто в смирении сердца ищут Божественного руководства, близко подходят ангелы Божии. Святой Дух дан, чтобы открыть им богатые сокровищницы истины.

Слушатели с доброю почвою, услышав Слово, сохраняют его. Сатана, со всеми его агентами зла, не в состоянии выхватить его.

Простого слушания или чтения Слова недостаточно. Тот, кто желает извлечь пользу из Священного Писания, должен размышлять над истиною, которая представлена ему. При усердном внимании и молитвенной мысли он должен изучать значение слов истины и впитывать в себя дух Божественных прорицаний.

Бог повелевает нам наполнить разум великими мыслями. Он желает, чтобы мы размышляли об Его любви и благодати, изучали Его чудесную работу в великом плане искупления. Тогда яснее будет наше восприятие истины, священное наше желание чистоты сердца и ясности мысли. Душа, обитающая в чистой атмосфере святой мысли, будет изменена общением с Богом посредством изучения Священных Писаний.

«И приносят плод»

Те, кто услышав Слово, сохраняют его, будут приносить плод в послушании. Слово Божие, принятое в сердце, будет проявляться в добрых делах. Его результаты будут видны в христоподобном характере и жизни, Христос сказал о Себе Самом: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце» (Пс. 39:9). «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Иоан 5:30). И Писание говорит: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоан. 2:6).

Слово Божие часто приходит в столкновение с человеческими наследственными и благоприобретенными чертами характера и с его привычками в жизни. Но слушатель с доброю почвою, принимая Слово, принимает и все его условия и требования. Его привычки, обычаи и практика приводятся в подчинение Слову Бога. В его глазах повеления смертного, заблуждающегося человека теряются в значительности рядом со Словом Бога. Безраздельно, всем сердцем, ищет он жизни вечной и, ценою утраты, гонений или самой смерти, он будет повиноваться истине.

И он приносит «плод в терпении». Никто из тех, кто принимает Слово Божие, не изъят от трудностей и испытания, но когда скорби приходят, истинный христианин не становится беспокойным, недоверчивым или унылым. Хотя мы не можем видеть окончательного исхода дел или распознать причину Божьего Провидения, мы не должны изгонять нашего доверия. Вспоминая нежные милости Господа, мы должны возложить свои заботы на Него и с терпением ожидать от Него спасения.

Посредством борьбы усиливается духовная жизнь. Хорошо переносимые испытания будут развивать стойкость характера и драгоценные духовные дары. Совершенный плод веры, – кротость и любовь, – лучше созревают среди бурных облаков и темноты. «Земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак.5:7). Так и христианин должен ожидать с терпением пользования в своей жизни от Слова Божия. Часто, когда мы молимся о плодах Духа, Бог отвечает на наши молитвы, помещая нас в такие обстоятельства, среди которых могли бы развиться эти плоды, но мы не понимаем Его цели и изумляемся и ужасаемся. Никто не может развить этих даров иначе, как посредством процесса возрастания и принесения плодов. Наше дело – принять Слово Бога и держать его крепко, подчиняя себя вполне его руководству, и его задача по отношению нас будет исполнена.

«Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). Очарование более сильного, совершенного ума будет действовать на нас, потому что мы имеем живую связь с источником неиссякаемой силы. В нашей Божественной жизни мы будем приведены в плен к Иисусу Христу. Мы не будем более жить просто жизнью самолюбия, но Христос будет жить в нас. Его характер будет воспроизведен в нашей природе. Таким образом, мы принесем плоды Святого Духа – «один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат».