Игры, задания и упражнения для развития речи. Ч.1. Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста

К 2 годам ребенок становится более самостоятельным. Малыш пробует без помощи взрослых одеваться, раздеваться, держать ложку, развивает и другие навыки. В этом возрасте малыш внимательно наблюдает за родителями и стремится во всем им подражать. Поэтому развивать речь ребенка, в первую очередь, должны родители. Их задача- общаться как можно больше с ребенком, дарить ему чувство заботы, любви и, конечно, играть с ним. Приведенные в нашей статье игры для развития речи ребенка в 2 года помогут при условии их регулярного проведения.

Развивать речь ребенка, в первую очередь, должны родители.

Игры для развития речи ребенка в 2 года

Для того, чтобы начать развивать речевые навыки ребенка необходимо соблюдать главное условие. Нужно заинтересовать ребенка игровой деятельностью, а не заставлять его заниматься. Малыш должен видеть увлеченность процессом игры в глазах мамы или папы и чувствовать положительный настрой родителей. В противном случае ребенок не проявит желания к выполнению предлагаемых игр. Помимо этого, не пытайтесь провести сразу много игр. Сначала проведите одну игру. Если малыш устал — переключите его на другую деятельность.

Для того, чтобы речь малыша развивалась, необходимо расширять активный и пассивный словарь (слова, которые малыш понимает и слова, которые может произносить). Нужно развивать артикуляционную моторику, слуховое внимание, речевое дыхание, работать над грамматикой. Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики и активности детских пальчиков.


Для того, чтобы речь малыша развивалась, необходимо расширять активный и пассивный словарь

Чтобы процесс был наиболее эффективным и полезным мы приготовили специально для вас примеры игр для развития речи ребенка в 2 года.

Игра «Маленький-большой»

Возьмите 2 стаканчика разного размера и объема. Вложите маленький стаканчик в большой и покажите их ребенку. Затем достаньте в его присутствии стакан меньшего размера из большого со словами: “Маленький”, “Большой”. Предложите малышу самостоятельно вложить один стакан в другой.

Игра «Контрастные размеры»

После освоения первой игры, можете переходить к ее усложненной форме. Возьмите 3 стаканчика разного размера и покажите, что маленький можно вынимать из среднего, а средний из большого. Попросите малыша сложить стаканчики обратно. Ничего страшного, если у ребенка в первое время это не получится.


Возьмите 3 стаканчика разного размера и покажите, что маленький можно вынимать из среднего, а средний из большого.

Аналогичным образом предложите малышу сравнить 3 игрушки разного размера. Расставьте их в ряд: маленькая, средняя, большая. Называйте размеры, попросите малыша повторять за Вами. Затем поменяйте игрушки местами. Пусть ребенок постарается расставить их в изначальном порядке.

Игра «Прятки с картинками»

Приготовьте 4 картинки с изображениями одушевленных предметов. Например, кошка, собака, ежик, зайчик. Разложите их перед малышом и назовите каждое животное. Затем попросите ребенка показать собаку, например. После того, как покажет, пусть оставит картинку себе. Так проделайте со всеми карточками. В итоге, у малыша окажутся все изображения.


Приготовьте 4 картинки с изображениями одушевленных предметов. Например, кошка, собака, ежик, зайчик.

Далее попросите ребенка вернуть карточки. Разложите их в 2 ряда. Скажите: “Сейчас я спрячу зайчика”. Переверните картинку изображением вниз. Аналогичным образом переверните все карточки. Теперь спросите малыша: “Где спрятался зайчик?”. Пусть покажет пальчиком, затем перевернет изображение. Проделайте подобное действие со всеми картинками. Подбадривайте малыша, хвалите за правильные ответы.

Игра «Строим высокую башню»

Научите малыша строить башню. Сначала покажите, как ее создавать из кубиков. Затем предложите использовать для строительства башни нетрадиционные материалы. Это могут быть пластиковые баночки, контейнеры, стаканчики, пластмассовые крышки от бутылок, банок, флаконов, картонные коробочки, крупные пуговицы и многое другое. Устройте веселое соревнование на создание самой высокой башни.

Игра «Проказник — язычок»

Скажите малышу, что язычок не послушался и убежал из дома на улицу. За это его надо наказать. Постепенно высовывайте язык, прикусывая его от кончика до корня, произнося “Та-та-та”. Затем постепенно прячьте язык, также прикусывая его и ругая “та-та-та”. Попросите малыша повторить за Вами.

Игра «Что лежит в мешочке?»

Для игры понадобится маленький непрозрачный мешок. Возьмите 3-5 игрушек (хорошо знакомых малышу) и положите их в мешочек. Доставайте по одной игрушке из мешка (можно поручить это ребенку). Задавайте вопрос: “Что это?”. Если ребенок отвечает правильно, то хвалите его. Не ругайте малыша, когда он искажает слова. Например, вместо слова “машина” говорит “би-би”, вместо “собака” — “ава” и т.д. Ребенку в возрасте двух лет удобнее лепетать. Со временем он начнет говорить правильно. Если же родители постоянно поправляют малыша, он может замкнуться в себе и вообще перестать разговаривать.

Игра «Ворота»

Возьмите 2 стула и сделайте из них ворота. Соберите любимые игрушки малыша и проводите их в ворота. Хоровод лучше проводить под веселую музыку. При этом произносите слова:

Вот, вот, вот, вот,
Водим дружный хоровод!
Ежик с медвежонком,
Белочка с зайчонком!

Игра «Микрофон»

Научите ребенка говорить, петь и шептать в микрофон. Например, пусть расскажет стишки, исполнит любимые песенки в караоке. Можно проводить инсценировки, изображать животных. Скажите малышу, чтобы он прислушивался к произносимым звукам.


Научите ребенка говорить, петь и шептать в микрофон

Игра «Что на картинке?»

Заранее подготовьте колоду карточек с изображением животных, птиц, ягод и фруктов. Можно купить готовые карточки. Можно также изготовить их самостоятельно. Для этого возьмите бумажные картинки, вырежьте и наклейте на картон. Предложите малышу вытянуть любую карточку. Если на картинке будет ягода или фрукт, ребенок должен постараться описать размер, цвет, вкус продукта. Если малыш вытянет карточку с изображением животного, то ребенку нужно рассказать о том, что он знает об этом животном. Пусть попробует изобразить повадки, походку, издать звуки, которые характерны для данного животного.

Игра «Покажи мне, где в комнате…?»

Покажите малышу несколько предметов в комнате (не больше восьми) и назовите их. Затем дайте ребенку три поручения (в этом возрасте ребенок не может выполнить подряд большее число поручений).


Покажите малышу несколько предметов в комнате (не больше восьми) и назовите их. Затем дайте ребенку три поручения

Например, “покажи, где в комнате шкаф”, “где твой стульчик?”, “где светильник?”. Или “принеси мне красный мячик”, “покажи, где твоя кроватка”, “покажи, где телевизор”.

Игра «Цветные кубики»

Возьмите 6 кубиков 3 цветов (по 2 синих, желтых, красных). Разложите их в ряд, чередуя цвета (кубики одного цвета не должны находиться вместе). Затем возьмите кубик одного цвета (при этом назовите цвет). Попросите малыша найти кубик того же цвета. Затем поменяйте кубики местами. Возьмите кубик другого цвета, называя его. Снова ребенок должен найти подобный кубик. После этого называйте цвета каждого кубика в ряду и просите малыша повторять за Вами.


Возьмите 6 кубиков 3 цветов (по 2 синих, желтых, красных). Разложите их в ряд, чередуя цвета (кубики одного цвета не должны находиться вместе).

Игра — лучшее средство общения с малышом. Если Вы будете регулярно с Вашим 2-годовалым ребенком использовать описанные игры, то эффект от занятий не заставит себя долго ждать. Хвалите ребенка, когда он правильно выполняет задания. Если у малыша что-то не получилось, то это не трагично. Не обрушивайте на него свой гнев. У ребенка все получится в другой раз.

Если по прошествии двух-трех месяцев систематических занятий речевые навыки малыша не прогрессируют — это повод для обращения к специалистам. Возможно, у малыша имеются серьезные речевые нарушения, причины которых могут быть различны. Подобные нарушения необходимо корректировать медикаментозным или другими видами лечения.

Речь необходима для полноценной жизни ребенка. Начинать ее развивать важно с младенчества, помогая крохе познавать многообразие родного языка.

О чем нужно подумать заранее

Полноценного развития ребенка не получится без овладения речью. От этого у крохи зависим интеллект, память, способность к саморазвитию, склонность к самообучению, сознательному принятию решения.

Если ребенку уже два года, а он почти ничего не говорит – это упущение родителей .
Заблуждение считать, что он “разговорится”. Речь пускать на самотек нельзя. Ребенок научится говорить при условии, что его научат. Это по плечу его родителям и близким даже без помощи специалиста.

Начинать процесс обучению речи нужно еще до рождения ребенка. Со второй трети гестационного периода малыш реагирует на звук. Когда с ребенком разговаривают, поют песенки, читают вслух, рассказывают, как рады его появлению, – это и есть процесс обучения речи.

Выделим 4 этапа обучения:

1 возрастной период: от рождения до полугода

3 возрастной период: 1-1,5 года

В этот период малыш пытается сначала произносить слова-заменители, затем усваивает правильную форму. Полезно называть все, что видите, не поддаваясь искушению сюсюкать.

Тут помогут несложные фразы. Новые для чада слова обязательно закрепляйте , постепенно расширяя лексикон.

Например : кубик – кубик красный – кубик квадратный – кубик лежит – кубик падает на пол и стучит. Лучше всего проводить обучение в игровой форме.

4 возрастной период: 1,5-3 года

Если малыш упорно не желает разговаривать, это может быть показателем проблемы с речью и развитием. Словарный запас (активный и пассивный) тут доходит до 200 единиц.

Однако эти слова чадо искажает, шепелявит, переставляет звуки в словах.

Причина – в неумении пользоваться речевым аппаратом .

Для минимизации этого важно

Начинайте развивать через игры мелкую моторику у ребенка и спрячьте подальше пустышку
  • не пользоваться пустышкой, которая создает затруднения с артикуляцией;
  • чтение малышу улучшает его произношение;
  • развивать мелкую моторику. В этом помогут пазлы, мозаика, застегивание пуговиц, рисование, удержание ручки и ложки. Разрешайте крохе рисовать мукой, переливать воду, откручивать крышечки, лепить из теста.
  • скороговорки в интересной, шутливой форме помогают детям постичь родной язык. Они способствуют устранению большинства дефектов речи. Хорошо сопровождать разучивание картинками, обсуждать смысл произносимого.

10 способов научить ребенка говорить уже к 2-м годам

  1. Повторы . Каждый раз называйте собственные действия, предметы дома и на улице.
  2. Повторение за ребенком . Превращайте в игру повторение слогов, гласных.
  3. Развивайте мелкую моторику . Для игры используйте различные предметы – круглые, шершавые, мягкие, шуршащие, гладкие. Часто ребенок охотно играет не дорогостоящей игрушкой, а баночками, крышечками, лоскутками, коробочками, пуговицами, нанизанными на нитку.
  4. Избегайте объяснения жестами , когда чадо перешагнет порог «годовасия». Научите ребенка простым словам: дай, на, спасибо.
  5. Активно используйте звукоподражание животным.
  6. Общайтесь с говорящими детьми сверстниками малыша и ребятами постарше.
  7. Пойте песни! Намеренно путая слова, провоцируйте детей поправить вас.
  8. Ритмичные и простые стихи – отличное обучение. Неожиданно “забывайте” фразы – дети продолжат их.
  9. Слушайте вопросы малыша внимательно. Этим вы стимулируете его много рассказывать. Поддакивайте и удивленно переспрашивайте.
  10. Чтобы ребенок активно играл, не следует заменять мячи, кубики, машинки, пирамидки электронными игрушками.

8 полезных советов по установлению эмоционального контакта с ребенком

Для успешного обучения необходимо, чтобы малыш при этом не скучал. Тут необходимо помнить такие правила:

  1. Улыбайтесь, пойте, говорите с переменными интонациями, четко и правильно.
  2. Рассказывая ребенку обо всем, делайте паузу – на его ответ.
  3. Целенаправленно рассказывайте малышу про различные предметы.
  4. Учите чадо читать целыми словами. Сначала показывайте карточки с ними, затем вместе читайте, используйте в помощь интерактивные пособия.
  5. Дополняйте слова малыша.
  6. Выберете несколько различных предметов, объединенных одним признаком – цветом, формой, размером. Покажите их и объясните, что у них общего, постепенно расширяя комментарии.
  7. Рассказывайте стихи и пойте песенки, многократно повторяя их. Дайте возможность крохе самому закончить строчки.
  8. Используйте специальные стихи-игры: ладушки-ладушки, гуси-гуси и т.п. Не забывайте считалочки, прибаутки.
Возьмите за правило везде разговаривать с ребенком
  • Говорите с ребенком много и везде – в быту, на прогулке, выполняя гигиенические действия.
  • Знакомьте ребенка с разнообразными звуками.
  • Разрешите малышу играть с мелкими предметами: фасолью, горохом, бусинками, монетками (конечно, под контролем). Их можно перебирать, перекладывать, пересыпать с помощью чашек, баночек, подносов, ложечек, совочков. Играйте с песком.
  • Читайте сказки, рассказики, стишки, пойте песенки.
  • Проводите инсценировки. Для этого пригодятся не только игрушки и самоделки, но и предметы повседневного обихода, продукты.
  • Просите малыша побольше рассказывать, осторожно поправляя его речь.
  • Побуждайте называть предмет, когда малыш тянет к нему ручку, требует его и, не стараясь назвать, мычит. Предложите ему рядом стоящую вещь. Если он отказывается, объясните, что не поняли его.
  • Поощряйте общение малыша с другими детьми – организуйте маленькие праздники, групповые занятия.

Как проводить с малышом занятия по развитию речи

Эти правила подходят фактически любым детишкам.

  1. Становитесь на один уровень с малышом, дабы был визуальный контакт, крошек же вообще надо брать на колени.
  2. Занятия нужно проводить ежедневно, не более четверти часа.
  3. Дошкольникам надобно игровое обучение.
  4. Ежедневно проводите массаж лица малыша и артикуляционную гимнастику с ним. Упражнения по звукопроизношению и скороговоркам стоит распределить по дням.
  5. С детьми до полутора лет говорите громко, утрировано широко открывая рот. С ребятами постарше – обычным голосом, четко произнося звуки.
  6. Не забывайте глаголы. Накапливайте также и признаки предметов.
  7. Читая книжки, обсуждайте их героев.
  8. С двух лет любимой игрой детей становится “что это?”. В нее особенно интересно играть на улице.

Подведем итоги

Разговаривайте с малышом еще до его появления на свет . Развитие речи ребенка напрямую связано с мелкой моторикой, частотой и качеством общения со старшими и сверстниками.

Позволяйте чаду играть интересующими его мелкими предметами под вашим контролем, объясняйте ему свои действия, читайте книжки, обсуждая их.

Слушайте музыку, пойте, шутите, играйте, поощряйте любую речевую активность малыша и вы убедитесь, что научить ребенка говорить в 2 года – это реальная цель.

Как научить ребенка подражать мимике взрослого через тренировки мышц лица смотрите в видеоуроке.

В этой статье:

В возрасте 2-3 лет происходит активное развитие речевой моторики у малышей, хотя, конечно, не у всех. И в этом случае на помощь крохе должна прийти любящая мама, у которой должны быть на вооружении различные развивающие игры для детей, направленные на ускорение этого процесса.

Чтобы малышу было весело играть, нужно создать вокруг него непринужденную атмосферу и сделать занятия максимально интересными. Главное – привлечь его внимание, а потом процесс обучения пойдет намного проще и быстрее.

Эффективные игры для развития речи

Начинать проводить развивающие игры необходимо после того, как кроха достиг годовалого возраста. В это время все новое познается крохой намного быстрее, поэтому упускать такой шанс нельзя. Следующие игры отлично помогают овладеть первыми, самыми тяжелыми, речевыми навыками.

«Кто дольше?»

Суть игры довольно проста. Мама называет любую гласную или согласную букву. Задание крохи – переиграть маму, протянув подольше названный звук.

Играть в «Кто дольше?» можно всей семьей – этим вы только заинтересуете своего ребенка. Заниматься разрешается хоть каждый день, но лучше чередовать забаву с другой, чтобы она не наскучила малышу. Данное упражнение развивает не только речь, но и дыхательную систему ребенка.

«Повторяшки»

Очень веселая и интересная игра, формирующая навыки правильного произношения, и тренирующая артикуляционный аппарат крохи. Она предполагает чтение мамой небольших предложений, а задачей малыша является повтор последнего слога каждой строчки. Например:

«Вот пришла уже зима – ма-ма-ма, ма-ма-ма.

Будем весело играть – рать-рать-рать, рать-рать-рать.

Дождь на улице идет – дет-дет-дет, дет-дет-дет».

Такие рифмовки может придумывать каждый день – так крохе будет намного интереснее играть. Такой творческий подход ускорит процесс развития речи малыша. Играть в «Повторяшки» нужно с детьми в 1-2 года.

«Проводи зайку»

Такая игра улучшает не только речевую моторику крохи, но также учит его ориентироваться в пространстве. Для проведения такого мероприятия вам понадобится любимая игрушка вашего малыша (в данном случае – плюшевый зайчик).

Задача мамы: возьмите игрушку в руки и скажите ее голосом своему ребенку, что она хочет познакомиться с домом. Попросите малыша взять зайчика в руки и показать ему все самое интересное в доме. Но не только показать – кроха должен попытаться рассказать своему плюшевому другу обо всем, что его может заинтересовать.

После осмотра детской и гостиной, пройдите с ребенком на кухню, где все тем же «игрушечным» голосом спрашивайте у него название различных кухонных принадлежностей и предметов, которые там находятся. Обязательно интересуйтесь тем, для чего они необходимы.

Не засыпайте малыша всеми вопросами сразу – лучше играйте с ним в эту забаву каждый день, постепенно «разговаривая» его. Если вы станете спрашивать у него обо всем сразу, он запутается, и даже потеряет интерес к игре.

Игра «Проводи зайку» предназначена для детей, которым уже исполнилось хотя бы 1,5 года. Но если ваш ребенок в 1 годик уже вовсю учится связывать слова и словосочетания в предложения, вы вполне можете заниматься с ним до достижения им двухлетнего возраста.

«Спящая кукла»

Данная игра направлена на развитие речевого и слухового аппарата. Для ее проведения вам понадобится кукла, резиновый пупсик или мягкая игрушка. Далее все нужно делать по нижеприведенному алгоритму:

  1. Попросите своего ребенка уложить куколку спать, спев ей колыбельную песню.
  2. Когда игрушка «уснет», пусть кроха аккуратно уложит ее в кроватку и укроет одеялом.
  3. Пока кукла «спит», скажите ребенку, что разговаривать нужно шепотом, чтобы ее не «разбудить.

Во время «сна» игрушки говорите с крохой, спросите его о том, чем они будут заниматься, когда куколка «проснется», во что будут играть и т. д. Ваша цель – научить малыша связному разговору. Это будет непросто, но не давите на кроху, и уж тем более не кричите на него. Подобные действия могут надолго отбить у него желание играть в подобные игры.

Пальчиковые игры для развития речевой моторики

Пальчиковые игры предназначены для развития речи у детей в возрасте 10 месяцев. За счет проведения таких занятий развивается мелкая моторика, что положительно влияет на артикуляционный аппарат крохи. Они подразумевают выполнение так называемой «пальчиковой гимнастики», основанной на использовании забавных детских стишков.

Вовсе не обязательно делать все по шаблону. Мама вполне может сама подобрать рифмовки, и к каждой строчке придумать движения пальцами, которые будут передавать смысл сказанного.

Такое обучение делится на несколько этапов:

  1. Мама показывает малышу сценку только своими пальчиками.
  2. Под заранее заготовленные стишки мама двигает и своими пальчиками, и пальчиками малыша.
  3. Взрослый и малыш выполняют пальчиковые движения синхронно.
  4. Кроха выполняет движения самостоятельно, взрослый проговаривает стих, а при необходимости помогает ребенку правильно делать пальчиковую гимнастику.
  5. Ребенок самостоятельно выполняет упражнение и проговаривает стишок, мама только немного ему подсказывает и помогает.

Маленьким деткам, не достигшим хотя бы годовалого возраста, нужно только показывать пальчиковые «спектакли». Разучивать их вместе следует уже тогда, когда кроха научится проговаривать словосочетания. Отлично поддаются обучению полуторагодовалые малыши и детки постарше.

Для начала маме нужно будет потренироваться, самостоятельно разучив одну детскую потешку, и придумав к ней интересные пальчиковые движения. Например:

«Спозаранку Петушок

Песенки поет,

Чистит хвостик, гребешок,

Хоровод ведет.

Любят дети с ним играть,

Песни петь и танцевать».

К каждой строчке придумайте движение, потренируйтесь несколько дней, и уже потом переходите к занятиям с ребенком. От таких упражнений многие детишки просто в восторге, особенно если ежедневно им предлагают новые стишата.

Артикуляционная гимнастика для детей 1-3 лет

Занятия артикуляционной гимнастикой с маленьким ребенком особенно необходимы, если имеет место ярко выраженная . Существует целый комплекс упражнений, которые выполняются с целью укрепления и улучшения работы всех элементов артикуляционного аппарата (языка, щек, уздечки, губ).

Занятия с ребенком нужно сделать красочными, занимательными, необычными. Следует вызвать у малыша восторг и желание упражняться каждый день. Тогда и процесс развития речевого аппарата начнет продвигаться намного быстрее.

Вот несколько эффективных упражнений, которые можно выполнять ежедневно. Заниматься нужно с ребенком, который достиг полуторагодовалого (или хотя бы годовалого) возраста.

Упражнение «Блин»

Широко улыбнуться и высунуть язык. Поместить его на нижнюю губу и держать на протяжении 5-7 секунд. При этом необходимо следить, чтобы губа была расслаблена и не терлась о зубы. Даже легкое напряжение является показанием для повторного проведения манипуляции.

«Улыбка»

Это одно из простейших упражнений для развития артикуляционного аппарата у ребенка. Крохе всего лишь нужно растянуть губы в улыбке таким образом, чтобы зубы не были видны. Удерживать такое положение на протяжении 5-10 секунд. Делать 3-4 подхода в день.

Упражнение «Пятачок»

Вытянуть губы трубочкой, а затем двигать ими вправо, влево и по кругу. Выполнять процедуру на протяжении 1-3 минут.

Игра «Маятник»

Рот немного приоткрыть, губы растянуть в широкой улыбке и высунуть наружу кончик языка. Под счет мамы ребенок должен касаться попеременно каждого уголка рта кончиком языка. Повторять движения следует не менее 10 раз, постепенно увеличивая продолжительность занятий.

Все упражнения, из которых состоит комплекс артикуляционной гимнастики, должны выполняться в сидячем положении. Ребенок при этом должен быть расслаблен и настроен на игровой лад. Только тогда от таких занятий будет польза.

Дыхательная гимнастика для развития речи у детей

Такие упражнения играют особенно большое значение, поскольку тренируют дыхательную систему ребенка. Принцип прост: вдох выполняется через нос, выдох – через рот. Именно на выдохе и выполняется большая часть таких упражнений.

Упражнение «Лети, бабочка!»

Для выполнения такого упражнения вам нужно будет вырезать несколько бабочек из разноцветной бумаги. Каждую бабочку прикрепить к не очень длинной нитке, а затем все фигурки вместе приделать к шнурку или тонкому деревянному бруску. Заготовку для игры повесить таким образом, чтобы она висела на уровне лица малыша.

Покажите ребенку бабочек, после чего скажите что-то вроде: «Смотри, какие красивые бабочки – разноцветные, маленькие, интересные. А как они умеют летать»!

После этого легонько подуйте на бабочек, чтобы показать ребенку, что от него требуется. Скажите ему: «Погляди, как далеко они улетели! А ну-ка, давай и ты попробуй. Полетят ли они у тебя так же далеко?»

Задача малыша – набрать как можно больше воздуха через нос, и со всей силой подуть на бумажных бабочек. Вы же должны следить за тем, чтобы его плечи оставались прямыми, он не поднимался на носочки, не добирал даже немного воздуха в легкие, и не надувал щеки. Дуть следует осторожно, чтобы не спровоцировать головокружение.

Упражнение «И пошел первый снег»

Данная игра потребует от вас небольшого куска ваты, разделенного на множество мелких клочков. Они послужат снежными хлопьями. Разместив «снежинки» на столе, скажите: «Посмотри, как много снежинок. Все они напоминают о зиме, и если ты любишь эту пору, давай вместе подуем на них».

Покажите ребенку, как правильно выполнять упражнение, после чего он сам должен повторить процедуру. Проводите такие игры каждый день по 3-5 минут.

Такие упражнения должны выполнять только при желании ребенка, поэтому не заставляйте их учиться против воли. Этим вы можете добиться эффекта, прямо противоположного ожидаемому.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры не только помогают развивать речевой аппарат, но также улучшать память, мышление, фантазию и мелкую моторику.

Так, с ребенком можно играть во что угодно, имитируя:

  • семью;
  • школу;
  • магазин;
  • салон красоты;
  • праздники и т. д.

У таких игр есть свой алгоритм проведения, которому необходимо следовать. Он включает в себя следующие действия:

  1. Выбор темы.
  2. Тщательная разработка плана игрового мероприятия.
  3. Создание ситуации.
  4. Распределение ролей.
  5. Старт игры.
  6. Поддержание интереса ребенка к забаве за счет придумывания различных неожиданных поворотов и ситуаций.
  7. Завершение игрового мероприятия. Финал должен быть логическим, чтобы малыш понимал, ради чего проводилась игра.

Чтобы веселее было проводить такие занятия, лучше играть всей семьей. Это пойдет на пользу и крохе, и родителям.

Развивающие игры для детей от 2 лет

Дети от 2 лет и старше уже имеют кое-какие навыки общения, поэтому задача родителей заключается в их закреплении и развитии.

С этой целью был создан интерактивный обучающий комплекс «Мерсибо», который состоит из упражнений, направленных на:

  • выполнение дыхательной гимнастики;
  • развитие фонематического слуха;
  • проведение звуко-буквенного анализа;
  • улучшение неречевого слуха;
  • обучения основам грамматики (деткам от 3 лет и старше);
  • развитие логического мышления;
  • улучшение внимания;
  • стимуляция полноценного мышления и др.

Все игры, из которых состоит учебный курс «Мерсибо», проводятся в визуальном режиме. Это обеспечивают наборы картинок, которые выводятся на экран специальной мультимедийной доски.

Для кого предназначен обучающий комплекс?

Сборник упражнений «Мерсибо» используется в основном в дошкольных учебных заведениях, не имеющих доступа к сети интернет. Это платный курс, однако, программа обучения довольно обширная, поэтому она приобрела огромную популярность не только у воспитателей детских садов, но также у родителей.

Занятия по методике «Мерсибо» помогают развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, укрепляют память, вырабатывают смекалку, учат фантазировать и мыслить логически. Такие игры способствуют значительному пополнению словарного запаса малыша, подготавливают его к школе.

Интерактивный комплекс «Мерсибо» можно установить на домашний ПК, чтобы в любой момент вы могли открыть ту или иную игру и начать заниматься с ребенком. Но если вы придерживаетесь мнения, что обучать ребенка должны родители, тогда варианты домашних игр, представленных выше, выручат вас в любое время и любую погоду.

Полезное видео о том, как развивать речь ребенка 2-3 лет

Людмила Митрохина
Развитие речи детей 2–3 лет. Из опыта работы

Статья по развитию речи по теме :

Из опыта работы .

«Развитие речи детей 2-3 лет » .

Составила воспитатель : Митрохина Людмила Владимировна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27»

Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития . А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.

С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей . Даже

самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи . Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно.

В течение дня воспитатель должен разговаривать с детьми о том, что они видят и делают, объяснять, что им предстоит сделать. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель должен комментировать свои действия, использовать в речи подходящие стихи , песенки, присказки. Речью необходимо сопровождать все повседневные дела в группе. Наблюдая за действиями воспитателя, помогая ему, дети учатся слушать речь, узнают новые слова.

Большое значение для развития речи детей имеет общение со сверстниками, поэтому важно стимулировать детей обращаться друг к другу с просьбами и вопросами, давать ребёнку такие поручения, которые вызывают у него необходимость вступать в разговор со сверстником. Совместная игра и рассматривание картинок также способствуют возникновению разговора между детьми.

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи :

Разнообразные игры (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.);

Игры-занятия с предметами и сюжетными картинками;

Рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их вместе с детьми;

Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;

Разгадывание загадок;

Игры, направленные на развитие мелкой моторики .

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра "Угадай, кто идет".

После просмотра книг с картинками животных поиграйте с ребенком в игру, в которой нужно изображать повадки животных.

Например, так : "Вот идет медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен". Постучите медленно в бубен, а ребенок изображает, как ходит медведь.

"А вот так прыгает воробушек, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен".

Быстро постучите в бубен, а ребенок прыгает, как воробушек.

Игра «Повторяй за мной» .

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат.

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог :

Ногу выше, шаг смелей - лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад - пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай - чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Ма-ма-ма – я сама.

Мо-мо-мо – лук помой.

Мы-мы-мы – ждем зимы.

Ла-ла-ла - стоит Мила у стола,

Лу-лу-лу - идет Мила к столу,

Лю-лю-лю - на столе цветок полью.

По-по-по – песню пой.

Пы-пы-пы – вытри пыль.

Пу-пу-пу – летит пух.

Бо-бо-бо – большой забор.

Бы-бы-бы – в лесу грибы.

Ба-ба-ба – бежит кабан.

Но-но-но – у нас темно.

На-на-на – стоит стена.

Ны-ны-ны – идут слоны.

Га-га-га – у козы рога.

Гу-гу-гу – по лугу бегу.

Ха-ха-ха – поймал петуха.

Хи-хи-хи – поел ухи.

Са-са-са - по лесу идет лиса,

Со-со-со - лиса катит колесо,

Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,

Су-су-су - видел я в лесу лису.

Та-та-та – поймай кота.

Ту-ту-ту – поет петух.

То-то-то – поем батон.

Ду-ду-ду – домой пойду.

Ды-ды-ды – попей воды.

Да-да-да – пойду сюда.

За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.

Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.

Ши-ши-ши – ее любят малыши.

Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

Ву-ву-ву – лови сову.

Во-во-во – воет волк.

Вы-вы-вы – бегут львы.

Ко-ко-ко – рот далеко.

Ка-ка-ка – дай молока.

Ку-ку-ку – лежи на боку.

Соберите игрушки, изображающие зверушек, голоса которых вы могли бы воспроизвести.

Предложите ребенку игру "Угадай, кто к тебе пришел в гости".

Спрятавшись, подаете голос : "Ав-ав-ав! Угадай, Машенька, кто это к тебе пришел?" Если ребенок не называет, скажите сами : "Это собачка пришла к Машеньке", покажите и отдайте ребенку собачку. Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями.

Игра «Кто дольше» .

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а» , «у» или любой другой гласный.

Игра «Как зовут зверят?» .

Игра развивает память и речь .

Задайте малышу вопросы. Если ребенок говорит хорошо, он будет отвечать сам. Если он говорит неуверенно, предложите ему повторять ваши слова :

Как зовут детенышей собачки ? - Щенки!

Как зовут детенышей кошечки ? - Котята!

Как зовут детенышей коровы ? - Телята!

Как зовут детенышей курочки ? - Цыплята!

Как зовут детенышей овечки ? - Ягнята!

Как зовут детенышей утки ? - Утята!

Игра «Для чего нужна вода?» .

Игра развивает речь , расширяет кругозор.

Задавайте малышу вопросы, чтобы он учился связывать разные понятия, обобщать и точно формулировать ответы. Например : «Для чего нам нужна вода?» - «Чтобы пить, поливать цветы, купаться» .

Спросите, для чего нужны ложка, кружка, стул и т. д.

Постепенно вопросы должны становиться сложнее, Например : «Для чего нужны телевизор, солнце, день, ночь?»

Игра "Угадай слово".

Загадываете ребенку загадки, он должен догадаться и назвать недостающее слово.

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его. (боюсь) .

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый. (воробей) .

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему. (штанишки) .

Иго-го! - кричит ребенок,

Значит, это. (жеребенок) .

Кто один имеет рог?

Это толстый. (носорог) .

Вместо носа - пятачок,

Я веселый. (поросенок) .

У меня пропал носок,

Утащил его. (щенок) .

Я встаю на заре,

Разбужу всех во дворе.

У меня есть гребешок,

Кто же я?. (петушок) .

Апельсины и бананы

Очень любят. (обезьяна) .

Вы зимой кормили птиц -

Голубей, ворон, синиц?

Не теряйте ни минутки :

Под мостом зимуют. (утки) .

Он мурлычит и поет,

Угадали? Это. (кот)

Он в берлоге зиму спал,

Лапу бурую сосал,

А проснулся, стал реветь.

И зовут его. (медведь) .

Любит он на солнце греться,

В полосатое одеться,

И как сахар он на вкус,

А зовут его. (арбуз) .

Как гора огромный он -

Очень добрый,

Игра способствует развитию речи , артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Материалы : карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

корова - мычит (му-у-у)

кошка - мяукает (мяу-мяу)

воробей - чирикает (чирик-чирик)

ворона - каркает (кар-кар)

гусь - гогочет (га-га-га)

слон - трубит (ту-у-у)

собака - лает (гав-гав)

индюк - кулдыкает (кулды-кулды)

кабаны, свиньи - хрюкают (хрю-хрю)

лошадь - ржет (и-го-го)

лягушка - квакает (ква-ква)

мышка - пищит (пи-пи-пи)

осел - ревет (иа-иа)

петух - поет, кукарекает (кукареку)

пчела - жужжит (ж-ж-ж)

коза - блеет (ме-е-е)

утка - крякает (кря-кря)

филин - ухает (уху-уху)

Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Игра «Закончи слово» .

Игра способствует развитию речи , памяти, внимания.

Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например : мага-зин, коло-бок, доро-га.

Если ребенку трудно сориентироваться, можно показать картинки.

Упражнения на внимание и память "Чего не хватает на столе?".

Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки.

Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек.

Затем поменяйтесь ролями - теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете.

Ту же игру проводите с добавлением игрушек : "Посмотри, Максимка, внимательно, что появилось на столе, какая игрушка?"

Так же, как и в предыдущей игре, расставляете на столе 5-6 игрушек. Ребенок внимательно смотрит, какие игрушки стоят на столе и как они расположены. Затем, когда ребенок отвернется, поменяйте что-либо, например, лисичка теперь сидит в машине. Ребенок отгадывает, что изменилось, что стало не так, как было.

По мере усвоения ребенком смысла этой игры усложняйте задание.

Даете ребенку такое задание : "Посмотри на меня внимательно, запомни все в моей одежде, затем я выйду из комнаты, а когда войду, ты должен угадать, что изменилось ".Выходите из комнаты и, например, надеваете шапку, входите в комнату. Ребенок смотрит на вас, видит, что появилась шапка, которой раньше не было. Вы хвалите ребенка, и игра продолжается дальше.

Усложняйте постепенно задание, меняйтесь ролями.

Игра «У меня зазвонил телефон» .

Игра способствует развитию речи , пополнению словарного запаса.

Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону» . В качестве телефона можно использовать любые предметы : кубики, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона.

Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

Меняйтесь ролями.

Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Игра "Спрячь шарики".

Ставите на стол три емкости разной величины (с крышками) и кладете три шарика тоже разной величины. Попросите ребенка спрятать большой шарик в большую банку, средний шарик - в среднюю, а маленький - в маленькую. Затем нужно закрыть каждую банку соответствующей по размеру крышкой. После этого вынуть шарики из банок и вложить банки друг в друга (спрятать все банки в одну большую) .

Упражнения с разрезными картинками.

Возьмите картинку с нарисованным на ней хорошо знакомым ребенку предметом.

Разрезаете эту картинку на две части и просите ребенка соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.

Если у ребенка это задание не получается, готовите две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.

Даете ребенку разрезанную картинку, показываете ему целую и говорите : "Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован дом; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка, с домиком".

Упражнения для тонкой моторики пальцев "Рисование".

Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать паровозик, домик, машинку, солнышко, шарик и т. д.

"Рисуем шарики".

Прочитайте ребенку стихотворение В. Антоновой :

Шарики, шарики

Подарили нам!

Красные, синие

Дали малышам!

Шарики подняли

Мы над головой.

Заплясали шарики -

Красный, голубой!

Дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши. Попросите его нарисовать эти шарики и закрасить их в разные цвета. Напоминайте ребенку : "Шарики летят высоко вверх, в разные стороны".

Рисуем красками.

На листе бумаги нарисуйте елки, траву. Дайте ребенку этот рисунок, пусть он нанесет краской мазки (следы) сказочных персонажей, например, из сказки "Колобок". Расскажите ребенку эту сказку. Покажите, как можно изобразить следы волка, зайца, медведя.

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае , независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки . Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки . Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый . Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

  • Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики . На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

Причина Решение
1. Наследственность Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2. Особенность характера и темперамента Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3. Отсутствие необходимости в речи Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5. Чрезмерный напор родителей Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6. Отсутствие интереса Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7. Отсутствие социума Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

(9 оценок, среднее: 4,67 из 5)