Праздничная проповедь в день Святой Троицы (2016г.). Священник Даниил Сысоев. Проповедь в День Святой Троицы

Кто жаждет, иди ко Мне и пей.
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании,
из чрева потекут реки воды живой
»

С егодня, в день Пятидесятницы, наши храмы утопают в цветах и облекаются в зеленые ветки вечной молодости и вечной радости. Сегодня человеческие сердца украшаются благодатию Святаго Духа и становятся похожими на вечноцветущий рай. Сегодня день рождения Церкви. Это торжество святитель Иоанн Златоуст называет столицей всех праздников, заключительным аккордом Божественного Домостроительства. Сегодняшний день — это торжество Пресвятой Троицы, потому, что с сошествием Святого Духа человечеству открывается Истина, что Бог Троичен.

«Бог есть Любовь » Но не только потому, что Он любит Своё творение — мир и человечество. Бог есть Любовь Сам в Себе, потому что бытие Единаго Бога, это со бытие Божественных Ипостасей Отца, Сына и Духа Святого, пребывающих между собой «в вечном движении любви», по словам прп. Максима Исповедника. Троица есть Троица Любви и Бог есть единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.

Священномученик Ириней Лионский говорит: «Церковь приняла от апостолов и их учеников свою веру в Единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие...»

А святитель Николай Сербский очень глубоко и поэтически вдохновенно приоткрывает тайну Святой Троицы такими словами: «О, как совершенная любовь всегда готова к совершеннейшему послушанию! Любовь постоянно бдит в желании и готовности послушаться своего возлюбленного. А из совершенного послушания проистекает, словно поток мёда и млека, совершенная радость, которая и составляет притягательную силу любви. Отец имеет совершенную любовь к Сыну и Духу. Сын имеет совершенную любовь ко Отцу и Духу. И Дух имеет совершенную любовь ко Отцу и Сыну. По этой совершенной любви Отец есть ревностный послушник Сына и Духа, и Сын есть самый ревностный послушник Отца и Духа, и Дух есть самый ревностный послушник Отца и Сына! Как никакая любовь в сотворенном мире не может сравниться со взаимною любовью Божественных Ипостасей, так и никакое послушание не может сравниться с Их взаимным послушанием!»

Тогда, в пятидесятый день по Воскресении Христовом, в виде огненных языков, в шуме стремительного ветра благодати исполнилось то, о чем раньше говорил Господь. «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне » . Дух Святой сошел на неграмотных галилейских рыбаков и соделал их богословами и апостолами, которые без сожаления оставили свои ветхие дырявые вещественные сети и сетями Евангельской проповеди «уловили всю Вселенную».

Но не на одних только апостолов, и не ради только их, сошел Дух Святой, а через них — на всех нас и ради всех нас. Ради всего страждущего, жаждущего, алчущего человечества! Как и раньше, более чем 2 тысячи лет назад, так и сейчас в наш фантастический, сверхскоростной, сверхтехнологичный, прогрессивный, «гуманный», постоянно говорящий о свободе человека, но на самом деле циничный, бездушный, равнодушный, безразличный XXI век — приходит Святой Дух и превращает, претворяет мертвые и пустые человеческие сердца в сосуды благодати, любви и истины!

Целью вочеловечения Слова Божия является принятие людьми Святого Духа, и становление их членами Тела Христова, Церкви и через это — жилищами Троичного Бога! А без благодати Святого Духа мы жалкие, нищие, обезображенные оборванцы, самые несчастные люди, хотя можем рядиться в призрачные одежды мудрых и преуспевающих, как сейчас говорят, состоявшихся людей.

Священномученик о. Иоанн Восторгов говорил, что «обновление и возрождение жизни наших народов заключается в силе жизни духа, а не в тех внешних реформах государственного и общественного строя, на которые теперь возлагают столько надежд: самое лучшее лекарство не поможет трупу». Без жизни духа человечество может превратиться в живой труп, а все, даже самые удивительные информационно-цифровые технологии и достижения прогресса могут стать искусственным венком на его могиле.

Без благодати Святого Духа, оживляющей душу, человек может стать «постчеловеком», «сверхчеловеком», киборгом, не способным ни любить, ни чувствовать, ни верить. Священномученик Иларион Верейский говорил: «Идеал Православия есть не прогресс, но преображение!» Преображение человеческой души. Преображение человеческого сердца. Поэтому мы взываем и вопием со слезами и покаянием:

«Царю Небесный, Утешителю Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Поэтому мы и будем сегодня, стоя на коленях наших сердец, умолять Бога о прощении наших многочисленных грехов.

Преподобный Никодим Святогорец говорит, что существуют три вида опьянения:

Первый — это опьянение от обычного вина.

Второй вид опьянения — опьянение страстями.

И, наконец, третие опьянение — это опьянение Святым Духом! Или «трезвенное опьянение», — как говорит священномученик Дионисий Ареопагит. Это таинственный плод стяжания благодати Святаго Духа, Небесных Божественных энергий. Это невидимые огненные языки, которые созидают в нашем сердце сокровенного человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа.

А дары Святого Духа, которые Господь посылает каждому из нас, они многоразличны, они имеют множество удивительных духовных оттенков, граней, полутонов. Каждый человек прекрасен, уникален и дорог в очах Божиих! Удивительно прекрасен и бесконечно любим. Но мы сами порою коверкаем в себе образ Божий. Засыпаем сладким, коварным, земным, летаргическим сном. И как страшно смотреть на мир и не видеть в нем ничего сакрального, ничего таинственного, ничего одухотворенного Десницей Творца.

И если мы не видим, не чувствуем, не удивляемся красоте Богом сотворенного мира, красоте человеческой души, а красотой считаем лишь моду, стили, дизайн, «артхаус» — то наш путь еще долог! Если человека мы воспринимаем не как образ Божий, а как объект интервенции, а вместо любви в нашем сердце царит корысть и лицемерие — то мы еще не сдвинулись с места!

И если Богом данное время земной жизни мы тратим впустую, в игрушки для взрослых, в добывание корма и поедание его, если не ценим духовные жемчужины, которые дарит нам Господь, а дорожим придорожным навозом, налипшим на белоснежную одежду нашей души — то мы играем на краю пропасти!

Поэтому Святая Церковь будит нас и голос ее колокола, колокола Любви, разносится по всей Вселенной. Старец Фаддей Витовницкий говорит: «Когда мы будем держать ответ на Страшном Суде, мы должны будем ответить и за то, как мы распорядились Божественной силой и жизнью, которые нам дарованы. Ответить за то, что мы создали во Вселенной — гармонию или хаос?»

А геронда Ефрем Аризонский так замечательно говорит: «В ином мире пищей людей будет любовь. Любовь ко Христу и друг ко другу. Один человек будет лицезреть другого и ощущать в душе настоящий рай». Но для того, чтобы наша душа достигла райских обителей, в наших сердцах еще здесь должен зажечься огонь Пятидесятницы!

Сегодня все верующие сердца — раньше парфяне и медяне, жители Месопотамии, Понта и Ассии, а сейчас — Греции, Сербии, Румынии и России и многих других уголков нашей планеты празднуют день Рождения Церкви! Сегодня Господь зовет каждого из нас: «кто жаждет, иди ко Мне и пей ». А мы, стоя на коленопреклоненных молитвах, среди русских березовых райских веток, с сердцем, исполненным благодарности, покаяния и любви вопием и глаголем:

Упование мое — Отец! Прибежище мое — Сын! Покров мой Дух Святый! Троица Святая! Слава Тебе!

Игумен Тихон (Борисов)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Проповедь в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре.

Патриархия.ru

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с .

Патриарх Кирилл: Церковь будет существовать всегда

«Если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало, - отметил Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди , - Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие» .


«Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, - подчеркнул Патриарх, - потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить» .

Митрополит Иларион: Только через причастие Святого Духа может быть воспринята тайна Воплощения и Воскресения Сына Божия

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики храма.

В архипастырском слове после богослужения митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Пятидесятницы называется в молитвах, которые мы только что услышали, праздником завершающим, ибо он есть завершение всех великих праздников — от Рождества Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Этот праздник заключает пасхальный цикл, и от Пятидесятницы ведется счет всем последующим неделям церковного календаря.

В течение долгого периода литургического года мы вспоминали то, что Святые отцы называют домостроительством нашего спасения в Господе Иисусе Христе, — начиная от Рождества Христова, когда Сын Божий воплотился и пришел в этот мир, и вплоть до того момента, когда Он вознесся на небеса и затем, как и обещал, ниспослал Своим ученикам Святого Духа.

« Каждый должен жить так, чтобы не отвернуть от себя благодати Духа Святого »

Что каждый из нас может сделать полезного для Церкви в День Ее рождения? — Предстоятель УПЦ специально для PravLife.

— Что каждый из нас может сделать полезного для Церкви в День Ее рождения?

— В этот Священный день, когда мы празднуем и молитвенно прославляем Третье Лицо Господа Святого Духа, Святой и Единосущной Троицы, каждый из нас должен заглянуть в себя и посмотреть, что мы делаем для того, чтобы стяжать благодать Святого Духа.
Благодать Святого Духа приобретается через разумное смирение перед Богом и перед ближним.Перед Богом смиряться — значит за все благодарить Его, а смиряться перед ближним — это не мстить ему, если даже ближний сделает нам что-то злое.
Мы должны помнить об этом, разбираться в себе самом: что мы делаем по своему смирению, а что — из-за гордыни. И все, что мы должны делать, будем стараться делать со смирением. Потому, что на смиренном прославляется Бог, а гордый возвышает не Бога, а себя. Если будем смиряться перед Богом, то станем тогда верным чадом Его Церкви.

День Святой Троицы. Пятидесятница.

Благословен еси, Христе, Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе.

Этими словами праздничного тропаря мы раскрываем смысл сегодняшнего праздника, который, будучи , в то же время является днем рождения всей Христовой Церкви.

На пятидесятый день после Пасхи и на десятый день после Вознесения Христа был еврейский праздник пятидесятницы. И этот день у евреев заканчивалась жатва. Празднуя это событие, иудеи приносили Богу благодарственную жертву от земных плодов.

Также этот день был и воспоминанием того, как на Синайской горе Господь дал Моисею закон. Этот день все благочестивые евреи проводили в совместной молитве. Несомненно, и апостолы, воспитанные Христом в почитании Закона, собрались вместе в сионской горнице, бывшей местом Тайной вечери. Была с ними и Матерь Иисусова Мария.

Проводив на Елеонской горе своего Учителя, они уже десять дней ждали обещанного Утешителя. И вот в третий час, когда они пребывали в молитве, сильный шум с неба как бы от несущегося сильного ветра, наполнил весь дом. И явились апостолам разделяющиеся огненные языки и почили над главой каждого, и исполнились они Духа Святого и начали говорить на разных языках. Так повествует об этом событии евангелист Лука, участник христианской Пятидесятницы.

Необычайное явление привлекло толпу любопытствующих, и тогда апостолы вышли из горницы и стали проповедовать учение Христа, которое сами только сегодня поняли до конца. В этот праздничный день Иерусалим был переполнен людьми разных национальностей, и велико было их удивление, когда простые и неученые рыбаки стали говорить с каждым на его языке.

Откуда появилась у них эта премудрость? Кто или что переделало простых рыбаков в столь могучих и мудрых проповедников, что, по слову евангелиста, в тот день присоединилось к ним душ около трех тысяч, а на следующий день после проповеди Петра и Иоанна еще пять тысяч уверовали в то, что еще вчера казалось небылицей?

Петр несколько недель тому назад перед угрозой страданий отрекся от своего возлюбленного Учителя…

И вдруг он же находит смелость выступать перед многотысячной толпой открыто, не боясь никого и ничего…

Воистину, по слову тропаря, Господь явил премудрых ловцов, и сетями своего учения они стали завоевывать мир, уловлять вселенную. И вот уже девятнадцать с половиной веков, как это Божественное учение расходится по миру и обильно несет благодать Божию всякой душе жаждущей, и нет в мире преграды, которая могла бы остановить этот поток. И если в разные моменты истории Церкви в том или ином месте этот поток временно как бы приостанавливался, то это для того, чтобы потом с новой силой нестись по миру.

Фото: С. Власов, В. Ходаков. Патриархия.ру

В этот знаменательный день, ниспослав Святаго Своего Духа на апостолов, Христос основал земную Церковь. Незыблемым фундаментом этой Церкви стали апостолы, стенами этого величественного храма стал весь мир, а кровлей его – весь бесконечный небесный свод.

Чем иным, как не благодатью Святого Духа можно объяснить то, что это учение с такой быстротой охватило человечество? Несмотря на иудейских наставников, книжников и фарисеев, несмотря на жестокие гонения римских цезарей, видящих в словах этих скромных рыбаков угрозу своему императорскому могуществу, учение Христа неудержимо привлекало сердца людей, хотя, казалось бы, не должно было находить у них отклика. Люди того времени ждали Мессию, могущественного царя и спасителя земного, а христиане, по словам апостола Павла, проповедовали Христа распятого: иудеям – соблазн, эллинам же – безумие, но… Сила Божия в немощи совершается, и то, что оказалось недоступным для премудрых, стало силой и оружием в руках неграмотных, немощных, но чистых сердцем рыбарей, удел которых теперь – быть ловцами человеков.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, являемся чадами Победной Христовой Церкви, что для нас и великая, радость, и смысл всей нашей жизни. Но это накладывает на нас большую ответственность.

Если первое благовестие апостолов нашло отклик в душах людей и сразу Церковь стала расти внутренне и внешне, в ширину и в глубину – в глубину в смысле накопления , а в ширину в смысле «уловления» вселенной, то и враг Христа с первых дней стал бороть Христа и Его Церковь.

С одной стороны, римские и иудейские власти воздвигли гонения на апостолов, с другой – в среде самих христиан начали совершаться совсем нехристианские поступки (вспомним Ананию и Сапфиру, обманувших апостолов (см.: Деян. 5:1-10)), а затем появились расколы и ереси…

И в наши дни Церковь встречается с теми же трудностями: с одной стороны, непонимание, часто насмешки инакомыслящих, а с другой стороны, недостойное поведение нас самих, христиан.

Истчоник: photosight.ru

Ведь мы с вами – наследники этих рыбарей, и на нас с вами лежит долг продолжать сегодня их великое дело, дело проповеди Христа распятого.

Пусть и сегодня для многих наша проповедь является соблазном, а другим кажется безумием. Мы верим, мы ЗНАЕМ, что это учение освящено благодатью Святого Духа и что по обетованию Самого Христа здание этого величественного храма будет стоять непоколебимо до скончания века.

Но просто верить – это мало. Надо не только верить, но и исповедовать, а главная и самая убедительная проповедь – это проповедь нашей христианской жизнью. Христианин должен быть таковым не только по имени, но всей своей жизнью показывать верность Христу и Его заветам.

Мы должны хранить как величайшее сокровище мир и любовь в своих сердцах, должны проникнуться евангельскими заветами: быть чистыми сердцем, быть милостивыми, миротворцами, чтобы наше очищенное сердце было способно воспринять благодать Святого Духа. Ведь Он, нисшедший на святых апостолов и давший им сверхъестественные силы, и сегодня освящает мир. «Святым Духом всяка душа живится».

От нас, только от нас самих зависит, откроем ли мы свою душу для благодатного дыхания Святого Духа, станем ли мы «премудрыми ловцами». Господь призывает нас! Неужели мы не услышим Его гласа? Да не будет этого!

С чистым сердцем восприимем благодать Господню, чтобы с радостью, выходя из храма, мы могли бы воскликнуть со всей Святой Церковью: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть». Аминь.

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Пятидесятницы, с праздником Святой Троицы. В этот день мы прославляем событие огромной важности, которое по своему значению сопоставимо с сотворением мира и с воплощением Сына Божия. Мы прославляем пришествие в мир Духа Святого.

Святой Дух, конечно, и до этого события пребывал в мире. Дух Божий носился вверху воды в момент таинственного акта сотворения Вселенной (Быт. 1:2). Святой Дух поддерживает все творение. Святой Дух нисходил на ветхозаветных патриархов и пророков, Он давал им силу слова и мудрость. И в этом смысле нельзя сказать, что было время, когда не было Божественного Духа в космосе, в природе или в истории человечества.

Но событие, о котором мы сегодня говорим и которое мы прославляем, совершенно особенное. Святой Дух сошел на апостолов. Это был акт Божественного одухотворения учеников Христа Спасителя, но не только их. Святой Дух сошел не только на тех, кто был собран в Сионской горнице. Он сошел также на каждого, кто присоединился к этой апостольской общине. А всех тех, кто вместе с апостолами составляют эту общину, мы именуем Церковью. Святой Дух вошел в жизнь Церкви. И подобно тому, как Божественное и человеческое соединилось в личности Иисуса Христа, — по формуле IV Вселенского Собора, неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно, — Дух Святой пребывает неизменно вместе с человеческой природой Церкви, не смешиваясь с ней, но и не отделяясь от нее, одухотворяя эту человеческую природу.

И если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало. Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие.

Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить.

Дух Святой не потакает человеческому греху, который существует и в видимой, человеческой церковной жизни. Но эти грехи прощаются через искреннее покаяние, и Дух Святой наполняет наши немощные человеческие сосуды Своей Божественной силой.

Мы сегодня празднуем день рождения Церкви Христовой. Мы празднуем великое таинство соединения Божественного и человеческого, но уже не в личности Иисуса Христа, а в Церкви Божией. И этот день является действительно духоподъемным, прежде всего потому, что сегодня мы обращали к Богу особые молитвы, дабы Дух Святой всегда был с нами, а Он, будучи с нами, укрепляет и возвышает наш слабый и немощный человеческий дух. И, несмотря на человеческую немощь, существует и будет существовать Церковь Божия, в которой силой благодати Святого Духа прощаются человеческие грехи, и обновляется наша жизнь.

И молитва наша сегодня была особой, коленопреклоненной. Мы молились о себе, о Церкви, о роде человеческом, о живых и о мертвых. И верим, что в ответ на эту молитву сила Божия благодатью Святого Духа прикасается ко всем нам и спасает души наши. Аминь.

День Святой Троицы — это особое событие в жизни Церкви. День Святой Троицы — это день, который является своего рода кульминацией всего Нового Завета. Это тот день, в который осуществилось то, к чему человечество очень долго шло после грехопадения. В грехопадении не только человек был проклят Богом, в грехопадении не только человек вступил в отношения с Богом, как в отношения с праведным Судиёй и Мздовоздаятелем. Самое страшное, что случилось в момент грехопадения, — это то, что Дух Святой оставил человеческое естество. Дух Святой, Который был дыханием жизни в человеке, той Истиной животворящей, которая давала человеку возможность беседовать с Богом и ходить в свете Лица Его, покинула человеческое естество. И весь драматизм истории человечества заключается именно в попытке и невозможности вернуть себе это дыхание жизни.

Что было совершено нашим Господом Иисусом Христом? Самым главным догматом является догмат о спасении, как мы знаем. Можно много рассуждать о том, что такое спасение. Это вечная жизнь, это рай, это блаженство, это воскресение всего человека — и души, и тела. Но и здесь, пожалуй, самое важное, что мы можем сказать, — это то, что человек спасённый — это тот, кто смог соединиться с Богом Духом Святым. Не соединившийся — не спасённый. И Спаситель возвращает нам через Свой подвиг — крестный — возможность приобщения к Богу Духу Святому.

Сегодняшнее Евангелие очень хорошо раскрывает эту суть. Евангелие от Иоанна говорит, что ученики и все те, кто слушал Иисуса, хотели принять Духа Святаго, потому что на них не было ещё Его. А также, объясняет евангелист, потому, что Иисус не был прославлен. Прославление Иисуса, по толкованию святых отцов, есть Его восшествие на крест, Его смерть, воскресение и вознесение. И как он обетовал своим ученикам, чтобы они, находясь в граде Иерусалиме, находились вместе до тех пор, пока не облекутся силою свыше (слова эти Он говорит в момент Вознесения, за 10 дней до Сошествия Святого Духа), то и осуществилось обетованное Господом. Дух Святой уже не в виде голубя и не прикровенно, а в виде огненных языков, дыханием бурным нисходит на каждого из апостолов, почиет на каждом из них, исполняя их преизобильно дарами благодатными, изливая на них изобильно благодать, делая их храмами Бога Духа Святаго. Они начинают говорить на разных языках, они идут бесстрашно во всю вселенную, проповедуя, будучи свидетелями, по заповеди Христовой, нашего Господа Иисуса Христа, а самое важное — того дела, которое Он совершил.

Какое совершил дело Иисус? С одной стороны, Своей крестной Смертью, Своим вознесением на небо, воскресением и вознесением, Он ниспосылает к человечеству Духа Святаго от Отца, но этот Дух нисходит не на каждого, Он не может насильно войти в человека, Он не может взять и облечь человека во спасение. И в сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Христа: «Жаждущий пусть приходит и пиет» (ср.: Иоан.7:37, Отк.21:6, также Ис.55:1). Только тот, кто жаждет богообщения, тот, кто жаждет блаженной вечной жизни в Боге и со Христом, кто испытывает это чувство подобно тому, как путник в пустыне хочет пить, — только тот, пожалуй, и может дерзнуть и придти ко Христу и испросить у Него этот великий дар. Это значит, что каждого из нас Господь призывает привести себя в чувство этой жаждой, привести себя в чувство осознанием того, что мы без Бога не можем ничего, что мы без Бога очень одиноки, очень унылы, очень греховны, что без Бога мы находимся в узах, в челюстях вечной смерти, которая постоянно терзает нас самыми разными проявлениями и болезнями, и общением, и обстоятельствами, и жутким унынием, которое часто охватывает нашу душу.

И в сегодняшний день Святая Церковь исповедует и свидетельствует для каждого из нас, что, если мы жаждем, то для нас закончилось это время — время рабства вечной смерти, рабства греху, хождения под проклятьем. Для нас начинается новое время хождения в Духе Святом, возможность сделать себя храмом для Бога Духа Святаго. Господь говорит: «Жаждущий, приходи и пей!» Это значит, что абсолютно нет никаких преград, нет никаких причин, по которым бы Господь не дал нам возможность приобщения к этому живоносному источнику, кроме одной: нашего нежелания; и нашего нежелания именно исправления своего.

В сегодняшний день, когда мы прославляем и всю Святую Троицу, и, конечно, дар Святаго Духа, мы говорим, является днём рождения Церкви Христовой, потому что именно в этот день зародилось то, что впоследствии Церковь сама стала называть богочеловеческим организмом — Тело Христово, главой которого является Господь и которое водится и оживотворяется Богом Духом Святым. И в сегодняшний день, прославляя Бога Троицу, давайте возблагодарим Его за то, что Он нас, недостойных, приобщил к этой великой тайне спасения, сделав нас чадами Церкви Христовой, сделав нас членами Своего Святого Тела. Тот, кто вживляется в богочеловеческий организм, тот, кто питается божественными струями и токами от Духа Святаго, тот пребывает вовек. Это слова самого Священного Писания. И дар, который постоянно подаёт нам Святая Церковь в святых Таинствах, и, самое главное, в Таинстве Святой Евхаристии, — это всё дары благодати Духа Святаго. Он нам дарует такую возможность приобщения к Телу Христову. Аминь.