Функцией политологии не является. Open Library - открытая библиотека учебной информации

1) гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий; 2) функция рационализации политической жизни. Политология обосновывает необходимость создания одних и ликвидации др. политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов, тем самым создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ; 3) функция политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, выработать отношение к существующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения; 4) прогностическая функция. Политология способна дать: а) долговременный прогноз возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; б) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; в) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических лидеров, партий и т.д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ

от лат. functio - исполнение) - это «существование, мыслимое нами в деятельности» (И.В. Гете, 1749–1832). Политическая наука призвана выполнять ряд функций, которые указывают на социальную значимость и влияние ее на развитие общественно-политической жизни. Гносеологическая (или теоретико-познавательная) функция призвана устанавливать причинно-следственные связи в развитии политических явлений, определять содержание, тенденции и направленность развития политических процессов. Методологическая функция служит для раскрытия закономерностей развития политических явлений, разработки теории и методологии исследования политических явлений, процессов, институтов. Управленческая функция показывает тенденции политического развития, поставляет субъектам власти информацию, которая способствует процессам эффективного принятия решений, руководства и управления, своевременной и адекватной оценке сложившейся ситуации. Прогностическая функция осуществляет прогноз посредством определения тенденций и направленности общественно-политического развития, перспектив социально-политических изменений. Необходима в качестве предупреждения, а также своевременного и эффективного разрешения возникающих конфликтов, противоречий. Идеологическая функция выражается в обосновании политических идеалов, ценностей. Удачно используется и эксплуатируется субъектами власти во благо властных интересов, классами и прочими социальными группами. Воспитательная функция служит задаче воспитания личности гражданина; включает гражданское или гражданско-патриотическое, политическое, политико-идеологическое, духовное воспитание.

В самом общем виде политология выполняет две основные функции: 1) познавательную , служащую решению узкопознавательных задач; 2) прикладную , помогающую реализации результатов научных исследований в политической практике. Однако в рамках данных функций политология решает и более узкие задачи. Перечни таких частных функций, приводимых различными авторами, как правило, не совпадают. По нашему мнению, в этот перечень могут быть включены методологическая, теоретическая, описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, мировоззренческая и идеологическая функции.

Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действи­тельности, правил и нормативов построения политической теории и образцов организации практической политической деятельности.

Теоретическая функция – это концентрация, объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки. Результатом этой функции выступает политическая теория – целостное, с высокой степенью достоверности, систематически развиваемое знание о существен­ных связях и закономерностях, присущих явлениям и процессам политической сферы общества.

Описательная функция – изучение, накопление, описание, систематизация фактов, явлений политической жизни, определение на их основе тенденций и закономерностей политического развития. Описательная функция политологии связана с поиском ответа на вопрос: какова на самом деле политическая действительность? Результатом исследования в данном случае выступают определенные суждения и высказывания, в которых утверждается или отрицается что-либо о рассматриваемых явлениях политики.

Объяснительная функция – это поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни, в частности: зачем, почему, в силу каких причин данные явления или процессы возникли, почему им присущи имен­но эти, а не иные особенности? Объяснительная функция делает воз­можным переход от наблюдаемых разнородных явлений к непосредственно не наблюдаемым их причинам. Следовательно, она помогает понять сущность данных явлений.

Прогностическая функция – выработка прогнозов относительно развития процессов в политической сфере. Эта функция заключается в поиске ответа на вопрос: какой будет действительность в будущем и когда наступят определенные события? Результатом данного поиска являются, прежде всего, гипотезы.

Инструментальная функция – нахождение ответов на вопросы практической политики типа: какие следует предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого политического результата; что надлежит сделать, чтобы предвидения, касающиеся проектов действительности, оказались возможными? Выполнение этих задач требует установления достоверных сведений о реальном положении вещей, а также знания средств достижения положительного результата.

Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических про­цессах. Результатом такого поиска является развитие политического сознания от обыденного уровня к научно-теоретическому, формирование ценностных ориентаций, помощь в определении политической позиции гражданина, группы, партии.

Идеологическая функция – выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы. Данная функция находит свое выражение в поиске ответа на вопрос: к каким общественным идеалам следует стремиться или какие ценности нужно реализовывать в своей практической деятельности? Результатами исследования в данном случае будут хорошо обоснованные политические цели.

— наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

По поводу существования закономерностей в политике существуют две противоположные точки зрения. Так, А. И. Соловьев, не отрицая возможности возникновения в политических процессах относительно устойчивых зависимостей, тем не менее не считает их достаточными для того, чтобы признавать наличие общих закономерностей в политике. Сторонники другой точки зрения (В. А. Ачкасов, В. А. Гуторов, В. А. Мальцев, Н. М. Марченко, В. В. Желто в и др.) считают, что в политическом процессе существуют общие закономерности, такие, как например «закон классовой борьбы К. Маркса», «закон соответствия развитию уровня производства производственным отношениям», «железный закон олигархии Р. Михельса», «законы» бюрократизации С. Паркинсона и др.

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку, изучающую совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. При этом имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономика, политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

В узком смысле под политологией понимается наука, призванная непосредственно исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.

Необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

Объект и предмет политологии

Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования. Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, социальный класс может стать объектом исследования таких наук, как психология, социология, политология, этнология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества.

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

Методы и направления исследования политологии

Политология — многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы.

Одним из основных направлений является исследование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений, как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно-политические движения и другие формализованные и неформализованные политические институты. Политические институты (от лат.institutum - установление, учреждение) — это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулируемые процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.

Другим направлением является исследование политических процессов и явлений. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различных политических технологий для их практического применения.

Третьим направлением является исследование: , политической психологии и идеологии, политической культуры, политического поведения людей и его мотивации, а также способов коммуникации и управления всеми этими явлениями.

В качестве самостоятельного направления можно выделить политические исследования внешнеполитической деятельности государства и международного политического процесса.

Применение тех или иных методов в политической науке обусловлено ходом ее исторического развития и наличием в «арсенале» человечества конкретных методов исследования.

Первые попытки теоретического обобщения знаний о политике основывались на философско-этических (в основном умозрительных) идеях и представлениях. Представителей философско-этического направления (Платон, Аристотель) в большей мере интересовали проблемы не реального государства, а то, каким оно должно быть в идеале. В Средние века, когд в Западной Европе доминировали религиозные концепции, политическая мысль развивалась в рамках теологической парадигмы. Поэтому политические теории и представления интерпретировались как одна из сфер теологии, в которой высшей инстанцией является Бог.

Зарождение гражданской концепции политической мысли (XVII-XVIII вв.) дало мощный толчок для возникновения и развития новых методов исследования политических процессов. В своих трудах Дж. Локк, Ш. Монтескье, Э. Берк заложили основы институционального метода в политологии. В XIX — начале XX в. этот метод был одним из ведущих в политических исследованиях.

Институциональный метод политологии

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партий, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторов политической деятельности и политического процесса. Институционализация — это процесс упорядочения, стандартизации и формализации социальных отношений в определенной сфере жизнедеятельности. Она предполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность) данного социального института, что организационное (правовое) оформление социальных отношений, установление общих правил, регулирующих жизнедеятельность людей, обеспечивает предсказуемое поведение субъектов социального взаимодействия. Институциональный метод способствует исследованию процесса институционализации.

В политологии институциональный метод используется для исследования политических институтов с точки зрения их правовой законности и общественной легитимности и взаимной совместимости. При этом концепция институционального соглашения имеет ключевое значение для общественного развития. Нарушение общепринятых институциональных норм или введение новых «правил игры», без достаточных на то оснований, может привести к различного рода социальным конфликтам. Институциональный метод позволяет рассматривать политическую сферу как систему социальных институтов, имеющих свои «институционализированные» структуры и правила функционирования.

С возникновением социологии как науки в середине XIX в. социологические методы начинают применяться и в политических исследованиях. Эти методы широко используются и в настоящее время.

Социологические методы политологии

Социологические методы предполагают выявление социальной обусловленности политических явлений, позволяют раскрыть социальную природу власти, определить политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанные на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологические методы заложили основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

Сравнительный метод политологии

Сравнительный (компаративный) метод использовался еще в античные времена. Так, Платон и Аристотель на основании сравнения различных политических режимов определяли «правильные» и «неправильные» формы государства и конструировали в своих трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства. В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а сравнительная политология является относительно самостоятельным научным направлением в структуре обшей политической науки.

Суть сравнительного метода заключается в сравнении (сопоставлении) однотипных и различных политических явлений, например политических режимов, партий, движений, политических систем, способов разработки, принятия и реализации политических решений и т. д. Сравнение позволяет выявлять общее и особенное в исследуемых объектах, более объективно оценивать существующие реалии, определять закономерности развития наблюдаемых явлений, находить наиболее оптимальные варианты решения существующих проблем. Так, в мире существует около 200 независимых государств, каждое из которых обладает своими характерными особенностями. Сравнительный метод позволяет из всего многообразия различных ситуаций выбрать в каждом из государств отличные и сходные черты, типологизировать сходные явления, выявить возможные альтернативы, использовать опыт других стран и народов.

Это не означает, что исследователи и политики должны заимствовать удачный опыт других. Такие эксперименты, как правило, приводят к плачевным результатам. Однако проведение сравнения между государствами помогает объяснить то или иное политическое явление и находить способы решения возникших проблем.

Сравнение — это средство приобретения знаний. «Все познается в сравнении», — гласит народная мудрость. Как отдельный человек определяет свое социальное положение и свои индивидуальные качества путем многочисленных сравнений и сопоставлений, так и страна может судить о своем положении в мире путем сравнения с другими странами, и здесь не обойтись без исторических аналогий.

Сравнение способствует росту национального самосознания. Если граждане видят, что в других странах люди живут в более комфортных условиях, то у них могут возникнуть вопросы и претензии к правящей элите своей страны. Во многом по этой причине коммунистический режим в СССР не позволял своим гражданам свободно выезжать из страны: сравнение было явно не в пользу «строителей коммунизма».

Кроме того, сравнение помогает вырабатывать универсальные представления о политических явлениях и мыслить аналитически.

Бихевиористический метод

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритет исследованию оторванных (атомизированных) от общей социальной структуры и социокультурной среды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципы в угоду «голой» рациональности. По мнению Л. С. Панарина, бихевиоризм является наиболее приемлемым для американского общества — общества, лишенного естественных исторических корней. «Бихевиористский индивид-атом знает только внешние ограничения, связанные с давлением других атомов. В этой роли он не чувствует себя связанным ни традициями, ни моралью, ни какими-либо ценностями. Он чувствует себя свободным игроком , которому важно обставить всех остальных».

Системный анализ в политологии

Системный анализ был разработан представителями естественных наук в 30-х гг. прошлого века. В 40-50-х гг. благодаря трудам Т. Парсонса, Р. Мертона, Дж. Хоманса и других исследователей он находит свое применение в социологии. Начиная с 50-60-х гг. системный анализ используется и в политологии (Д. Истон, Г. Алмонд), хотя сама теория систем разрабатывалась в трудах Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгсйма и других.

Системный анализ, по сути, является альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнего рассматривает политическую сферу как целостную, саморегулирующуюся систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой. Он позволяет использовать общую теорию систем в изучении политических явлений, в том числе и политических конфликтов, упорядочить наши представления о политической сфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некую модель политического действия, представить исследуемый объект как единый организм, свойства которого не являются суммой свойств отдельных его элементов. Поэтому любые изменения, происходящие в отдельном элементе системы, могут привести к ее «разбалансировке». Кроме того, системный подход позволяет каждый элемент системы рассматривать как подсистему, наделенную определенными свойствами.

Окружающая социальная среда, в которой развиваются политические события, также может рассматриваться как система или несколько взаимодействующих систем одного класса или нескольких классов. При этом каждый элемент системы любого уровня может одновременно выполнять разные функции по отношению к разным системам или подсистемам.

Синергетический подход в политологии

Одним из методов исследования принципиально новых, случайных, непредвиденных изменений, происходящих в социальных и политических системах, является синергетика. Она пришла в социологию и политологию в конце 70-х гг. XX в. из естественных наук. Суть синергетики в естественных науках заключается в том, что теряющие упорядоченность структуры в физических и химических процессах способны к самоорганизации (И. Пригожин), а нестабильные процессы могут порождать более совершенные субстанции (Г. Хакен). Эти основополагающие выводы открывают новое видение причин и форм развития материи. Суть синсргетичсского подхода в политологии состоит в новом понимании исторического процесса и форм развития социальных, политических, экономических и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Синергетический подход основывается на следующих положениях:

  • историческое развитие человеческой цивилизации связано со случайностью, многовариантностью;
  • разные темпы развития различных систем; возрастание эволюционных ритмов и непредсказуемых флуктуаций в сложных системах;
  • способность системы к самовоспроизводству, к восстановлению разрушенных в ходе изменений структур, к поддержанию собственной идентичности;
  • «сложноорганизованные системы нельзя жестко направлять по пути конкретных трансформаций, необходимо выявлять их собственные тенденции развития»;
  • нелинейность и нерациональность в развитии социума, возможные бифуркации и возникновение хаоса;
  • хаос как созидаюшее начало для конструирования и развития качественно новой организации, нового порядка;
  • самоорганизация как возникновение упорядоченных структур там, где они отсутствовали, как процесс перехода от хаоса к порядку;
  • общественное развитие как непредсказуемая смена состояний общества и его структур в отличие от классического видения развития от одной стадии к другой;
  • сложность выявления субъекта перемен, особенно в условиях бифуркации, так как сложные системы обладают высокой чувствительностью к флуктуациям;
  • избавление от веры в рациональность и достижимость окончательного знания.

Синергетический подход открывает новые возможности в исследовании сложных политических систем. Он позволяет взглянуть на общество (государство) как на саморазвивающуюся систему, в рамках которой происходят слабоконтролируемые или неконтролируемые процессы, которые могут быть и ненаблюдаемыми. В определенной мере синергетический подход дает представление об извечной проблеме нереализованных или неудачно реализованных политических решений: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Теория социального действия

В исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма, второй — М. Вебера.

По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Начало нового этапа в развитии теории социального действия связан с трудами известного французского социолога А. Турена. По его мнению, классическая социология рассматривала общество как единое целое. Однако в условиях индустриального и постиндустриального общества различные социальные движения создают проблемные поля и социальные конфликты и сами делают свою историю. Если раньше противники могли апеллировать к «представителю метасоциального порядка» — к справедливости священника или короля, то «теперь не только это священное исчезло, оно оказалось захвачено фундаментальными конфликтами, вместо высшего мира единства создается центральное место социальных конфликтов».

Основными субъектами социального (политического) конфликта становятся не классы и партии, а общественные движения. При этом они не нуждаются в посредниках в лице политических партий и других политических институтов. В условиях быстрого развития средств информации и коммуникации роль посредников существенно снижается. Социальные действия общественных движений приобретают политический характер и направлены против государства (политической системы) как главного политического оппонента. По мнению А. Турена, в современном политическом конфликте преобладающая роль принадлежит реальным субъектам политического действия.

Антропологический метод

Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе — существо политическое и не может жить обособленно. В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

Структурно-функциональный подход. В соответствии с ним политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социо- логи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологическая парадигма - противоположность функ- ционалистическим теориям, предполагающая консснсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начала формироваться в 50-60-е гг. XX в. в работах таких ученых, как Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер, Р. Мур, К. Болдинг и др. Так, по мнению немецкого социолога Р. Да- рендорфа, конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен. Но в отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф считает, что в современных условиях классовый конфликт не ведет к разрушению социально-политической системы общества.

Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие: метод экспертных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход и т. д.

В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.

Теоретическая политология занимается разработкой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества. Но при этом все теоретические разработки так или иначе направлены на решение практических задач.

Прикладная политология исследует конкретные политические ситуации с целью получения необходимой информации, разработки политических прогнозов, практических советов, рекомендаций и решения возникающих политических и социальных проблем.

Функции политологии

Функция (от лат.functio - исполнение) — назначение, обязанность. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семей- ныс отношения в обществе; функция политических институтов — управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии — исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.

Основными функциями политологии являются:

  • познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;
  • диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;
  • прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;
  • организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;
  • управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
  • инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;
  • идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;
  • прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.

Функции политологии

Предназначение и роль политологии находят свое проявление в вы полняемых ею функциях:

Гносеологическая (познавательная) функция . Сущность данной функции в адекватном отражении политической реальности, раскрытии закономерностей политического развития, выработке систематизированных знаний о политике. Как и любая другая наука, политология должна описать, объяснить и прогнозировать развитие явлений и процессов. В контексте политической науки речь идет о политических явлениях и процессах.

Аксиологическая (оценочная) функция - политическая наука дает оценку политическому строю, режимам, институтам, политическим решениям и политическому поведению. Эту функцию не следует подменять классовым подходом и превращать политологию в разновидность идеологии. Аксиологическая функция политологии, как и любой другой общественной науки, определяется спецификой социального познания, которое своими выводами и прогнозами задевает определенные социальные интересы. Аксиологическая функция ориентирована на признание общечеловеческих гуманистических ценностей, на человеческое измерение политики.

Функция политической социализации связана с формированием политической культуры, определенного типа человека политического. Само содержание политической науки ориентирует на развитие рационально-критического мышления, на формирование гражданина, а не подданного. Политическая наука формирует гражданственность и демократическую культуру населения.

Функция рационализации политической жизни. Выполняя эту функцию, политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ, обосновывает необходимость и направленность преобразований. Политология, вырабатывая политические технологии, дает рекомендации по разрешению социально-политических конфликтов, проведению избирательных кампаний, формированию политического имиджа лидеров и т. д.

Мотивационно-регулятивная функция связана с непосредственным влиянием политического знания на политическое поведение людей. Степень научной мотивации политических действий и политического поведения - важнейший показатель уровня развития политической культуры.

Функции, которые выполняет политология, раскрывают ее роль в жизни современного общества. Политология способствует рационализации политической деятельности и формированию гражданина, который обладает необходимыми знаниями для рационально-критического анализа политической жизни

5. Понятие политики

Слово «политика» возникает в середине I тысячелетия до «, э. Оно происходит от греческого слова - polis, что означает город-государство. Политика в античности понималась как искусство управления полисом (государством), то есть множеством людей, живущих совместно и имеющих различные интересы.

Политика - это сложное общественное явление. Для анализа политики можно применить следующее английские понятия, наиболее точно отражающие ее различные аспекты: polity - политические институты, деятельность которых закрепляется правовыми нормами и политическими традициями; policy - политический курс, связанный с конкретными общественным» интересами, ценностными ориентациями, с технологиями принятия политических решений; politics - конкретное «делание политики», определенные политические процессы, которые имеют волевые, интеллектуальные, социально-психологические формы. Политику можно рассматривать следующим образом; а) как сферу общественной жизни; б) один из видов социальной активности - политическая деятельность; в) тип социальных отношений. Аристотель видал в политике высшее проявление человеческой социальности. Человек - ивотное политическое, то есть общественное, как считал Аристотель. Полис - это «вполне завершенное и совершенное общение». Такое понимание политики называют коммуникационным.

Политика возникает на определенном этапе развития общества, когда происходит разложение первобытного строя, усложняется социальная структура, возникает и усиливается экономическое неравенство. В таком обществе формируются новые механизмы властных отношений, появляется господство одних социальных групп над другими. Однако, политическая власть должна была выразить не только интересы экономически господствующих социальных сил, но и интересы целого, то есть общества, через опосредованное согласование социальных, классовых интересов. Так появляются государство и право.

Политика становилась искусством управления сложно дифференцированным сообществом, разделенным на антагонистические интересы. Задача политики состояла в обеспечении целостности и эффективности функционирования общества путем организации управления, регулирования и контроля его деятельности как целого, которое состоит из социальных слоев и классов, имеющих различные интересы. Сущность политического заключается в социальном господстве одних групп над другими с помощью механизма социального господства. Поэтому важнейшим в политике становится овладение главным в механизме Социальною господства - государством. М. Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Политика - явление динамическое, она носит процессуальный характер. Это процесс подготовки, принятия и реализации необходимых общества решений. В политическом процессе определяются цели политик, принимаются решения; происходит мобилизация ресурсов и организация масс для достижения поставленных целей; регулируется политическая деятельность и осуществляется контроль за ней, осуществляется анализ полученных результатов и определяются новые цели политики. Таким образом, политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использования власти и управления социальными процессами в государственно-организованном сообществе.

Политика обладает сложной структурой:

организационный компонент политики - это политические институты как центры управления и регулирования общественными процессами, например: правительство, парламент, президент, партии, средства массовой информации;

политические отношения, которые выражают устойчивые взаимосвязи между субъектами политики. Это могут быть отношения господства и подчинения, соперничества и сотрудничества, конфликта и согласия, конфронтации и баланса интересов;

политическое сознание, которое функционирует на уровне политической идеологии и политической психологии;

политические процессы, которые связаны с выработкой и принятием обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Все это составляет политическое пространство в его системном единстве и многообразии. Политика как особая сфера социальности выполняет многообразные функции в обществе. Это выражение и защита социально-значимых интересов различных слоев и групп общества и национально-государственного интереса в целом. Важнейшей функцией политики является структурирование и институирование политической системы общества, 1С функциям политики относятся: управление и руководство политическим процессом в интересах конкретных политических субъектов и всего общества; интеграция различных слоев общества и поиск баланса социальных интересов; предотвращение и регулирование социальных конфликтов; формирование политического сознания граждан; определение социально значимых для всего общества целей и мобилизация ресурсов для достижения этих целей. Основной функцией политики является интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности. Политика как сфера деятельности и поведения, связанных с властью, организацией, управлением в рамках государственно-организованных сообществ, занимает особое место в человеческой жизни. Политика является особым аспектом социального бытия, связанным с организацией и координацией действий ради достижения согласованных целей. В широком смысле политика - «это борьба за организацию человеческих возможностей» (американский политолог Д. Хелд).

1.. Развитие политической мысли в древности и античности

Современная политическая наука возникает во второй половине XIX - начале XX вв. Но примитивные представления о политике появляются уже в древности с возникновением политической

власти и государства. Со Н и I тысячелетий до н. э. дошли до нас памятники законотворчества.

На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер. Собственно политическая терминология отсутствовала.

В середине I тысячелетия до н. э. в античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое

развивалось с античности до появления современной политической науки, можно назвать протополитикой. Протополитика - это теоретическая деятельность предшественников современной политической науки. Это знание стало мощной корневой системой, на которую опиралась и опирается политология.

Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе - с греческой философией. В это время возникают политические термины и политические концепции.

Появляется и сам термин «политика». Политическое знание не выделялось еще в самостоятельную сферу исследований. Проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, через призму достижения справедливости, добра, общего блага. Основное

внимание уделялось выяснению цели и смысла человеческого бытия и человеческой деятельности. Поэтому главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы

правления. Самого термина «государство» еще не было. У греков было слово - «полис», т. е. множество людей, живущих совместно. Были и другие политические термины: «монархия», «олигархия»,

«демократия», «аристократия», «анархия», «охлократия», «тимократия», «тирания». Многообразие политической терминологии и политических концепций говорит о развитости политического мышления и об определённой глубине познания механизмов политической власти.

Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427-347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Они рассматривали различные формы правления* анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления стремились найти лучшую из

них. Глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особо важный вклад в развитие политической мысли. Аристотелю принадлежит идея естественного происхождений государства, обоснование особой эффективности смешанной формы правления - политики.

Аристотель выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы.

Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей. В Древнем Риме политическое знание также развивалось в рамках

философско-этических концепций, но на него оказывало большое воздействие и правовое мышление римлян, римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости. Особая роль в разработке политико-правовых концепций

принадлежит Цицердщ?Ј\§6-43 гг. до н.э.). В государстве Цицерон видел «дело народное» (res publica), выражение общего интереса, справедливости и права. Принцип вдшжратии - верховенство

закона, которому подчиняются и граждане/и государство, Цицерон считал связующей силой, основой совместного существования свободных граждан. Наиболее эффективной формой правления им признавалась смешанная форма, которая сочетает в себе царскую власть, аристократию и власть народа - демократию.

В античности в рамках всеохватывающего философского знания развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и происхождение

государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, умеющие управлять. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной

форме правления.

2. Политическая мысль средневековья

Средние века охватывают период с конца V по XV вв. Затем следуют Возрождение и Реформация, которые одни историки относят к позднему Средневековью, а другие - к раннему Новому времени.

В Средние века политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия. Августин Блаженный (354-~430 гг.) и Фома Аквинский (1226-1274 гг.) сыграли главную роль в обосновании христианской, политической концепции. Наибольший интерес у христианских богословов вызывала проблема соотношения мирской и духовной власти, т. е. власти светского правителя, «Града земного» и власти Церкви, власти «Града Божьего». Эта дихотомия разрешалась в пользу церковной власти. Но у Августина одновременно подчеркивалась и самостоятельность каждой из властей, и их взаимодействие в защите веры и установленного Богом социального порядка.

Фома Аквинский в своей знаменитой работе «Сумма теологии» дал иерархию правовых норм. Как христианский богослов он был убежден, что власть божественна по происхождению. Но то, как

используется власть, как ею распоряжается властитель, зависит от воли самого властителя. Он может по своей воле нарушать божественное и естественное право и использовать власть, как тиран. Фома Аквинский делал вывод о праве на сопротивление тиранической власти, которая не соответствует божественному установлению.

Только в рамках позднего Средневековья появились концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством. В XIV веке Марсилий Падуанский в своем труде «Защитник мира» выступал против притязаний духовенства на светскую власть. Он делил

законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. Вся полнота светской власти должна принадлежать сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало монарха.

Не только теоретические дискуссии в рамках богословия и схоластики, но и реальная политическая борьба за властное верховенство между католической церковью и монархами привели к формированию в европейском политическом сознании представлений о том, что в обществе не существует абсолютной

власти. Католическая церковь руководствовалась теократическим идеалом. Политика была важнейшей стороной ее деятельности. В то же время церковь была противовесом всевластию государства и

вынуждала его идти на компромиссы. В результате между церковью и государством устанавливались "отношения соперничества й сотрудничества. Два властных центра средневекового общества создавали условия для появления особого, европейского типа государственной власти - власти, вынужденной считаться с другими общественными институтами, идти с ними на диалог.

В средние века господствовал теологический подход к анализу политики, государства и права. Многое из античной социально-философской традиции было утрачено или трансформировано в контексте христианского богословия. Но даже под религиозным покровом политическая мысль не спала.

В процессе научного познания политология использует разнообразные методы . Метод есть способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов и средств практического или теоретического освоения действительности . В своей сумме используемые методы позволяют глубоко и всесторонне познать предмет исследования.

Институциональный метод направлен на изучение институтов, с помощью которых обеспечивается политическая деятельность и закрепляются социальные порядки. Речь идёт о государстве и его органах, партиях , различных организациях, избирательных системах , механизмах разделения властей, правительственных программах, правовых установлениях и т. п.

Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений (политических режимов , форм правления, парламентов, партийных и избирательных систем и др.) в разных странах или в разные периоды времени с целью выявления их общих черт и специфики. На этой основе возможно определение наиболее эффективных форм политической организации или выявление оптимальных путей решения тех или иных политических задач. Этот метод известен еще со времен Аристотеля. Его применение позволяет глубоко изучать опыт других стран. В настоящее время сравнительный метод в политологии распространен особенно широко, в результате чего в ней выделилась особая отрасль знания – сравнительная политология.
Исторический метод требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего. На этой основе возникает возможность обобщать исторический опыт протекания политических процессов, выявлять определенные закономерности в их развитии и делать некоторые прогнозы будущего.

Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от состояния общества, в том числе особенностей его социальной структуры, уровня развития экономики, характера господствующей идеологии, культуры и т. п. В своих крайних, жестко детерминистских формах, социологический метод представлен в марксистском понимании политики как простой надстройки над экономическим базисом.

Системный метод , освоенный политологами сравнительно недавно (50 – 60-е годы ХХ века), в настоящее время занимает одно из ведущих мест в научном познании. С его помощью политические объекты рассматриваются как целостные, сложно организованные, саморегулирующиеся механизмы, находящиеся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Функциональный метод требует выявления определенной зависимости между отдельными политическими и неполитическими явлениями, например, зависимости между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой и т. п. Этот метод основывается исключительно на позитивистской ориентации исследователя и очищен от ценностного и идеологического начала.
Политология может использовать и другие методы, к числу которых, относятся, например, методы эмпирических исследований политической действительности, заимствованные из конкретной социологии. К их числу относятся: анкетирование, наблюдение, использование статистического материала, изучение документов и др. Они позволяют получать конкретный материал, который необходим политологам для научных обобщений.

Как и всякая наука, политология выполняет в обществе определенную социальную роль, которая раскрывается через набор конкретных функций , характеризующих основные направления её применения и использования. Рассмотрим некоторые важнейшие из них.

Информационно-познавательная функция политологии нацелена на то, чтобы дать людям достоверные знания об окружающей их политической действительности. Политология способна объективно и рационально объяснить сложные и противоречивые политические процессы.

Мировоззренческая функция политологии заключается в том, чтобы прояснить гражданам их место в политической жизни, помочь осознать свои интересы и занять правильную политическую позицию. Политология является важным средством политической социализации, формирования гражданственности, современной политической культуры населения.

Теоретико-методологическая функция состоит в том, что политология является исходной основой дальнейшего научного познания политической действительности. Важнейшую роль в этом плане играют концептуальные положения политологии, её принципы, законы и категории, которые могут использоваться для разработки научно обоснованной политики, а также системы управленческих действий, направленных на оптимизацию политической жизни общества.

Прогностическая функция политологии связана с предвидением будущего, с разработкой научно обоснованных прогнозов относительно развития тех или иных процессов в политической сфере. Политология не даёт готовых ответов на все возникающие теоретические и практические вопросы. Исследуя устойчивые тенденции в политической сфере, она формулирует гипотезы-предположения, которые наиболее вероятны в будущем.